лена матвеева
Развитие критического мышления на уроках в начальной школе
Развитие критического мышления на уроках в начальной школе
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. РАБОТА С ТЕКСТОМ.
Умеющие мыслить, умеют задавать вопросы.
Э. Кинг
Способность думать, анализировать, взвешивать обстоятельства и принимать решения (то есть, собственно, само критическое мышление) является одним из самых важных, из тех, что можно развивать у обучающихся, хотя на самом деле не так много педагогов придают этому значение. Человек, умеющий мыслить критически, способен гармонично и всесторонне развиваться, так как в большинстве случаев он любознателен, прекрасно умеет анализировать, вырабатывать свою точку зрения и способность отстаивать её логическими доводами, способен взвешенно, рационально и комплексно воспринимать любое событие или ситуацию и чётко понимать причинно-следственные связи.
Публикация «Развитие критического мышления на уроках в начальной школе» размещена в разделах
Знания, полученные репродуктивным путем (т. е. когда ученик получает готовые знания, знания, преподнесенные учителем, очень быстро забываются. Знания же, добытые путём умственных усилий школьника, путём его самостоятельного поиска и разрешения противоречий не только становятся интеллектуальной собственностью, но и дают возможность для формирования личности в целом. Тут на помощь учителю приходят различные приемы и технологии по развитию критического мышления. Они служат толчком к самостоятельной работе, к рассмотрению самой сути изучаемого события, процесса или явления. Применение таких приемов способствует формированию следующих универсальных учебных действий:
- развитию коммуникативных способностей, культуры общения
- умению аргументировано отстаивать свою точку зрения
-формированию умения использовать знако-символические средства для дальнейшего моделирования
- овладению навыками смыслового чтения
- овладению логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.
А главное, обеспечивают включение каждого ученика в учебный процесс, где через свою деятельность он сам открывает и приобретает новые знания.
Я бы хотела остановиться только на некоторых методических приемах из моей практики, которые развивают мышление, учат эффективно работать с информацией, с текстом.
Прием «Догадка» (используется на этапе актуализации, до знакомства с темой).
Позволяет выяснить, все что знают или думают ученики по теме урока, пробуждает интерес. Дети называют известные им факты, имена, высказывают мнения, обозначают проблемы, имеющие отношение к теме. Все сведения, факты учитель записывает на доске. По мере усвоения новой информации происходит исправление ошибок. В ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения могут быть связаны в логические цепи.
Прием-игра «Верите ли вы, что…» (этап «вызова», актуализации, до знакомства с темой, текстом).
Этот прием позволяет держать учащихся в интеллектуальном напряжении весь урок и придает ему определенную интригу. У каждого на парте таблица с вопросами-фактами, ее можно вывести и на экран. Прошу учеников установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. Если учащиеся согласны с данными фактами, то ставят в таблице «+», а если нет, то «-».
Например: окружающий мир. 4 класс. Тема : «Как изображают земной шар»
№ ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ?
1. Многие путешественники искали край Земли, и одному из них удалось дойти до него.
2. Земля имеет шарообразную форму.
3. Карта дает наглядное представление о форме Земли.
4. Уменьшенная модель нашей планеты называется «глобус».
5. «Глобус» в переводе с греческого языка означает «шар».
6. Первый глобус появился в Китае.
7. Глобус дает наглядное представление о вращении Земли.
8. Через центр глобуса проходит ось, вокруг которой его можно вращать.
9. На глобусе мы видим множество линий, их нарисовали для красоты.
10. Линии на глобусе помогают ориентироваться на поверхности Земли.
11. Ось проходит через две точки на глобусе.
12. На глобусе есть линии, которые сходятся у полюсов.
13. Северный полюс – самая нижняя точка на глобусе.
14. Ось глобуса наклонена.
15. Если двигаться по любой линии, то попадешь на самую верхнюю точку земного шара.
16. Меридианы и параллели – условные линии на глобусе.
17. По меридианам мы узнаем направление: запад-восток
18. Экватор – самая большая параллель.
19. Экватор делит Землю на два равных полушария: Западное и Восточное.
20. Длина экватора – 40000 км.
21. На глобусе, как и на карте, указывается масштаб.
В конце урока снова возвращаемся к утверждениям и оцениваем их достоверность, используя полученную из текста информацию. Ребята видят, в чём они заблуждались, а в чём оказались правы.
Пирамидная история (этот прием применяю уже после работы школьников с литературным текстом, на этапе рефлексии).
Ребят прошу изобразить прочитанное произведение в виде пирамидки. Номер колечка обозначает количество слов, вписываемых в "Пирамидку». Правила таковы:
1 (верхушка пирамидки) - имя героя произведения (одно слово); 2 колечко пирамидки – это два слова, описывающих героя (внешность, возраст, черты характера, качества); 3 колечко - три слова, описывающих место действия (страна, местность, общественные места и др.); 4 колечко-четыре слова, описывающих проблему истории (потерять, заблудиться, встретить и др.); 5 колечко - пять слов, описывающих первое событие (что явилось причиной проблемы в истории); 6 колечко- шесть слов, описывающих второе событие истории (что происходит с героем и его окружением по ходу сюжета); 7 колечко - семь слов, описывающих третье событие (что предпринимается для решения проблемы); 8 колечко - восемь слов, описывающих решение проблемы.
Например: Литературное чтение. 3 класс. Л. Н. Толстой «Акула».
1. Артиллерист
2. Старый, смелый
3. Берег моря, Африка
4. Мальчики решили поплавать
5. Вздумали плавать в открытом море
6. Акула поплыла прямо на мальчиков
7. Не шевелясь, смотрел, матросы помчались на лодке
8. Сорвaлся с местa, побежaл к пушкaм, прицелился, убил акулу.
Прием ДИАМАНТА – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением (используется после знакомства с текстом).
строчка 1: тема (существительное)
строчка 2: определение (2 прилагательных)
строчка 3: действие (3 глагола)
строчка 4: ассоциации (4 существительных)
строчка 5: действие (3 глагола)
строчка 6: определение (2 прилагательных)
строчка 7: тема (существительное, противоположное по смыслу существительному из первой строки)
Учащиеся с большим удовольствием составляют «Диаманты» и зачитывают друг другу.
Например: Литературное чтение. 2 класс. Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится…».
Зима
Злая, ворчливая
бесится, ворчит, хлопочет
природа, борьба, сравнение, победа
стучится, хохочет, умылась
веселая, румяная
весна
Прием «Опорные сигналы» (на этапе осмысления и анализа текста)
Учащиеся читают текст, стараясь как можно лучше его понять. Предлагаю детям задание: изобразить текст по частям - абзацам при помощи опорных сигналов. В своеобразном конспекте не должно быть слов и предложений, а только рисунки, схемы, символы. Схемы демонстрируются по очереди, объясняются и оцениваются.
Прием-игра «Существительные» (непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная).
Суть игры: коллективный пересказ текста. По «цепочке», по очереди, дети называют существительное, которое наиболее точно соответствует каждому маленькому кусочку текста в его естественном порядке. Причем каждый последующий ученик называет существительные, произнесенные перед ним другими игроками, далее добавляет свое. В итоге, воспроизводится учебный текст существительными, его основная идея.
Таким образом, при помощи различных приемов развития критического мышления происходит непосредственная содержательная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения текста всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, схем и т. д., которые позволяют отслеживать собственное понимание.
Учитель в этот момент оказывает как можно меньшее влияние на обучающихся, ведь ему нужно лишь дать «толчок», а уже основную работу по обработке и осмыслению информации будут делать сами обучающиеся. Школьники соотносят новую информацию со своими устоявшимися представлениями, сознательно связывают новое с уже известным, создавая тем самым новое понимание темы или проблемы. Происходит живой обмен идеями между обучающимися, который даёт им возможность познакомиться с разными точками зрения, учит внимательно слушать товарища и аргументированно защищать свое мнение.