Марина Орловская
Формирование цифровой образовательной среды в работе старшего воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Орловская Марина Рудольфовна
ГБДОУ детский сад № 87
Приморского района г. Санкт-Петербург
Современный мир невозможно представить без цифровых технологий. Они прочно вошли в нашу повседневную жизнь и наполнили все отрасли, включая образовательную, что, несомненно, трансформирует деятельность ДОУ, формируя цифровую образовательную среду, включающий всю совокупность ресурсов, обеспечивающих образовательный процесс управления образовательной организации.
Публикация «Формирование цифровой образовательной среды в работе старшего воспитателя» размещена в разделах
Организация современной цифровой среды в ДОУ способствует реализации ключевых принципов, целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
ЦОС ДОУ включает:
– комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы;
– совокупность технологических средств ИКТ : компьютеры, планшеты, телевизоры, ноутбуки, интерактивные доски, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы;
– систему современных педагогических технологий, обеспечивающих развитие и воспитание дошкольников в современной информационно-образовательной среде.
Правильно организованная цифровая среда помогает решать множество задач, как для педагогов, так и для родителей, а также разнообразить образовательный процесс для детей. При внедрении ЦОС ожидаемо снижается нагрузка на педагогов за счет автоматизации некоторых процессов и экономии времени при подготовки к занятиям.
Целенаправленное и комплексное встраивание общедоступных цифровых инструментов в информационную образовательную среду ДОО способно оказать значительное влияние на оптимизацию процесса управления дошкольной образовательной организацией, обеспечение представительства ДОО в российском цифровом образовательном пространстве, налаживанию и расширению социокультурного партнерства.
Наиболее важными условиями построения ЦОС в конкретной ДОO являются:
- координирование стратегических направлений деятельности организации со стороны администрации сада;
- минимизирование денежных затрат на дорогостоящее оборудование, использование собственных цифровых устройств сотрудниками детского сада;
- отсутствие необходимости введения в штат системного администратора для установки и обслуживания оборудования, обучения педагогов;
- добросовестное выполнение должностных обязанностей сотрудниками в контексте образовательной политики конкретной ДОО, своевременное формирование ИКТ-компетентности коллектива;
- неукоснительное соблюдение всеми субъектами деятельности требований обеспечения информационной и психологической безопасности педагогического процесса.
Формирование цифровой образовательной среды современной ДОО требует переоценки привычных представлений об образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Современного ребенка уже не представить в отрыве от цифровых технологий, гаджетов и электронных ресурсов. Избыточное и неконтролируемое взаимодействие с этими достижениями XXI века способно привести к эмоциональной перегрузке и информационной зависимости ребенка, но полный отказ от возможностей ИКТ при этом не является решением проблемы. Педагоги дошкольной образовательной организации, разумно и планомерно включая цифровые ресурсы в образовательный процесс, дают детям опыт осмысленного взаимодействия в цифровой среде и обогащают 43 возможности родителей в применении технических средств для решения задач, соответствующих возрастным особенностям дошкольника.
К положительным сторонам умеренного использования цифровых ресурсов можно отнести повышение мотивации детей к познавательной деятельности, развитие эмоциональной восприимчивости за счет привлечения качественного визуального и музыкального контента, развитие коммуникативной культуры, закладывание основ информационной грамотности дошкольников, профилактику цифровой зависимости у детей. Формирование цифровой образовательной среды ДОО является эффективным способом оптимизации как взаимодействия внутри коллектива, так и организации работы с родителями, социальными партнерами.
Не следует забывать и о рисках применения цифровых инструментов совместной деятельности в ЦОС ДОО, в которым можно отнести опасность подмены живого общения взрослого с детьми визуальным контактом с цифровыми объектами, не обеспечивающими обратной связи и эмоциональной поддержки конкретному ребенку. Для предупреждения проблем в развитии эмоциональной сферы и снижения риска информационной перегрузки детей необходимо акцентировать внимание на развитии эмоционального интеллекта дошкольников, разумном ограничении использования цифровых инструментов как в детском саду, так и дома, а также повышении уровня ИКТ- компетентности педагога и родителя.