Приложение МААМ

Мастер-класс «Технология системно-деятельностного метода обучения на уроках математики в начальной школе при решении задач»

Мария Надина
Мастер-класс «Технология системно-деятельностного метода обучения на уроках математики в начальной школе при решении задач»
▼ Скачать + Заказать документы

Выступление на образовательном Форуме по теме: «Обеспечение преемственности в преподавании предметов в 4 и 5 классах» Надиной М. И., учителя начальных классов, МАОУ «СОШ №17».г. Альметьевск РТ

Мастер-класс

«Технология системно-деятельностного метода обучения

на уроках математики при решении задач».

Великая цель образования-

это не знания, а действия!

Публикация «Мастер-класс „Технология системно-деятельностного метода обучения на уроках математики в начальной школе при решении задач“» размещена в разделах

Герберт Спенсер

Цель: создание условий для передачи опыта по применению системно-деятельностного метода обучения на уроках математики при решении задач.

Задачи :

1. Показать способы применения системно-деятельностного метода обучения;

2. Отследить эффективность мастер-класса через рефлексию участников.

Практическая значимость: предлагаемые приёмы работ можно применять на уроках всем педагогам.

Планируемые результаты мастер – класса :

Метапредметные

Регулятивные УУД:

Участвовать в постановке проблемы мастер – класса;

Принимать и сохранять учебную задачу;

Умение осуществлять действие по заданному алгоритму;

Умение контролировать свою деятельность.

Познавательные УУД:

Установление причинно – следственных связей;

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

Уметь пользоваться педагогической терминологией;

Участвовать в диалоге; приходить к общему решению;

Участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого этикета.

Личностные УУД:

Осознавать необходимость в работе над данной темой;

Проявлять самостоятельность в разных видах деятельности;

Дипломатично выражать своё мнение.

Методы : методы организации учебной деятельности (словесные, наглядные, практическая и самостоятельная работа); методы стимулирования и мотивации обучения (метод формирования интереса); методы контроля и самоконтроля (практическая работа, групповое задание, самооценка);

Оборудование занятия:

- раздаточный материал.

Форма проведения мастер – класса : практическое занятие.

Продолжительность проведения урока : 20 минут

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема моего мастер-класса : «Применение технологии системно- деятельностного подхода на уроках математики при решении задач».

Девиз мастер-класса «Все познается в деятельности». Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Итак, тема нашего мастер-класса –

«Системно-деятельностный подход на уроках математики».

А сейчас попробуем сформулировать задачи мастер-класса.

Продолжите фразы:

У-узнать…

Р-развить…

О-обобщить…

К-конкретизировать,корректировать…

Для чего нам нужна эта тема? Каким образом будем добиваться целей урока?

На какие вопросы вы хотели бы получить сегодня ответы?

Сегодня мы попробуем найти ответы на все ваши вопросы.

Системно – деятельностный подход - это переход к построению стандартов нового поколения с ориентацией на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. В технологии деятельностного подхода различают такие уроки :

-урок «открытия нового знания»

-урок рефлексии

-урок развивающего контроля

-урок общей дидактической направленности

Структура урока с позиций системно - деятельностного подхода:

• Учитель создает проблемную ситуацию;

• Ученик принимает проблемную ситуацию;

• Вместе выявляют проблему;

• Учитель управляет поисковой деятельностью;

• Ученик осуществляет самостоятельный поиск;

• Обсуждение результатов.

Процесс учения- это процесс деятельности ученика, направленный на становление личности в целом. Вот что такое системно-деятельностный подход в обучении.

Системно - деятельностный подход обеспечивает активность и активную позицию ребёнка на уроке; способствует формированию универсальных способов действий.

Ключевыми позициями современного урока являются то, что:

Ученик на уроке – учится сам, учит других.

Учитель на уроке – «дирижер», создающий условия для развития учащихся.

Важной задачей современной системы основного общего образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это достигается путем сознательной, активной деятельности учащихся.

Становится ясно, что ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. Необходимо наполнить урок новыми подходами к организации деятельности учащихся на каждом его этапе.

Сегодня я вам покажу, как применяю деятельностный метод на уроке «открытия новых знаний» по математике, используя создание проблемной ситуации; принятие учениками проблемной ситуации; совместное выявление проблемы.

Ход мастер-класса.

Я предлагаю вам посмотреть на экран и выбрать задачи на движение.

(Задачи : 1. Двое детей начали есть кашу. Через некоторое время первый ребенок кашу съел, а второй нет, хотя порции были одинаковые. Почему это произошло?

2. Два лыжника вышли с двух стартов, расстояние между которыми 30 км. Скорость первого лыжника 5 км/ч, а скорость второго – 6 км/ч. Чему равно будет расстояние между ними через 2 часа?

3. Первый автомобиль проехал 4 км, а второй-9 км, причем первый из них израсходовал бензина на 600г меньше, чем второй. Сколько бензина израсходовал каждый автомобиль, если на 1км пути они расходовали бензина поровну)

Сверьте свою работу с экраном.

- По каким признакам вы определили, что это задачи на движение? (Должны присутствовать такие величины, как время, скорость, расстояние).

- Я с вами согласна, а теперь давайте устно разберем первую задачу.

Двое детей начали есть кашу. Через некоторое время первый ребенок кашу съел, а второй нет, хотя порции были одинаковые. Почему это произошло? (Скорость первого ребенка больше, чем скорость второго).

-А это задача на движение? (Нет)

- Почему нет, ведь в ней присутствует такая величина, как скорость? (Нет такой величины как расстояние).

- А теперь поговорим о третьей задаче.

Первый автомобиль проехал 4 км, а второй-9 км, причем первый из них израсходовал бензина на 600г меньше, чем второй. Сколько бензина израсходовал каждый автомобиль, если на 1км пути они расходовали бензина поровну?

- Это задача на движение? (Нет)

- Почему нет, ведь в ней присутствует такая величина, как расстояние? (Нет такой величины как скорость, время).

Комментарии.

Данный этап урока – вхождение в ситуацию или актуализация знаний помогает индифицировать вид задачи, выделить ее существенные признаки. Но при этом учащимся предлагается задача, которая направлена на то, чтобы ребенок мог увидеть, что не всегда то, на что он привык опираться, ведет по верному пути. В первой задаче есть скорость, время, но задача не на движение, так как отсутствует расстояние. А в третьей задаче есть расстояние, но это другой вид задачи (задача на разностное сранение)

- А теперь разделитесь на группы и решите задачу № 2 за 2 минуты.

Два лыжника вышли с двух стартов, расстояние между которыми 30 км. Скорость первого лыжника 5 км/ч, а скорость второго – 6 км/ч. Чему равно будет расстояние между ними через 2 часа?

Работа ведется маркерами на листах, листы вывешиваются. Участники должны найти, как можно больше решений данной задачи и сделать вывод, с чем это связано.

Решения задачи.

1 вариант. Встречное движение.

1). 5+6=11 (км/ч)-скорость сближения

2).11Х2=22 (км)-расстояние за 2 часа

3).30-22=8 (км)

2 вариант. В противоположные стороны.

1). 5+6=11 (км/ч)-скорость сближения

2).11Х2=22 (км)-расстояние за 2 часа

3).30+22=52 (км)

3 вариант. Движение вдогонку (в одном направлении).

1). 6-5 =1 (км/ч)-скорость сближения

2).1Х2=2 (км)-расстояние за 2 часа

3).30-2=28 (км)

4 вариант. Движение с отставанием (в одном направлении).

1). 6-5 =1 (км/ч)-скорость сближения

2).1Х2=2 (км)-расстояние за 2 часа

3).30+2=32 (км)

Комментарии.

В задаче не указано направление, а это очень важная величина, которая оказывает большое влияние на выбор решения задачи. Так же направление не было указано и в задаче про кашу, это еще один момент, почему задача в № 1 не была задачей на движение.

Данный этап урока – открытие нового знания, а новым знанием было значение такой величины, как НАПРАВЛЕНИЕ. Учащимся для открытия нового знания предлагалась не просто задача, а задача повышенной трудности с недоопределенным условием. Мы относим к задачам повышенной трудности задачи с недостающими данными, так вот задачи с недоопределенным условием имеют более высокий уровень трудности. Данный вид задачи помогает активизировать мыслительную деятельность учащихся. Я думаю, и вы не все сразу смогли увидеть необычность данной задачи, да и не каждый нашел все пути решения, а представьте детей 4 класса, который остается с такой задачей один на один. Из опыта трех уроков в трех разных классах могу сказать следующее, что кто-то уверенно решает или первым или вторым способом, а когда я прошу поискать еще варианты решений, они просто упрощают задачу либо в два действия, либо в выражение и не хотят и не могут понять, почему учитель им говорит: «А еще, какой вариант решения есть. Вторая группа учащихся не начинает даже решать, говоря о том, что задача какая-то неправильная, они интуитивно чувствуют, что в ней что-то не так, третья группа находит максимум три первых варианта решения, исключая движение с отставанием. Открывать новое знание при решении таких задач рекомендую в группах, потому что ситуации, когда ребенок, столкнувшись с новой учебной задачей, убедился, что это задача действительно новая, т. е. он не знает способов ее решения или не уверен в способах ее решения, и именно в групповой работе учащийся имеет возможность обратиться с конкретным запросом на совершенно определенную информацию или способ действия к своим одноклассникам, ибо в таких условиях может развиться ученик, умеющий учить себя. Так же данная форма работы развивает коммуникативные навыки. Именно деятельностный метод помогает подвести детей к решению задач в четыре варианта.

Я вам предложила свой опыт работы над задачей на основе системно-деятельностного подхода. Такая работа помогает в формировании таких ключевых компетентностей, как компетентность в решении проблем, т. е. способность определять цели, оценивать ситуацию, рассмотреть все варианты решения проблемы, выбирать наиболее рациональный; информационную компетентность, т. е. видеть в представленной информации дефицит данных; коммуникативную компетентность - уметь формулировать свое мнение, доказывать, используя математическую терминологию.

Применение деятельностного метода обучения обеспечивает не только деятельность, но и глубокое и прочное усвоение знаний. Применение технологии деятельностного метода обучения создает условия для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей (самовоспитание). Этим обеспечивается выполнение социального заказа, отраженного в положении Закона РФ «Об образовании».

Публикации по теме:

Мастер-класс для учителей начальной школы «Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и развития речи» Мастер-класс для учителей начальных классов «Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и развития речи». Учитель-логопед МОБУ.

Организация совместно детско-взрослой коммуникативной деятельности при решении задач Опдо Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы,.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках и внеурочных занятиях как условие повышения качества преподавания «Профессиональная компетентность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО» В последние годы одной из актуальных тем развития.

Здоровьесберегающие технологии на уроках развития речи с применением метода проектов в начальной школе для обучающихся с ОВЗ .

Деятельностный подход на уроках в начальной школе согласно ФГОС Деятельностный подход на уроках в начальной школе согласно ФГОС Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой.

Формирование читательской компетентности учащихся — ресурсный потенциал системно-деятельностного обучения Формирование читательской компетентности учащихся –ресурсный потенциал системно-деятельностного обучения. МБОУ «Средняя школа им. Я. М.

Использование интерактивных приёмов на уроках математики в начальной школе Использование интерактивных приёмов на уроках математики в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов Кожемякиной Татьяны.

Мастер-класс «Технология проблемного обучения на уроках технологии в среднем звене» Учитель МОБУ Усть-Ярульская Антонюк Людмила Ивановна, учитель технологии Мастер- класс «Технология проблемного обучения на уроках технологии.

Осуществление системно-деятельностного подхода при использовании здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОНР Здоровьесберегающие образовательные технологии – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей.

Воспитание на уроках в начальной школе «Хочешь наукой воспитать ученика - люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят тебя и науку, и ты воспитаешь их, но если ты сам не любишь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Технология системно-деятельностного метода обучения на уроках математики в начальной школе при решении задач»
Опубликовано: 11 января 2019 в 10:01
+100Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Технология системно-деятельностного метода обучения на уроках математики в начальной школе при решении задач»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Надина (УИ 1785739) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД