Надежда Войнова
Использование дидактической игры при формировании фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Без игры, нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза является одной из важнейших задач речевого развития старших дошкольников, так как позволяет создать необходимые предпосылки для обучения детей грамоте и помогает предотвратить возможные нарушения при формировании в дальнейшем письменной речи, что обеспечивает взаимосвязь со следующей ступенью системы образования в соответствии с ФГОС.
Темочки:
- Дидактические игры. Проекты
- Игры для детей. ВСЕ дидактические игры
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Фонематический слух. Консультации для педагогов
- Темочки
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье.
Развитие фонематического слуха имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основы успешного обучения в школе. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по формированию фонематического слуха.
Я в своей работе очень много времени уделяю формированию фонематических процессов, использую разные приемы и дидактические игры на развитие фонематического слуха. Чем лучше будут развиты фонематические процессы, тем быстрее будет проходить коррекция речи ребенка.
Бесспорна взаимосвязь развития фонематического слуха не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т. д., что так важно при формировании навыков чтения и письма. При усвоении грамматического строя родного языка дошкольник проходит путь от ориентировки на звуковую форму морфем к ориентировке на отдельные фонематические признаки. Культура фонематического слуха занимает в этом процессе одно из ведущих мест.
Многие исследователи подчёркивали роль развития осознания детьми фонетической стороны речи. Это исследования психологов, педагогов, лингвистов, создавших предпосылки для комплексного подхода к решению задач подготовки детей к обучению грамоте (А. Н. Гвоздев, Д. Б. Эльконин, В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова и др.). Это выражено в положениях дошкольной педагогики о роли педагогического содействия в речевом развитии дошкольников (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А Флёрина, Ф. А. Сохин, концепции о развивающем влиянии игр (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова и др.).
От понимания, особенностей звуковой стороны речи можно протянуть нить к осознанию речи в широком смысле слова - как осознание явлений языка и речи детьми дошкольного возраста, как условие формирования произвольности речи.
В работах перечисленных авторов проблема формирования фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста является одной из наиболее значимых для специальной подготовки детей к обучению грамоте. Формирование фонематического слуха очень важно, так как его несформированность приводит к недостаткам усвоения письма, т. е. к дисграфии, а также вызывает трудности и в овладении чтением. При своевременном развитии фонематического слуха, легче корректируется и звукопроизношение детей.
Перспективным в преодолении нарушений речи, представляется использование ведущей для дошкольного возраста деятельности – игровой. Именно в этой деятельности происходит развитие речи, личности, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, моторики, формирование умения управлять своим поведением. Все, что сопровождается игрой, легко воспринимается, быстро и прочно усваивается ребенком. В процессе игры ребенку дается максимальная возможность усвоения различных знаний, поэтому при включении в работу игр сравнительно легче добиться от детей усвоения материала. Многие исследователи (Л. С. Выготский, В. И. Селиверстов, А. И. Сорокина и др.) подчеркивают большое значение использования игр в воспитании дошкольников. Л. С. Выготский писал, что «игра - основное условие развития дошкольника, позволяющее ему проявить способности, открывающие его зону ближайшего развития». Игра значима для развития речи детей с общим недоразвитием речи. Исследования Г. А. Волковой, В. И. Селиверстова, С. Н. Шаховской доказывают необходимость использования игр в коррекционной работе с детьми. Несмотря на широкое использование игры в дошкольном воспитании и обучении, не все ее возможности исследованы и не полностью реализуются, особенно в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Дидактическая игра представляет собой один из методов развивающего обучения. Под методом обучения в методике понимают систему организации взаимосвязанной деятельности педагога и детей для достижения учебно-познавательных целей.
Для того, чтобы развивать фонематический слух можно использовать специальные дидактические игры. Эти дидактические игры на развитие фонематического слуха построены на умении правильно слышать звуки родного языка. Практически во всех играх в задании указано, что необходимо выделить определенные звуки в начале, в середине или в конце слова, а для этого их нужно услышать.
Некоторые игры, которые я использую в своей работе :
1. Игра «Интересный кубик». Цель- определение места звука в слове.
Ребенку предлагается бросить кубик и назвать ту картинку, которая выпала. Определить где стоит заданный звук (начало, середина, конец слова).
2. Игра «Волшебный цветочек». Цель – подобрать слова на заданный звук. Ребенок составляет ромашку только из тех лепестков, на которых картинки с заданным звуком.
3. Игра «Цепочки слов». Можно проводить с подгруппой детей. Дети называют по очереди слова на заданный звук в начале слова (середине, конце). Кто больше назовет слов.
4. Игра «Магазин». Приходим в магазин и покупаем продукты на заданный звук. Определяем позицию звука в слове.