Акматова Айнура Асанкуловна
Формирование национального самосознания дошкольников путем приобщения к декоративному рисованию по мотивам народной росписи
▼ Скачать + Заказать документы
«Народ, не признающий своё прошлое — народ без будущего!»
Современные приоритеты образовательного стандарта способствуют возрождению национального воспитания, составной частью которого является формирование национального сознания детей дошкольного возраста. Поэтому актуальной проблемой становится приобщение дошкольников к истокам народного искусства и создание благоприятного духовного основания для всестороннего развития личности. Народное искусство пробуждает у детей первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию у них чувства прекрасного, развивает творческие способности. Несмотря на данную от природы способность детей к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей воспитанников. Большинство педагогов прошлого и настоящего отмечают огромное влияние народного искусства на формирование у детей первых представлений о Родине, чувства любви к ней. Художественную деятельность детей в сфере декоративного искусства следует рассматривать не как цель, а как средство решения более важной задачи: развитие основ личности ребенка. Присвоение детьми через искусство нравственно-эстетических ценностей своего народа, развитие первого чувства Родины имеет огромное значение и для будущего становления личности, осознания себя как частицы своего народа, своей страны. Ностальгия проявляется в зрелые годы, а зарождается в детстве. Ведь, не случайно взрослые люди, нередко на склоне лет, хотят взглянуть на свою родину, вернуться, пусть на короткое время туда, где прошло детство. Окружающая действительность, особенно в городе, не дает возможности реального приобщения детей к народной культуре. Эти пробелы необходимо восполнять посещением разнообразных выставок народно-прикладного искусства, посещением музеев русского зодчества, краеведческих экспозиций. Однако, это не всегда возможно. Поэтому, для полного приобщения детей к национальной культуре в нашей группе проводится углубленная работа по этому направлению. Это выставки народно-прикладных игрушек, экскурсии в "Сокровищницу народных умельцев", оборудованную и оформленную совместно с родителями воспитанников. Здесь дети непосредственно соприкасаются с предметами быта русского народа и изделиями народных умельцев (домашняя утварь, игрушки из глины, бересты, дерева, ткани). С большим интересом и удовольствием ребята сами лепят игрушки из глины, а потом их расписывают. К знакомству с русской культурой относится и заучивание потешек с объяснением старославянских слов, которые сейчас не употребляются в разговорной речи. Интерес к рисованию проявляется у детей рано. Уже с полутора лет дети наблюдая, как родители, старшие братья и сестры действуют с ручкой, карандашом, и сами тоже пытаются брать в руки карандаш и водить им по бумаге. В детском саду происходит приобщение ребенка к изобразительной деятельности. У детей вызывается интерес к действиям с бумагой, краской. Овладение карандашом и кистью удается не сразу. Вначале движения руки с кистью неумелы, но постепенно движения становятся увереннее. Вот тут-то и важен выбор темы для рисования. В этом может помочь народная игрушка. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции. Знакомя детей с произведениями декоративного искусства различных областей и народностей нашей страны, мы воспитываем в ребятах любовь к Родине, уважение к труду людей, создающих эту красоту.
Публикация «Формирование национального самосознания дошкольников путем приобщения к декоративному рисованию по мотивам народной росписи» размещена в разделах
Перед нами, обучая детей декоративному рисованию, стоят следующие задачи:
Образовательная:
- развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах;
- развивать чувство цвета;
- развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своем творчестве;
- совершенствовать технические навыки в рисовании кистью и карандашом.
- умение видеть взаимосвязь между всеми компонентами узора, цветом, композицией, элементами формы.
Развивающая:
- вызвать интерес у детей к изучению истории России, русского народного творчества.
- развивать воображение, фантазию творческое восприятие через самостоятельную деятельность.
- развивать творческие способности.
Воспитательная.
- воспитывать любовь к прекрасному.
В результате проводимых занятий по декоративному рисованию, рассматриванию иллюстраций, изделий народных мастеров, бесед, дидактических игр, чтения стихов, наблюдение в природе, работы с родителями у детей появляется устойчивый интерес к декоративному рисованию, дети хорошо ориентируются я на листе бумаги, лучше владеют кистью. Все это способствует развитию их художественных и интеллектуальных способностей.
Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично, не забывая о личности ребенка, его взглядах, интересах, желаниях.