Евгения Гриценко
Формирование речевой деятельности младших школьников на уроках мансийского языка
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование речевой деятельности младших школьников
на уроках мансийского языка»
Учитель начальных классов
Гриценко Евгения Андреевна
2018 год
План.
1. Введение. Актуальность проблемы.
2. Развитие речевой деятельности младших школьников на уроках
мансийского языка.
3. Пути повышения эффективности в развитии речевой деятельности.
Заключение.
I. Введение. Актуальность проблемы.
Публикация «Формирование речевой деятельности младших школьников на уроках мансийского языка» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Проблема изучения родного языка особенно важна сегодня, когда растёт значение сохранения национальной культуры. Современная школа должнаподготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеетзнания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который сможет общаться на своем родном языке.
Овладение родным языком, речью – необходимое условие формированияразносторонне-развивающейся личности. Научиться ясно и грамматически правильноговорить на родном языке, излагать собственные мыслив свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметьвыражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдатьречевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтомуодной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихсясчитаю развитие речевой деятельности.
В соответствие с вышеизложенным была определена цель:
- развитие речевой деятельности младших школьников на уроках мансийского языка
II. Развитие речевой деятельности младших школьников на уроках мансийского языка.
Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям вих
совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в
познании. Она обогащает человека, служит предметомискусства.
Речь – очень широкая сфера деятельности человека. Выделяют три
уровня работы по развитию речевой деятельности учащихся : произносительный уровень, лексический уровень, грамматический уровень.
1. Произносительный уровень. Произношение звуков родной речи к моментупоступления ребёнка в школу. У некоторых детей естьтрудности в произношении некоторых звуков. Произносительная работапланируется по направлениям: техника, орфоэпия, интонация.
У ребёнка-первоклассника, который слышит и воспринимает лишь устную формуречи родного языка, навыки говорения складываются неосознанно под влиянием естественногоречевого окружения. С приходом ребёнка в школу основным механизмомовладения произносительными нормами продолжает оставаться имитация,подражание речи окружающих, причём важнейшим фактором становится звучащаяречь учителя.
Задача учителя родного языка состоит в предупреждении и устранении
речевых ошибок. Следует учить детей правильно читатьнапечатанное и грамотно записывать диктуемое.
2. Лексический уровень. Словарная работа.
Слово – основная единицаречи, от богатства и мобильности словаря личности зависит качество речи иуспешность общения. С точки зрения механизмов речи перед школьником стоятдве задачи :
1) Количественное накопление в памяти слов с пониманием его
значения.
2) Задача активности, готовности словаря к речевой деятельности,
то есть быстрого и точного выбора слов, включения их в
предложения и текст.
Рассмотрим источники обогащения словаря младшего школьника по степенивлияния на речь детей:
1. Речевая среда в семье, среди друзей.
2. Речевая среда : книги, газеты, радио, телевидение.
3. Учебная работа в школе (учебники, речь учителя).
Наилучший источник обогащения словаря – живое общение, речь, устная иписьменная, литература: слово в тексте всегда как бы высвечивается
семантически и художественно.
Приёмы объяснения значений слов (их семантизация) подразделяются на:
а) самостоятельные, то есть без прямой помощи учителя: значение слова
выясняется по картинке-иллюстрации или по картинному словарю;
б) с помощью учителя: объяснение значений слов учителем; введение слова в собственныйтекст, который проясняет его значение; помощьучителя в поиске слова в словарях; обучение использованию словарей.
Школьники любят словарные игры: кроссворды (решение и составлениесвоих, ребусы. Игровой характер принимают поисковые задачи:
исследование происхождения фамилий, имён, топонимов – названий городов,деревень, рек, озёр и так далее (Ятрия, Сыкурья, Манья,Хурумпавыл, Саранпавыл,Халь юс,туйтойка,янгуй, маньуй).
Как правило, каждый из объектов изучения проходит 4 ступени работы
учащихся:
1) Знакомство с словами.
2) Семантизация – занесение в словарик, формирование
соответствующего понятия.
3) Выполнение ряда упражнений со словами.
4) Введение новых слов в текст, в свою речь, то есть
их активизация, употребление в коммуникативных
целях.
3. Грамматический уровень. На этом уровне работы на первое место
выдвигается механизм построения синтаксических конструкций: словосочетанияи предложения. Это достигается упражнениями, тренировкой, то естьпостроением словосочетаний и предложений разнообразных типов.
Словосочетание – это лексико-грамматическое единство, не выражающеезаконченной мысли. Виды речевых упражнений со словосочетаниями:
- установление связей внутри словосочетания,
фиксация этих связей на письме;
- толкование значений словосочетаний вне
предложения и в нём;
- систематическое изображение связей между
словами в словосочетании, то есть
моделирование;
- исправление речевых ошибок в словообразовании.
Предложение – минимальная единица речи. Виды упражнений с
предложениями подразделяются на аналитические (разбор предложений) исистематические (построение, конструирование предложений).
По степени активности учащихся и их познавательной самостоятельности упражнения разделяются на упражнения: «по образцу», конструктивные, коммуникативно-творческие.
Упражнения на основе образцов:
- чтение и запись образцов, анализ их смысла и
формы, выбор слов,изобразительных средств,
выразительное чтение, например:
- заучивание стихов и прозы;
- составление предложений по вопросам, как
простейший приём, так как вопрос подсказывает
структуру ответа;
- составление предложений, аналогичных данному.
Например:
Запишите слова по образцу.
Хотьют? (кто) Маныр варен? (Что делает)
Аги ловиньты. (Девочка читает.)
Пыгрисьханисьтахты. (Мальчик учится)
Атяалысьлы. (Папа рыбачит.)
Конструктивные упражнения – опираются полностью или частично направила или модели, придающие целенаправленность работе школьников всоставлении или в перестройке предложений.
Виды конструктивных упражнений:
- восстановление деформированного текста;
- деление текста, напечатанного без заглавных
букв и без знаков препинания на конце;
- ступенчатое, по вопросам, распространение
данного предложения.
Например:
Разделите текст на предложения.
Ома унлы ома миспосымис пум сунсы.
(Ома унлы. - Мама сидит. Ома миспосы. - Мама корову доит. Мис пум сунсы. - Корова на траву смотрит.)
Творческие упражнения имеют целью свободное составление предложений попредложенным учителем или самостоятельно взятым ситуациям.
Виды творческих упражнений:
- задаётся тема, предлагается картина, что
облегчает работу школьников;
- даются опорные слова или сочетания;
Например:
- составь предложения по картинке;
- составь предложение со словом «амп» (собака).
III. Пути повышения эффективности в развитии речевой деятельности. Заключение.
Научить маленького школьника ясно и грамматически правильно говорить на мансийском языке – сложное и кропотливоедело, требующее от учителя напряжённого труда, а главное – эффективнодействующего подхода к развитию речевой деятельности в самом широком
понимании, его организации и корректировке.
В чём же я вижу пути повышения эффективности развития речевой
деятельности учащихся. Повышению эффективности развития речевойдеятельности способствует целенаправленная подготовка урока (мансийский язык).
Планируя урок, чётко представляю себе, с чем на данном уроке должны
познакомиться учащиеся и что должно быть ими усвоено, чем они должныовладеть на уровне практического применения. Эта целенаправленность иопределяет композиционную структуру урока.
1. Цель планирую как для учителя, так и для ученика (изучить,
запомнить, научиться).
2. С целью обогащения словарного запаса и уменьшения времени на
организационный момент часто планирую нестандартное начало
урока :
- Составь словосочетания, изменяя при необходимости форму слова : тор пинункве – платок одевать, тор пины – платок одевает;
- Скажи наоборот: асирма (холодно)– регын (тепло) ;атын (сладкий) –солвалын, восьрамын (соленный, горький).
3. Продуманность отбора материала:
- Содержание подчинено одной теме, что позволяет обогащать словарныйзапас, группировать слова по темам.
- Обязательное введение новых слов: минимум –1, максимум – 7. Их можетпринести Мудрая Сова или можно получить способом словообразования.
Важную роль в речевом развитии детей имеет внимательное отношениеучителя к речи учащихся. Образцом правильной, ясной, точной, содержательнойречи должна быть речь учителя. Поэтому тщательно готовлюсь к уроку,продумываю ход изложения материала, вопросы к учащимся, работаю надточностью формулировок. Контролирую речь учащихся, исправляю недочётыпроизношения.
Свою работу строю следующим образом. Тематика заданий ориентирована,прежде всего, на обогащение словарного запаса младшихшкольников, восприятие окружающего мира.
Начинаю с обогащения словаря детей. Стараюсь пробудить интерес к
отдельно взятому слову. Изучаем происхождение слова, строение (состав,
произношение, написание, его лексическое значение. И здесь на помощь приходит игра. Разнообразные игры со словами стараюсь включать в каждое занятие, так какони развивают у детей природное языковое чутьё.
- Среди слов найди лишнее: «охсар (лиса, вортолнут (медведь, салыпурнэуй (волк, мис (корова)».
- Поставь слова в алфавитном порядке: суп, аги, массы, тор.
- Назови слово, поменяв порядок слогов, букв: рисьпыг (пыгрись – мальчик, вырос (совыр – заяц).
Словарная работа является ведущим направлением в развитии речевой
деятельности учащихся, а наиболее распространённым приёмом – объяснениедетям незнакомых слов. Поэтому на уроках мансийского знакомлю детей с историей возникновения того или иного слова (Манья – маленькая река, Саранпавыл – зырянский поселок, Хурумпавыл – третья деревня). Очень часто за такими словами,оборотами лежит целый мир, историческая эпоха, факт ушедшего быта, реальноесобытие нашего прошлого. А это нужно нам для того, чтобы понимать ихподлинное значение, чтобы правильно, точно ими пользоваться.
Систематическая словообразовательная работа на уроке позволяет
учащимся увидеть и понять, как образуются слова, проникнуть в тайну их
рождения. Известно, что смысл слова зависит от его частей: корня, суффикса. Вкачестве материала для наблюдений, я использую производные слова суменьшительно-ласкательными суффиксами. Слова предлагаю в текстах, чтобыраскрыть их смысл, а также наблюдать непосредственное употребление их вречи. Например:
Совыркве, пум маныгтэн:
Тысир, тасир пум маныгтэн.
Совыркве, пасса саген:
Тысир, тасир пасса саген.
Затем идё т беседа:
- О ком идёт речь в стихотворении? (совыркве).
- Объясните значение слова «совыркве» (маленький зайчонок).
- Благодаря какой части в составе слова «совыркве (зайчонок)», его значениеотличается от слова «совыр (заяц)». (суффикс).
Провожу различные упражнения, направленные на формирование умениявыделять ближайшие родственные слова, сравнивать их, определять, какимспособом они образованы и как меняется от этого их значение. Например:«олункве (жить) – олы (живет) – олэгум (живу)».
В отличие от слова, предложение обладает смысловой и интонационнойзаконченностью. Исключительно широкие возможности для усвоения детьмипризнаков предложения заключает в себе такой вид заданий как «Соберипредложение», где дети поочерёдно добавляют по одному слову в предыдущуюконструкцию, начиная с грамматической основы. Например:
«Ома пины (Мама одевает)».
«Ома тор пины (Мама платок одевает)».
«Ома нётнэ тор пины. (Мама красивый платок одевает)».
Ещё в практике использую такой вид работы с предложением, как:
- Составь предложение по схеме:
Манхурип? (Какой) Хотьют? (Кто) Маныр варен? (Что делает)
Выгырохсархайты. (Рыжая лиса бежит.)
- Подбери и напиши подходящие по смыслу слова:
- Манхурип воролы? (Какой лес стоит)
- Нётнэ воролы. (Красивый лес стоит.)
В чём же я вижу пути повышения эффективности развития речевойдеятельности учащихся - это целенаправленная подготовкаурока, чёткая цель, продуманность отбора материала,ежеурочное введение новых слов.