Абзалилова Дина Рафиковна
Формирование ЗКР посредством дидактической игры для детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д., элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др., связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты, а так же элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора). Составные компоненты звуковой культуры: речевой слух и речевое дыхание - являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи. Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель. О. И. Соловьева, определяя основные направления работы по воспитанию звуковой культура речи, отмечает, что «перед, педагогом стоят задачи: воспитания у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание выразительности детской речи.»Воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно. В то же время в работе по формированию звуковой стороны речи воспитатели могут использовать некоторые логопедические приемы, так же как и логопед, кроме исправления речи, занимается пропедевтической работой, направленной на предупреждение недостатков речи. Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи. Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а в последствии и неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое звукопроизношения т. к. правильно слышимый и произносимый звук - основа обучения грамоте, правильной письменной речи.
Публикация «Формирование ЗКР посредством дидактической игры для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Актуальность темы:
(слайд № 2) Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими людьми.
Основные направления работы по воспитанию ЗКР - это воспитание у детей чистого, ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание чёткого произношения (дикции, выразительности детской речи.
Иногда работа воспитателя по формированию правильной речи у детей, по предупреждению недостатков речи отождествляется с работой логопеда по исправлению недостатков произношения звуков. Это неправильно. Воспитание ЗКР не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Это лишь часть работы по ЗКР. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, чётким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно. Воспитатели занимаются работой, направленной на предупреждение недостатков речи.
Идея включения дидактической игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей.
Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширять практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире (А. С. Макаренко, У. П. Усова, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, Е. И. Тихеева и др.) .
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
Важным является положительное эмоциональное отношение детей к подобным играм. Удачно и быстро найденное решение, радость победы, успех, одобрение со стороны воспитателя оказывают на детей положительное воздействие, активизируют их мышление, способствуют повышению интереса к познавательной деятельности.
Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свою звуковую культуру речи.
(Слайд №3) Цель: формирование ЗКР детей среднего дошкольного возраста посредством дидактической игры.
(Слайд №4) Задачи:
1) Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков;
2) Отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков;
3) Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний
(Слайд №5) Для достижения поставленной нами цели. Мной были внедрены в работу следующие авторские дидактические игры.
(Слайд №6) Лэпбук по звуковой культуре речи. В него артикуляционная гимнастика, чистоговорки, веселые скороговорки, стихи. А так же дидактические игры : «Собери пазлы», «Заштрихуй фигуры», «Обведи фигуру по точкам».
(Слайд №7) Авторская дидактическая игра «Звуковые дорожки». Цель этой игры автоматизация изолированного звука, выработка длительной воздушной струи, формирование звуковой культуры речи.
(Слайд №8) Авторская дидактическая игра «Шнурок с пуговицами». Цель этой игры научить придумывать (подбирать) слово на заданный звук.
(Слайд №9) Авторская дидактическая игра «Придумай слово на такой же звук». Цель этой игры научить придумывать (подбирать) слово на заданный звук.
(Слайд №10) Авторская дидактическая игра «Самолет». Цель этой игры автоматизация звука «С» в предложении.
(Слайд №11) Авторская дидактическая игра «Волшебная ниточка». Цель этой игры : закрепление скороговорок. Ребенок, наматывая ленточку на карандаш (палец) проговаривает предложения, скороговорки.
(Слайд №12) А также для достижения поставленной цели в группе создана соответствующая развивающая предметно-пространственная среда. В группе создан центр развития речи «Почитай-ка»
(Слайд №13) Центр развития речи оснащен дидактическими играми и пособия по развитию звуковой культуры речи.
Вывод:
Воспитание звуковой культуры речи, одна из важных задач детского сада, так как именно дошкольный возраст наиболее сензитивный. Систематическая работа над развитием звуковой культуры речи поможет ребенку стать успешным в школе. Нарушение устной речи отрицательно влияет на становление письменной. Как показывают исследования Р. Е. Левиной, Н. А. Никашиной, Л. Ф. Спировой и других, готовность к звуковому анализу у дошкольников с нарушениями устной речи почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей. Что позволяют утверждать, что речь ребенка необходимо развивать в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте речь наиболее гибка и податлива, а главное – нарушения речи преодолеваются легче и быстрее.
(Слайд №14)