Алия Биргалина
Формирование чувства патриотизма у дошкольников посредством воспитания любви к родному краю
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА У ДОШКОЛЬНИКОВ
ПОСРЕДСТВОМ ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ
Воспитание нравственных качеств и патриотизма у подрастающего поколения в современных условиях Российской Федерации становится задачей государственной важности.
Публикация «Формирование чувства патриотизма у дошкольников посредством воспитания любви к родному краю» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Сегодня происходит переоценка сущности патриотического воспитания. В официальном документе «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» уделено внимание приобщению детей к культурному наследию, перечислены традиционные духовно-нравственные ценности страны: вера в добро, человеколюбие, справедливость. Необходимость формирования поколения, осознающего принадлежность к своему народу, понимающего культуру народов, населяющих Россию, и мировую культуру в целом, а также способного ориентироваться в современном поликультурном обществе, распространяется на всю систему образования.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию : создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В процессе целенаправленного нравственно-патриотического воспитания у ребёнка возникает чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, доброе отношение к другим людям.
Известно, что чувство патриотизма не возникает в человеке само по себе. Процесс этот достаточно длительный и не простой. Становление человека как нравственной личности и формирование его отношения к Родине, стране в которой он живёт, начинается с самого раннего детства.
Ребёнку-дошкольнику доступно освоение особенностей культуры
региона, в котором он проживает. Изучение форм и содержания соседствующих культур помогает ребёнку-дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом.
Воспитание в маленьком человеке любви к Родине начинается с самого близкого и дорогого для ребё нка: с любви к родителям, родному дому, природе, культуре своей малой Родины.
Не секрет, что незабываемые детские впечатления яркие, связанные с красотой природы, историей родного края часто остаются в памяти человека на всю жизнь. Сколько бы лет ни было человеку, куда бы ни забросила его жизнь, он всегда с теплотой вспоминает свои родные места, где он родился и вырос, с друзьями детства, родной улицей, на которой жил, двором, в котором играл.
Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Происходит формирование духовности ребёнка, эмоций, чувств, мышления. Данный возрастной период является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень яркие и сильные, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Не заменят край родимый
Никакие чудеса!
Только здесь всё так любимо –
Реки, горы и леса.
Здесь от милого порога
Начинается страна.
Стран других на карте много,
Только Родина одна!
(Олеся Емельянова)
Именно приобщение детей к ценностям родного края способствует формированию у них таких черт характера, которые помогут в дальнейшем стать патриотом и гражданином своей Родины.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Быть патриотом – не только знать и любить свою Родину, но и активно работать на ее благо.
Патриотическое воспитание ребёнка – это основа формирования будущего гражданина.
Таким образом, целью работы педагога в данном направлении является формирование чувства патриотизма, любви и привязанности к «малой» и «большой» Родине, основанные на ознакомлении дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края через разнообразные виды деятельности
Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Обогащать, систематизировать и расширять знание детей о родном крае на основе краеведческого материала.
2. Развивать интерес к историческому прошлому России, истории и культурным ценностям родного города, его традициям.
3. Развивать интеллектуальную компетенцию, эмоциональную отзывчивость.
4. Формировать духовно-нравственные качества личности ребенка через приобщение их к истории и культуре родного края, которая неразрывно связана с историей их страны.
5. Воспитывать чувство привязанности к своему родному городу, восхищение его красотой, вызвать чувство гордости за свою страну, за принадлежность к русской культуре и стремление сделать свою Родину богаче и краше. Воспитывать уважение к своему народу, его традициям.
Формы и методы работы по патриотическому воспитанию :
• Целевые прогулки, экскурсии к памятникам, монументам, в краеведческий музей и т. д. ;
• Рассказы воспитателя, беседы с детьми о славной истории родной страны и родного города;
• Наблюдения (например, во время целевых прогулок по городу);
• Демонстрация тематических видеороликов, презентаций;
• Чтение художественной литературы;
• Праздники, развлечения, вечера, викторины;
• Знакомство с русским фольклором: сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми;
• Знакомство с народным творчеством, вышивкой, росписью. А. Л. Усова подчёркивала, что в любом уголке Земли есть народное творчество, а на практике воспитания получается так, что близкое и родное почти не используется.
• Знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов, художников;
• Посещение тематических выставок или их самостоятельная организация;
• Обеспечение развивающей предметно-пространственной среды предметами этнографической культуры;
• Использование в жизни детей народных игр, в которых отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. Народные игры, имея нравственную основу, учат дошкольников обретать гармонию с окружающим миром;
• Участие в посильных общественно – полезных работах (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т. п.);
В работе по патриотическому воспитанию очень важен личный пример
воспитателя, любящего свою работу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни. Мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания.
При этом важно помнить, что процесс воспитания должен повышать познавательную активность детей и создавать эмоциональную атмосферу. Этому способствуют наглядные и игровые методы.
Для формирования у детей нравственно-патриотических чувств большое значение имеет пример взрослых, близких людей.
Для наиболее эффективной работы необходимо привлекать к сотрудничеству родителей. Семья – это главный педагог ребёнка, который оказывает на него и его развитие большое влияние. Исследователи О. Л. Зверева, Л. В. Загик и другие утверждают, что детей нельзя рассматривать отдельно от их семьи.
Следует обеспечивать преемственность воспитания за счёт возможности семьи участвовать в приобщении дошкольников к народной культуре : совместные народные праздники; посиделки; родительский клуб, семинар-практикум, конкурсы, различного рода выставки и др. Неформальное участие в делах группы позволяет родителям лучше понять своего ребёнка, узнать его интересы, помочь усвоить культуру и быт народа. Дети ощущают близость родных, делятся с ними своими знаниями и впечатлениями, переживаниями и достижениями.
На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как «Отечество», «долг перед Родиной» и т. д.
Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только тогда, когда сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости.
Литература:
1. Воспитание в вопросах и ответах. [Электронный ресурс]
2. Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под ред. Т. И. Оверчук. - М. : 2004.- 56с.
3. Герасимова З. Родной свой край люби и знай. М., «Дошкольное воспитание», 2001, №2
4. Панкратова Н. А., Градусова Л. В. Формировние представлений о природе родного края у детей старшего дошкольного возраста. – Международный студенческий научный вестник № 5, 2015.
5. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо - туристской деятельности. 2005.
6. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет. / Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. , - М: ТЦ «Сфера», 2007.