Папки-передвижки

Формирование графомоторных навыков в онтогенезе

Мария Хоровинникова
Формирование графомоторных навыков в онтогенезе
▼ Скачать + Заказать документы

Становление графо-моторного навыка начинается с раннего возраста.

1 - 1,5 года малыш зажимает карандаш в ладони, движения его пока ограничены. Он получает радость и увлечен самим процессом. Может чертить беспорядочные линии.

К 2 - 3 годам ребёнок начинает держать карандаш сверху, также зажимая его в ладони. Сложные движения спонтанны и не ограничены ориентирами. В этом возрасте дети начинают воспроизводить простые формы, могут копировать круг.

Публикация «Формирование графомоторных навыков в онтогенезе» размещена в разделах

С 3 лет линии приобретают осмысленность, они более определенны и менее разбросаны. Улучшается координация при выполнении вертикальных движений, но имитируют движения плохо. Овалы пока неровные, но на рисунках их уже много. Может копировать крест. В этом возрасте ребенок может обводить простые фигуры по контуру, начинает рисовать человека, состоящего из трех частей - «головонога» (обычно из головы, глаз и ног).

В 3 - 4,5 года совершенствуется координация движений и зрительно- пространственное восприятие, что позволяет детям хорошо копировать. Дети уже умеют передавать пропорции фигур, ограничивать протяжённость линий и рисовать их относительно параллельными. Рисунки разнообразны по сюжетам. Дошкольники могут копировать квадрат, рисовать человека из шести частей, пытаются подписывать свои рисунки.

В 5 лет дети хорошо выполняют горизонтальные и вертикальные штрихи, способны ограничивать их длину. Правильно держат карандаш. Раскрашивают простые формы. Рисунки приобретают детализированный и пропорциональный характер, становится больше цветов. Обнаруживаются явные отличия рисунков мальчиков (машины, самолеты) и девочек (куклы, наряды, цветы). Совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети всё больше стараются писать буквы. Копирует заглавные печатные буквы [14].

В 6 лет дети пропорционально копируют простые геометрические фигуры, соблюдая их размер. Более четкими становятся штрихи, а овалы - завершёнными. Шестилетний ребенок умеет рисовать геометрические фигуры в тетради в клетку. Регулярные занятия рисованием повышают качество движений, тренируют зрительную память и пространственное восприятие, создавая основу для успешного обучения письму [6, 32].

К 7 годам ребенок должен уметь свободно различать пальцы; полноценно владеть мелкой моторикой; копировать сложные рисунки и фигуры; проводить прямые горизонтальные, вертикальные и наклонные линии; хорошо рисовать овалы и линии с закруглениями; «видеть строку», писать в ней; видеть клеточки и точно вести по ним рисунок; уметь выполнять серию ритмически организованных графических движений.

Тонкая моторика кистей и пальцев рук

2 - 3 года. Дети могут захватывать предметы большим и указательным пальцами. Им доступно открывание крышек, игры с песком и глиной, использование ножниц.

В 3 - 4 года правильно определяет большой палец. Умеет поочередно загибать пальчики каждой руки, делать легкие удары кулаком по ладони, поочередно постукивать пальчиками по поверхности.

В 4 - 5 лет дети могут определять предметы в мешочке на ощупь, шнуровать ботинки, постукивать пальчиками начиная с мизинца, поглаживать все пальчики большим, чередовать два несложных движения. (Например, щепоть - ладонь).

К старшему дошкольному возрасту (5 - 6 лет) дети владеют всеми необходимыми навыками самообслуживания : застегивают пуговицы, завязывают шнурки, узелки и др. Принимают посильное участие в домашних делах: сервировке стола, уборке помещения и т. п.

К 6 - 7 годам в основном заканчивается созревание зон коры головного мозга, отвечающих за развитие мелких мышц кисти. Дети способны овладеть клавишной игрой на инструменте. Аккуратно вырезают картинки. Свободно различает все пальцы [20].

Зрительно - пространственное восприятие

В 3 - 4 года начинается дифференциация корковых отделов двигательного анализатора. Моторный репертуар ребенка расширяется и усложняется. Обогащается «схема тела», тонкая моторика, артикуляции, предметные действия. В этот период Б. А. Сазонтьев подчеркивает: основная трудность рисовальщика дошкольного возраста состоит в том, что у них еще не развито пространственное восприятие предмета и навыки изображения пространства на листе бумаги. Плоскость листа побуждает детей выделять плоскую грань предмета, либо развертывать рельеф видимой стороны предмета в плоский контур [1].

К 5 - 6 годам дети могут выделять основные части группы предметов, определять признаки различия и сходства, сравнивать предметы различной величины (до 10, размещая их по убыванию или возрастанию, различать круглую, квадратную и треугольную форму предметов, обозначать свое местоположение и предмета относительно других.

К 7 годам дети легко узнают предметы и картины со сложным сюжетом. Могут объединять группы предметов и удалять часть предметов из группы, находить части целого и целое по известным, сравнивать, измерять длину предметов, отрезков прямых линий с помощью условной меры. Способны делить круг, квадрат на две и четыре равные части. Видоизменять геометрические фигуры, ориентироваться в окружающем пространстве, на нелинованном листе бумаги и в клетку. Владеют пространственными понятиями: слева, справа, сзади, спереди, вверху, внизу, между, далеко, близко, широкий, узкий и т. д. [14]

Зрительно-моторная координация

Важнейшей функцией, от которой зависит графо-моторный процесс, является зрительно-моторная координация.

В период от 1 года до 4 - 5 лет дети овладевают произвольной регуляцией движений руки. Зрительный контроль за движениями почти отсутствует. Постепенно происходит межанализаторная интеграция двигательных ощущений и зрительных образов. Рука как бы учит «глаз».

К 6 - 8 годам межанализаторная интеграция достигает наибольшего развития и зрительно-моторная координация начинает занимать ведущее положение в регуляции графо- моторных движений и развитии соответствующих навыков [35].

Слухомоторная координация

В период 0 - 2 мес. дети начинают различать звуки в пространстве, узнавать голос матери, замирать при появлении нового звука.

К 2 годам формируется фонематическое восприятие.

К 5 - 6 годам ребенок полностью овладевает фонематической и ритмической структурой слов, орфоэпическими нормами. В этом же возрасте дети могут воспринимать ритмы из 6 звуков, повторять их без ошибок.

К 7 годам уже хорошо воспринимают речевые инструкции без наглядного сопровождения. Справляются с письменными заданиями по речевой инструкции [14].

Зрительная память

Зрительная (образная) память появляется около 8 месяцев. Целенаправленное запоминание появляется в возрасте 5 лет. До этого времени ребенок запоминает непроизвольно. В основном произвольная память проявляется в игре.

К 5 годам ребенок способен запомнить 7 - 8 картинок из 10 - 15 предъявленных.

К 7 годам ребенок способен осознано запоминать информацию. В кратковременной памяти ребенок способен удержать от 5 до 8 картинок или слов. Таким образом, завершается дошкольный возраст, ребенок достигает необходимого уровня физической, нервно-психической и интеллектуальной зрелости, которая предполагает сформированность пространственно- временного представления, зрительного и слухового анализа и синтеза, общей моторики, тонких движений кистей и пальцев рук, зрительно- пространственных координаций, произвольного управления поведением [14].

Состояние графо-моторных навыков находится на достаточно высоком уровне, однако их формирование завершается только к 10-11 годам, когда почерк становится стабильным, а увеличение скорости письма не приводит к его искажению [6].

Публикации по теме:

Формирование графо-моторных навыков у детей с ОНР Процесс формирования графомоторных навыков Графомоторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие.

Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста Цель: Рассмотреть и изучить специфику развития коммуникативных навыков и методы коррекции у детей с РАС Задачи: Определить сущность понятия.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возрастаФормирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно.

Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Шепель М. В., Смирнова О. М. Согласно Федеральному государственному образовательному.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возрастаФормирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста Ранний возраст (1 – 3 лет) является сложным для ребенка и очень насыщенным. У маленького человечка появляется стремление к самостоятельности.

Формирование трудовых навыков детей средствами экологии Труд является важным средством воспитания детей дошкольного возраста. В детском саду процесс воспитания организовывается так, чтобы дети.

Использование лэпбука в работе по развитию графомоторных навыковИспользование лэпбука в работе по развитию графомоторных навыков Что такое лэпбук (лепбук? Лэпбук (лепбук, lap – колени, book – книга). Если переводить дословно, то лэпбук — это книжка на коленях. Технология.

Формирование классификационных навыков у дошкольников посредством ТРИЗ технологии Тенденция структурировать опыт – базовое свойство человека (Ж. Пиаже). С помощью классификации люди не только упорядочивают перцептивный.

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование графомоторных навыков в онтогенезе
Опубликовано: 16 февраля 2022 в 15:01
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование графомоторных навыков в онтогенезе» (включая файлы) размещена пользователем Мария Хоровинникова (УИ 1129161) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД