Елена Геннадьевна Вакуленко
Формирование читательской грамотности путем развития ценностно-смыслового восприятия художественного произведения
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, обилия информации, которую очень сложно дифференцировать. А, как известно, книга – источник важных знаний. Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение, обогащают личность человека.
Публикация «Формирование читательской грамотности путем развития ценностно-смыслового восприятия художественного произведения» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
5 Основы читательской грамотности закладываются как раз тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать. В этом случае его называют грамотным слушателем (пассивным читателем, это пора воспитания в малыше слушателя. Дошкольный возраст самый активный период для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер. У него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности. Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте состоит из двух этапов:
- пассивного этапа, когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые;
- активного этапа, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, а затем усваивает буквы, начинает читать сам.
Формированию читательской грамотности в дошкольном возрасте развивают с помощью различных заданий, которые стимулируют формирование у детей критического мышления. Сегодня, я хочу вам предложить некоторые приемы, которые помогут воспитателям развить у своих подопечных навыки внимательного и критичного осмысления текста, предмета, информации.
Верные и неверные утверждения.
Этот метод нам хорошо знаком, все мы им активно пользуемся. Используя данный метод, мы приучаем малыша внимательно слушать текст, подвергать его постоянному анализу и осмыслению.
Высказывания: у медведя два глаза, верно?
У медведя один хвост, верно?
У медведя пять лап, верно?
Прием «Кластер».
Кластер пришел к нам из информационных технологий и обозначает объединение нескольких однородных элементов, которые могут рассматриваться как самостоятельные единицы, обладающие определенными свойствами
Метод кластера позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Данный метод универсален, так как помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить. Он может применяться на этапе вхождения или погружения в тему для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания.
Суть метода заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении в определённом порядке схемы.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Последовательность действий при составлении кластера:
1 этап – посередине чистого листа пишется ключевое слово, которое является «сердцем» идеи, темы.
2 этап – вокруг слова записываются все то, что вспомнилось им по поводу данной темы – выражающие идеи, факты, образы («мозговой штурм», подходящие для данной темы (модель «хаос»)
3 этап – осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»).
4 этап – по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
Выводы. Образовательная деятельность с применением метода кластера дает возможность дошкольнику проявить себя, высказать свое видение вопроса, свободу творческой деятельности. В целом, нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию обучающихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.
Синквейн
Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк, которые строятся по определенным правилам». В педагогической практике основной акцент делается на содержание и на принципы построения каждой из строк.
При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра – ведь сочинять весело, полезно и легко. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.
Самое главное: Синквейн – получается у всех!
Когда же начинать знакомство с этим приемом? С детьми старшего возраста.
Чтение с остановками
Применяя данный прием, дети спорят, фантазируют, размышляют вслух, вчитываются и вслушиваются в текст. Учатся работать в парах и группах, учатся мыслить гибко и оригинально, учатся сотрудничать.
Приём «чтение с остановками» учит умению выражать свои мысли. Если ребенок будет уметь выражать свои мысли, то общение с людьми принесёт ему удовлетворение и радость, он сможет отстоять правоту своих суждений.
Данный приём обеспечивает глубокое осмысливание изучаемого материала, развивает творческое мышление и воображение.
Материалом для использования приема «Чтение с остановками» служит повествовательный текст. Непременное условие для использования данного приема - найти оптимальный момент в тексте для остановки.
Эти остановки - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий.
Ещё древние считали, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».
Литература не только обогащает словарь и формирует логику высказывания, но и помогает воспитывать в детях дошкольного возраста такие качества, как самостоятельность, ответственность, инициативность, способность достойно выходить из нестандартных речевых ситуаций, а также формирует готовность к получению новых знаний в течение всей жизни.
В будущем такой самостоятельный и инициативный человек будет готов обучаться всю свою жизнь, будет способен принимать нестандартные решения, уверенно выберет свой профессиональный путь