Татьяна Кожемякина
Использование интерактивных приёмов на уроках математики в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Использование интерактивных приёмов на уроках математики в начальной школе
(из опыта работы учителя начальных классов Кожемякиной Татьяны Алексеевны)
Уже давно для организации современного урока наряду с меловой доской учителя используют проекторы, телевизоры, видеомагнитофоны, DVD проигрыватели и другие технические средства. Этот богатый арсенал в настоящее время пополнился еще одним высокотехнологичным устройством - интерактивной доской.
Публикация «Использование интерактивных приёмов на уроках математики в начальной школе» размещена в разделах
- Математика. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Интерактивная доска – уникальное учебное оборудование, представляющее собой сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. В отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения, и сохранять их в виде компьютерных файлов.
Использование интерактивной доски предоставляет учителю новые возможности для оптимизации процесса обучения, создании содержательных и наглядных заданий, развивающих познавательную активность учащихся, структурировании урока, улучшении темпа и течения занятия.
Что дает использование ИД?
• Интенсификацию урока, т. е. повышение производительности учебного труда, комплексное проектирование и реализация целей и задач урока и оптимизация учебно-воспитательного процесса на уроках.
• Повышение интереса и мотивации к предмету у обучающихся.
• Реализацию принципа индивидуального подхода в обучении, когда оно ориентируется на индивидуально-психологические особенности ученика.
• Эффективность подачи материалов форме, наиболее понятной и действенной для прогресса ученика в обучении.
• Неограниченные ресурсы для создания увлекательных и эффективных уроков.
Все выше перечисленное позволяет более полноценно распределять время на уроке как при подаче, так и при закреплении учебного материала. Стоит так же отметить, что при работе с простым экраном учитель вынужден находиться рядом с компьютером, а при работе с интерактивной доской манипуляции компьютерной мыши осуществляются касанием поверхности, тем самым учитель имеет полный доступ к управлению компьютером, оставаясь около доски.
Я, начав работать с интерактивной доской, отметила положительные изменения в качестве уроков, в объеме понимаемого учениками материала.
ИД представляет различные каналы восприятия (текст, звук, графика, анимация, видео)
Преимущества использования интерактивной доски на уроке :
1. Экономия времени. Заранее подготовленные чертежи, схемы, текст позволяют экономить время урока, за счет чего повышается плотность урока.
2. Наглядность и интерактивность. Благодаря этому учащиеся активно работают на уроке. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.
3. Многократное использование :
- Во-первых, вся информация, появляющаяся на доске не стирается, а сохраняется.
- Во-вторых, наглядные материалы и обучающие ресурсы можно хранить в электронном виде и в дальнейшем многократно использовать их. Накапливается электронный банк данных для каждого учителя.
4. Повышается уровень компьютерной компетенции учителя.
5. Школьникам просто нравится работать с интерактивной доской, учиться становиться интересно и увлекательно.
Недостатки использования интерактивных досок.
1. Частое применение ИД способствует дезорганизации учащихся, дети отвлекаются от сути излагаемого материала, а лишь смотрят на яркие картинки, развлекаясь. Поэтому я определяю место и количество уроков в рабочих программах, заранее определяю тему использования доски в тематическом планировании;
2. Здовьесберегающие аспекты. Влияние светового излучения на зрение детей. Необходимость преподавателю работать у доски под ярким световым лучом от видеопроектора. Как и любое техническое средство, интерактивная доска не может использоваться весь урок и, согласно санитарно-гигиеническим нормам, с ней разрешается работать не более 20 минут. Остальное время на уроке используется по усмотрению учителя.
Дидактические и психологические трудности:
- Возможность использования на уроке (лекции) только заранее подготовленной и занесённой в компьютер информации (программы) и, соответственно, невозможность в полной мере задействовать в процессе обучения свежих (порой сиюминутных) материалов; длительная подготовка материала к уроку.
- Определенная сложность освоения, особенно для людей, плохо знакомых с компьютерной техникой.
Способы использования возможностей интерактивной доски учителем математики :
• проведение мультимедийных презентаций;
• проведение устного счета;
• постепенная подача информации;
• заполнение пропусков в текстах, формулах, примерах, задачах, уравнениях при помощи цифровых чернил маркером;
• взаимодействие с объектами, двигая буквы, цифры, слова или картинки;
• возможность вернуться к сделанным записям;
• комбинирование кадров из готовой коллекции изображений (рисунки и схемы к задачам, таблицы, графики, шаблоны линованной бумаги, подложки, символы, иллюстрации, системы координат, линейки и т. д.);
• использование сохранённого урока при повторении и закреплении материала, рефлексии (создавая, таким образом, свое методическое обеспечение).
Итак, я считаю, что применение интерактивной доски на уроках математики позволяет сделать учащихся не пассивными наблюдателями, а активными участниками работы, повышает заинтересованность ребят в изучении предмета, заставляет их подходить к работе творчески, добывать знания самостоятельно. Урок превращается в настоящий творческий процесс, осуществляются принципы развивающего обучения. Всё это позволяет мне сделать вывод, что формируются ключевые компетенции учащихся, тем самым педагогический процесс становится более результативным.