Елена Ларионова
Социокультурный проект «Взаимодействие ДОУ и краеведческого музея с целью воспитания патриотизма у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мы живем в небольшом уютном и красивом городе – Дзержинск. Нам кажется, что лучше, роднее этого места нет. Наш МБДОУ «Детский сад №110» является частью системы города и успешно решает задачи воспитания, развития и обучения дошкольников.
Многолетняя история нашего города богата событиями, значимыми не только для жителей Дзержинска, но и для всей области. Знакомить детей с доступными историческими событиями - наша задача.
Публикация «Социокультурный проект „Взаимодействие ДОУ и краеведческого музея с целью воспитания патриотизма у старших дошкольников“» размещена в разделах
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Родной край, город. Проекты
- Старшая группа
- Экскурсии в краеведческий музей
- Темочки
Мы, воспитатели, хорошо понимаем, что процветание Родины, уважение к культуре и традициям народа, связь с прошлым, наличие исторической и национальной памяти, непосредственно зависит от воспитания. Мы так же прекрасно осознаем, что воспитывать наших детей нужно на конкретных примерах, исторических событиях. Важны традиции и правила, по которым живет наше сообщество. И в этом нам на помощь приходит музей.
Успех в воспитании патриотических чувств у дошкольников может быть достигнуть только в том случае, если сам воспитатель будет знать историю своего города, своей страны.
Изучая данную проблему, мы разработали значимое для наших условий содержание, формы, средства и методы взаимодействия ДОУ и краеведческого музея в патриотическом воспитании старших дошкольников, основываясь на современных подходах к организации взаимодействия ДОУ и социальных институтов.
Актуальность
Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания патриотизма потребовало новых идей в образовательной и воспитательной деятельности.
Вопросами краеведения, патриотического воспитания, в должном понимании этого слова, родители самостоятельно практически не занимаются. Поэтому эти функции должен взять на себя детский сад, чтобы не только воспитать у детей интерес к истории родного края, но и убедить родителей в важности и необходимости этой работы. Немаловажную роль в воспитании патриотизма у дошкольников играет и краеведческий музей, благодаря которому ребенок может увидеть как жили предки, узнать факты из жизни города и т. п.
Методических рекомендаций по ознакомлению дошкольников с настоящим родного города много, но почти нет публикаций о том, как знакомить с историческим прошлым, стоит ли этим заниматься с детьми 6 – 7 лет, доступна ли их пониманию суть событий, произошедших в минувшем. В условиях этих противоречий возникла идея совместно с Дзержинским краеведческим музеем разработать и реализовать проект «Ознакомление старших дошкольников с прошлым г. Дзержинск через взаимодействие детского сада и краеведческого музея».
Анализ литературы и педагогического опыта позволил определить следующие противоречия:
- между остро осознаваемой необходимостью возрождения духовной связи с родным народом и утратой у значительной части населения (особенно молодежи) уважения к своей культуре, что осложняет работу по воспитанию патриотических чувств у детей;
- между пониманием того, что воспитание патриотизма успешно проходит в процессе приобщения детей к культурному наследию,
- между необходимостью начинать воспитание патриотизма с детского дошкольного возраста и низким уровнем подготовленности работников дошкольных учреждений и родителей к патриотическому воспитанию.
Ведущая педагогическая идея
Правильно организованное взаимодействие ДОУ и краеведческого музея по патриотическому воспитанию дошкольников – основная идея опыта. Именно такой подход способен обеспечить ознакомление детей с историей нашего города и развить их национальное самосознание.
Длительность работы
Работа над опытом охватывает период с сентября по апрель. Осуществляется она поэтапно:
Первый этап. Определение цели, задач, изучение интереса к данной проблеме среди коллег, родителей. Изучение уровня представлений детей о музее и о прошлом родного города.
Второй этап. Разработка модели взаимодействия ДОУ и краеведческого музея. Разработка и апробирование проведения занятий, экскурсий, посвященных истории родного города, края.
Третий этап. Анализ результатов. Обобщение и систематизация материалов опытной работы.
Теоретическая
Проблемы патриотического воспитания рассматривались и исследовались многими педагогами, психологами. И сейчас они остаются актуальными.
Большое влияние на формирование в сознании подрастающего поколения патриотических чувств, изучение героического прошлого старших поколений, оказывает взаимодействие детского сада с краеведческим музеем.
Определяя содержание музейной педагогики, нельзя абстрагироваться от возрастных особенностей воспитанников.
Учебные занятия в музее, раздвигают рамки привычного образовательного пространства. В музее ребёнок чувствует себя «не совсем» на занятии, он более раскрепощён, более приобщён к жизни, хотя музей традиционно и представляется как собрание ценностей и памятников других эпох. Таким образом, достигается вариативность образования, происходит соединение с реальностью, насыщенной информацией о разных временных отрезках.
Характер общения ребёнка с музеем во многом зависит от степени его воспитания, интересов и способности ориентироваться в окружающем мире.
В музейной педагогике обозначена главная проблема – осмысление подходов к познанию дошкольниками музейного пространства. Общение педагога и детей в музейной среде, традиционно ограничиваемое алгоритмом экскурсии, в настоящее время приобретает более живой, импровизированный характер. Личностно ориентированная модель взаимодействия ребёнка с музейным объектом предполагает проявление разных чувств, восприятие образов и формирования индивидуальных представлений. Однако этого явно недостаточно для построения по настоящему диалогичного взаимодействия взрослого и воспитанника в музейной среде.
Новизна
Новизна опыта состоит в разработке активных методов взаимодействия ДОУ с краеведческим музеем в патриотическом воспитании старших дошкольников.
Технология проекта.
Целью работы является изучение краеведения как элемента дошкольного образования и разработка активных методов ознакомления старших дошкольников с историей родного края на основе взаимодействия дошкольного учреждения с краеведческим музеем.
Задачи.
1. Обосновать и в ходе работы апробировать активные методы формирования представлений детей 6-7 лет об истории родного края на основе взаимодействия с краеведческим музеем.
2. Использовать наряду с традиционными экскурсиями в музей, занятия в детском саду с музейными предметами, которые проводит сотрудник музея.
3. Создать условия для закрепления представлений о истории Дзержинска, полученные на экскурсиях и занятиях, в разных видах творческой деятельности.
Организация учебно – воспитательного процесса
Организация работы по ознакомлению старших дошкольников с историей Дзержинска строится в соответствии с перспективным планом по патриотическому воспитанию ООП ДОУ.
К числу активных методов, позволивших успешно реализовать поставленные задачи, относим и методы закрепления представлений детей об истории края через создание условий для разных видов изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность относится к числу специфически детских видов деятельности, поэтому она всегда интересна для детей и обеспечивает усвоение представлений об исторических событиях.
Эффективными методами, активизирующими восприятие детей, обеспечивающими их речевую активность, является видео-презентации.
Результативность
Теоретический анализ, проведенный по проблеме исследования, позволил выделить следующие критерии, определяющие:
- уровень представлений о прошлом города;
- уровень представлений о навыках поведения в музее, его назначении, правил музейного поведения;
- эмоциональное отношение к событиям истории нашего города, края.
Основная трудность в ознакомлении дошкольников с историей города, края состоит в том, что у них не сформировано историческое сознание: они не могут представить историческую прямую времени, определить своё место на ней, поэтому сохраняя хронологический порядок описываемых явлений следует сводить их к двум историческим понятиям: прошлое (давным — давно, в старину) и настоящее (наши дни).
Основной формой работы ознакомления детей с историей города, края являются экскурсии, которые дополняются занятиями в детском саду с музейными предметами, играми, связанными по тематике с историей города, края.
Эффективность усвоения материала детьми зависит от их активности в ходе экскурсии, поэтому целесообразно максимально использовать взаимодействие с игровыми персонажами в музее, действия с музейными предметами. Учитывая пластичность детской психики (они быстро запоминают, но также быстро и забывают, необходимо уточнять знания через активные формы и методы работы. В нашем проекте это : составление рассказов для альбома «Мы знаем наш город», оформление фоторепортажей для родителей «Мы были в музее», продуктивная деятельность (рисование, аппликация, конструирование моделей).
Успешность освоения представлений об историческом прошлом города, края, определяется не только и не столько информированностью детей о цифрах, датах, именах, сколько развитием их личностного интереса, желания воспринимать эмоционально ориентированный материал. Ребенок идет к постижению ценностей через эмоционально – образное принятие исторических событий, личностное переживание их значимости, развитие положительного отношения к истории края.
Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности взаимодействия детского дошкольного учреждения и краеведческого музея в ознакомлении старших дошкольников с историческим прошлым нашего горда, края.
Цикл занятий для дошкольников по патриотическому воспитанию в Дзержинском краеведческом музее.
Тематическая экскурсия «Путешествие по Черноречью 19-нач. 20 вв»
срок – январь
Цель : дать детям представление о быте и промыслах жителей Черноречья 19-20 вв.»
Тематическая экскурсия «Дзержинск родной и близкий»
срок – март
Цель : Познакомить детей с историей возникновения города, с жизнью и бытом дзержинцев 30-60 годов 20 века.
Тематическое мероприятие «Тайны музейного сундучка»
срок – октябрь
Цель : дать детям понятие музея, как учреждения, которое занимается собиранием и хранением памятников истории и культуры, познакомить с предметами старины.
Тематическая экскурсия «Люблю тебя природа в любое время года»
срок –ноябрь
Цель : познакомить детей с разнообразной и неповторимой природой Нижегородского края.
Старший воспитатель : Ларионова Елена Александровна.