Ольга Жукова
Формирование грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие, один из ключевых показателей становления дошкольника, который несет в себе основы психологического, физического и умственного становления ребенка. Не секрет, что современные дошкольники начинают говорить позже своих пап и мам в этом возрасте. Значит актуальность работы в направлении развития речевых способностей с дошколятами очевидна. Хочу рассмотреть этот аспект с точки зрения дидактической игры.
Публикация «Формирование грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры» размещена в разделах
Так как игра органична и естественна для детей, то ее "помощь", форма, через которую мы несем детям знания облегчит процесс и закрепит навыки и умения приобретаемые в упражнениях.
Термин «грамматика» несет в себе расширенное значение в языкознании:он обозначает, во-первых, грамматический строй языка, во-вторых, науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении.
Дети в младшем дошкольном возрасте учатся произносить слова и используют их лишь в простых фразах, либо односложно.
Старшие дошкольники уже имеют достаточный багаж для формирования предложений, пытаются употреблять глаголы сложной формы, интуитивно подбирая окончания. Побудить детей пользоваться всем словарем, доступным в их возрасте. Привить вкус и желание грамотно разговаривать - задача воспитателей и родителей. Только совместно создавая языковую благоприятную среду, в которой ребенку будет интересно развивать и обогащать свой словарный запас, мы дадим возможность вырастить грамотного ребенка. Ведь речь,при всем многообразии её значения еще и отражает мыслительную деятельность.
Современными исследователями - психологами, лингвистами, психолингвистами (Л. С. Выготским, С. Л. Рубинштейном, П. П. Блонским, Л. П. Якубинским, М. М. Бахтиным, Н. И. Жинкиным, А. А. Леонтьевым, А. М. Шахнаровичем, И. А. Зимней и др.) четко дифференцированы понятия «язык» и «речь». Согласно современному словарю по педагогике язык -это «система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации»
Ниже приведены задачи дидактических игр, используемых для построения грамматически правильной речи дошкольников.
1 год. Во II младшей группе: дидактические на освоение родовой принадлежности и падежных форм имен существительных, активизацию предлогов, образование форм единственного и множественного числа.
2 год В средней группе расширяется круг грамматических категорий : дидактические игры уже проходят без наглядного материала, чтобы дети могли на интуитивном уровне уловить грамматическое правило (Например окончание в родительном падеже)
3 год В старшей группе помимо словоизменения и изучения слов проводится рассказ, под диктовку. ребенок "наговаривает", а воспитатель записывает; таким образом дошкольник имеет возможность продумывать высказывания, вносить исправления.
4 год В подготовительной группе все вышеперечисленное используется и ряд задач усложняется. Дети составляют описательные рассказы игрушек, либо загадки -описания по которым другие ребята узнают о чем идет речь.