Надежда Сергеевна Быкова
Формирование естественнонаучной грамотности
▼ Скачать + Заказать документы
«Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность». Л. С. Выготский
Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в дошкольный период воспитания. В условиях дошкольного образования процесс формирования функциональной грамотности ребенка будет успешным при соблюдении следующих требований: интеграции предметов системы дошкольного образования; активном взаимодействии с родителями. Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.
Темочки:
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
Формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников – это одно из направлений функциональной грамотности, которое стала для меня интересной.
Что такое естественнонаучная грамотность дошкольников?
-Это способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира.
Поэтому особенно актуальным для меня, представляется освоение детьми закономерностей окружающего мира через реализацию дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы (далее – ДООП, программа) «Юные исследователи» естественнонаучной направленности.
Целью программы является: формирование и расширение представлений у детей об объектах окружающего мира через практические действия (опыты и эксперименты).
Задачи:
1. Формировать умение детей планировать деятельность, организовывать, доводить до конца эксперимент, анализировать полученный результат и соотносить результат с первоначальной гипотезой.
2. Развивать умение детей следовать устным инструкциям, пользоваться картами-схемами по экспериментированию.
3. Сформировать навыки выполнения правил техники безопасности и умения пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов, работать в коллективе.
На современном этапе развития дошкольного образования развитие познавательного интереса и активности – одна из актуальных проблем детского воспитания.
Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит практический метод обучения дошкольников – экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между педагогами и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло.
Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Для формирования естественнонаучной грамотности, необходимо учитывать несколько условий:
Первым условием является смысл определить использование здоровье сберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать процесс воспитания и обучения таким образом, чтобы ребенок, мог усваивать культуру человечества без излишнего для данного возраста физического и психического напряжения, подрывающего здоровье.
Второе условие - высокий уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволит педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества и одновременно без излишней нагрузки для детей.
Третье условие - обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития.
Организация среды должна учитывать не только дидактические позиции педагогов, но и видение самого ребёнка.
Для формирования элементарных естественнонаучных представлений это должны быть мини-лаборатория или уголок экспериментирования, исследовательский центр в группе, в хорошо освещенном месте.
Детская лаборатория.
Оформление детской лаборатории:
Для фиксирования результатов наблюдений оформляются «Дневники ученых» (папки, тетради, альбомы). Такие дневники могут быт как индивидуальными, так и коллективными. К каждому эксперименту можно подготовить комплекты рисунков-символов, изображающих последовательность проведения эксперимента и его задачи. Особенно такие рисунки помогают ребенку в самостоятельной работе.
В группе желательно иметь коллекции из разных материалов. Коллекции – это объекты, с которыми ребенок имеет возможность играть постоянно. Он может сортировать камни по цвету, размеру, тяжести, подбрасывать их, стучать ими друг о друга, сжимать в ладошке, бросать в воду. Образцы коллекций помогают дошкольникам познакомиться с неживой природой. Кроме того, детям очень нравиться сам процесс изготовление коллекций. Поэтому мы рекомендуем вам сделать собственную коллекцию. У нас в детском саду есть такие коллекции (пуговок, монет, камней, ткани, бумаги, магниты).
Материальная база детской лаборатории:
Столы для опытно-исследовательской деятельности,
Столы и стулья для детей,
Доска с магнитами,
Проектор,
Аудио- и видеоаппаратура.
Основное оборудование и материалы детской лаборатории
1. Приборы-помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, безмен, песочные часы, компасы, разнообразные магниты, бинокль, фонарик.
2. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.
3. Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, уголь, крупный и мелкий песок (разный по цвету, ракушки, шишки, мох.
4. Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы.
5. Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели, деревянные палочки, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые, без игл, марля, мерные ложечки, резиновые груши разного объема.
6. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, ученические линейки, сито, металлические шарики (легкий и тяжелый, соломинки для коктейля.
7. Игровое оборудование: игры на магнитной основе (рыбалка, пластмассовый клоун-водяная мельница, теневой театр, театр на магнитной основе, ванна для игр с песком и водой.
Дополнительное оборудование и материалы:
1. Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
2. Детские халаты (для создания игровой мотивации деятельности, клеенчатые передники, полотенца, косынки).
Учебно-методическое обеспечение программы:
1. Карточки-схемы по этапам проведения опытов и экспериментов:
- карточка-схема ВОЗДУХ, экспериментирование;
- карточка-схема МАГНИТ, экспериментирование;
- карточка-схема ПЕСОК, ГЛИНА, экспериментирование.
2. Плакаты и коллажи по темам:
- плакат «Эта удивительная лаборатория»;
- коллаж «Свойства воздуха»;
- коллаж «Правила, символы соблюдения техники безопасности»;
- плакат «Такие разные магниты».
3. Презентация «Мир исследований и экспериментов».
4. Журнал исследований для записи детьми результатов опытов.
Информационно-образовательные ресурсы:
Аудио материалы:
1. Звуки природы (ветер) https://zvukipro.com/89-zvuki-vetra-ili-vyugi.html
2. Звуки природы (вода) https://youtu.be/SXSIKrlYSXA
Четвертое условие - обеспечение психологического комфорта ребенка в образовательном учреждении с целью сохранения физического и психического здоровья.
Мы с детьми очень много говорим и рассуждаем про экологию на нашей планете Земля. Участвуем во многих экологических областных и районных конкурсах.
Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, засоренность среды обитания – все это вызывает необходимость способствовать экологическому воспитанию дошкольников. Ребенок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред и человеку. Следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех дом, безнравственны. Важно, чтобы базисной основой культуры растущего человека было накопление ребенком гуманных знаний о человеке, обществе и природе как важнейшей составляющей окружающего мира. Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Каждому человеку необходимо знать о своем доме, а наш большой дом – Земля и жить на ней нужно так, чтобы никому не было плохо от твоего общения с окружающей природой. Необходимо воспитывать природой. Необходимо воспитывать интерес к природе, будь то комнатное растение, экзотическое животное или местный водоем. Таким образом, задача педагогов - научить детей самостоятельно находить объяснения явлениям природы, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, тем самым, способствовать формированию у них предпосылок естественнонаучной грамотности.
Выводы
Активная совместная работа по ДООП программе способствует усилению взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса.
В любом виде деятельности можно найти много интересного, занимательного, неизведанного. Благодаря исследовательской деятельности дети становятся более открытыми, в общем, познают окружающий мир благодаря собственным ощущениям. Открывают новые ощущения вместе со мной - с воспитателем. Поэтому хочу отметить, что знания, полученные в результате познавательно-исследовательской деятельности, переносятся в дальнейшем, во все виды деятельности и повышают познавательную активность детей и естественнонаучную грамотность. А значит, это достижение и моего результата. Значит и я, живя сегодня в настоящем, делаю вклад в наше будущее.
В заключении хотелось бы сказать, что приобретенный в дошкольном возрасте опыт познавательно - исследовательской деятельности помогает успешно развивать естественнонаучную функциональную грамотность в дошкольные годы.
Перспективы применения опыта в массовой практике.
Данный материал поможет педагогам в разработке перспективных планов, авторских программ, для детей старшего дошкольного возраста.
Список используемой литературы:
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизвестное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников [Текст] / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М. ТЦ Сфера, 2019. - 192 с.
2. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений[Текст]. - М., ТЦ Сфера, 2007. – 56 с.
3. Куликовская И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст - М. : Педагогическое общество России, 2003. – 80 с.
4. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет - Волгоград, 2011г. – 333 с. - Текст : непосредственный.
5. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. М. ; 2010 г. – 64 с.
6. Рыжова Н. А. Что у нас под ногами. М. ; 2010 г. – 224с.
7. Экспериментальная деятельность детей 4–6 лет [Текст] / авт-сост. Л. Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2020. - 129 с.