Курякина Зинаида
Формирование безопасного детства на уроках в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Я- учитель начальных классов. Работаю с детьми младшего школьного возраста 35 год. За время работы я сделала вывод для себя, что условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера в которой живёт ребёнок, целиком и полностью зависит от взрослых, которые должны нести ответственность за счастье и здоровье детей. Задачей учителя начальных классов, я считаю, является пробудить скрытые в каждом ребёнке потенциалы, тягу к прекрасному, к здоровью. А вот каким будет здоровье физическое и психологическое зависит во многом от учителя начальных классов. Притча: Однажды в холодный ветреный день запоздалой весны одна улитка начала взбираться на вишневое дерево. Воробьи на соседнем дереве от души потешались, глядя на нее. Затем один из них подлетел к ней и спросил:
Публикация «Формирование безопасного детства на уроках в начальной школе» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Эй ты, бестолочь, разве не видишь – на этом дереве нет вишен?
Не прерывая своего пути, малютка ответила:
- Будут, когда я туда доберусь. Учитель начальных классов начинает взращивать ростки культуры жизни и работы у подрастающего поколения. И каждодневная кропотливая работа обязательно даст свои положительные плоды. За время своей работы я пришла к выводу: если у ребёнка проблемы со здоровьем, он не может быть хорошим учеником. Но рассматривать здоровье в этой ситуации нужно не только как физическое состояние и самочувствие, а гораздо шире - и как эмоциональное, и как психологическое благополучие ребенка. Здоровье – это не просто отсутствие болезней…. Здоровье – это состояние полного психического, физического, социального и духовного благополучия человека. Образовательное учреждение - это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на детей. Для себя я выделила факторы образовательной среды особо значимые для сохранения здоровья детей:
• психический фон занятий (доброжелательность);
• санитарно-гигиенические условия (проветривание помещений, чистота, цветовое оформление, озеленение классной комнаты.)
• двигательный режим детей.
Школа – это один из важнейших, но трудных жизненных путей ребенка и помогать пройти его без эмоциональных перегрузок – задача учителя.
Использование здоовьесберегающих технологий помогает правильно строить процесс обучения.
Здоровьесберегающие технологии - это:
-отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания;
-рациональная организация учебного процесса в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями детей;
-соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
-необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
На грамотно организованном уроке ученики не только слушают учителя, но и сами активно заинтересованно участвуют в уроке. Дети задают вопросы, предлагают свои варианты ответов, выполняют практические задания, оценивают свою работу, делают выводы. Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление. Изложение учебного материала необходимо вести на доступном для всех учащихся класса языке. Учителю необходимо учитывать усвоения знаний учащихся в течение урока : 5-25-я минута — 80%; 25-35-я минута — 60-40%; 35—40-я минута — 10%.
Психолого-педагогическими технологиями здоровьесбережения являются:
- снятие эмоционального напряжения. Учитель может использовать игровые моменты или предложить детям интересную информацию по изучаемой теме;
- создание благоприятного психологического климата. Доброжелательная обстановка, спокойная беседа, юмор – способствуют созданию комфортной обстановки на уроке;
- охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни. Создание в классе необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, пропаганда здорового образа жизни;
- комплексное использование личностно-ориентированных технологий. Применение технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразных игровых технологий;
-использование образовательных технологий здоровьесберегающей направленности. Это гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания.
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, получить более глубокие знания по изучаемым предметам и остаться здоровыми физически. Считаю, что важно не только научить детей грамоте, но и воспитать порядочного человека, адекватно оценивающего свою личность и способного принести пользу обществу. Таким человеком может стать не только физически здоровый ребёнок, но и испытывающий душевный комфорт в коллективе, осознающий целостность своей личности. Быть здоровым – это естественное стремление человека. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от учёбы и работы, стремится к самосовершенствованию, достигая неувядающей молодости и красоты. Целостность, гармония человеческой личности проявляются, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая сознательную деятельность, не позволяя «душе лениться».
Литература:
1. В. В. Ветрова «Уроки психологического здоровья». Москва 2001 год. Руководство для психологов, педагогов и родителей по развитию личности ребёнка младшего школьного возраста.
2. В. И. Ковалько. «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.» Принципы, средства и методы. Программа здорового образа жизни. Физкультминутки от А до Я. Москва «ВАКО» 2004 год.
3. Н. Ф. Дик. «Начальная школа от А до Я». Практическое руководство для учителя. Ростов-на-Дону «Феникс» 2006 год.
4. Я. Л. Коломинский. «Психология детского коллектива. Система личных взаимоотношений». Минск «Народная асвета» 1984 год.
5. Т. М. Жирова. «Твоя жизнь - твой выбор». Развитие ценностей здорового образа жизни школьников. Психолого - педагогические рекомендации для преподавателей и родителей. Москва «Глобус» 2007 год.