Ирина Гранкина
Формирование детского творчества в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование детского творчества в дошкольном возрасте
Даже имея большую популярность среди педагогов, психологов и родителей, под пристальным вниманием ученых, детское творчество остается загадочным явлением. Принято считать, что воображение ребенка намного богаче и разнообразнее воображения взрослого.
Данное представление об изначально присущем дошкольнику ярком воображении существовало у некоторых ученых психологов. Однако, в 30-е годы Л. С. Выготский показал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного жизненного опыта. Поэтому довольно несправедливо утверждать, что воображение ребенка богаче воображения взрослого, просто дети по своему объясняет реальные вещи, которые взрослым кажутся нестандартными и оригинальными. Но если перед ребенком поставить специальную задачу что-нибудь сочинить, то многие дети теряются и отказываются это делать, а если соглашаются, то выполняют задачу традиционно и стереотипно.
Публикация «Формирование детского творчества в дошкольном возрасте» размещена в разделах
До сих пор вопросы, касающиеся ранних этапов развития детского творчества, остаются без ответов. Как только заходит речь об истоках творческой деятельности и творчества, психологи начинают противоречить друг другу.
На этот счет, в зарубежной психологии существуют различные точки зрения. Торренс считал, что творчество пробуждается в детях только к 5 годам, однако, по данным Андрюса, «пик творчества» у детей приходится на 3,5 — 4,5 года. Расхождение тут более глубокое, чем может показаться на первый взгляд: год, даже полгода, в жизни ребенка — это очень большой срок, поскольку он развивается быстро и все время включаются в действие новые и новые психологические механизмы. Другая позиция заключается в том, что ряд психологов вовсе отказываются от детского творчества, называя его «пассивной фантазией».
Так что же происходит на самом деле? Когда ребенок начинает действовать не на основе реальности, а на основе собственных представлений, мы можем наблюдать первые проявления воображения. Играя в магазин, ребенок представляет листья деревьев деньгами, а палочки или камушки — товаром. В данной ситуации ребенок, при помощи воображения заменяет реальные предметы на воображаемые, другие. Эти первые проявления воображения относятся к 2,5 — 3 годам, так как ребенок начинает действовать не в реальной ситуации, а воображаемой, и возникает это прежде всего в игре. Именно играя, ребенок формирует умение находить собственные оригинальные решения и ответы, способность действовать в плане образных представлений.
Воображение ребенка тесно связано с действительностью, и первая форма связи заключается в том, что материалом детской фантазии являются знания и представления малыша об окружающем его мире.
Необходимо развивать интересы дошкольника. Первой линией развития в этом плане является постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем и вызывает познавательную активность ребенка.
Но накопление знаний - лишь предпосылка для развития творчества. Знания не должны быть бесполезным грузом. Нужно учить детей активно использовать эти знания в различных играх и на занятиях.
Творческое воображение относится к числу фундаментальных психологических новообразований дошкольного детства. Это почва, на которой позднее вырастает профессионально развитое воображение художника, ученого, изобретателя, писателя. Не следует забывать, что это так же основа теоретического мышления на всех последующих этапах развития, включая прежде всего младший школьный возраст.
Продуктивное воображение и творческое мышление, таким образом, включены в единый контекст творческого развития ребенка на правах его самоценных образующих.