Лариса Яричевская
Использование компьютерных презентаций на уроках биологии в школе VIII вида
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация по теме самообразования учителя биологии и географии Яричевской Л. И.
Использование компьютерных презентаций
на уроках биологии
в специальной (коррекционной) школе
VIII вида
Обучающиеся воспитанники специальной (коррекционной) школы VIII вида нуждаются в специальных методах, приемах и средствах обучения, учитывающих особенности их психического развития. Трудности в усвоении учебного материала учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида нередко приводят к снижению их интереса к учению.
Публикация «Использование компьютерных презентаций на уроках биологии в школе VIII вида» размещена в разделах
- Биология. Конспекты уроков
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Коррекционная школа 8 вида. (VIII вид)
- Темочки
Грамотная коррекционная работа позволяет максимально корригировать дефект и предотвратить вторичные отклонения. Наиболее эффективным методом обучения является применение на уроках биологии разнообразных наглядных пособий, т. к. у таких детей возникают трудности при абстрактном мышлении. Наглядные пособия являются средством для создания новых и воспроизведения имеющихся чувственных образов в сознании ученика. Для повышения познавательного интереса учащихся к занятиям часто используются информационно-компьютерные технологии (ИКТ). Для детей с ограниченными возможностями здоровья ИКТ - помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации. Поэтому электронные презентации можно разглядывать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор – техническое средство, дозволяющее показ презентации в классе. Электронную презентацию можно отнести к учебным пособиям, как вспомогательное, используемое учителем на уроке и требующее его комментариев и дополнений. Под электронной презентацией понимается логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной темой и общими принципами дизайна.
Отмечу несколько наиболее важных причин необходимости применения компьютера на уроках :
Во-первых, организация процесса обучения в соответствии с психоэмоциональными и физиологическими особенностями детей.
Во-вторых, реальная возможность технологизировать процесс индивидуализации и дифференциации обучения.
В-третьих, расширяется возможность соблюдения основных принципов коррекционного образования: многократность повторений, выполнение действий по образцу, коррекция психологических функций.
При использовании презентаций, тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты изучаемой темы, что дает возможность учащимся в течение рассказа учителя сконцентрировать на них внимание. Изложение учебного материала учителем сопровождается видеорядом, который может быть представлен анимацией, рисунками, видеоматериалами, фотографиями, необходимыми таблицами и схемами. Фотографии, видеоматериалы, звуковое оформление позволяют учителю создать на уроке атмосферу растительного и животного мира, помочь учащимся ощутить живые, яркие и увлекательные моменты. Это существенно влияет на их заинтересованность, повышает мотивацию к обучению. Анимация при показе опытов, роста и развития растений, особенностей жизнедеятельности животных позволяет учащимся лучше усвоить материал и активизирует познавательную деятельность учащихся.
На таких уроках есть возможность показать большое количество схем, таблиц, что позволяет их использовать в нужный момент, не затрачивая времени на их написание или чтение, нет необходимости писать на доске, вывешивать плакаты, поэтому уроки отличаются высокой организованностью, слаженностью.
Опыт проведения уроков с использованием компьютерных презентаций позволил мне сделать вывод о том, что учащиеся не должны быть пассивными зрителями и слушателями во время уроков и рассказа учителя. Выполнение заданий обостряет внимание учащихся, заставляет осмысливать полученную информацию.
Основные итоги, которые сводятся к следующему: мультимедийный урок может значительно увеличить возможности преподавания биологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Он позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов.
Таким образом, можно сделать вывод, что на уроке компьютер выполняет несколько ролей:
• заменяет записи на доске (тема урока, план, домашнее задание, определение и т. д.);
• предъявляет наглядность (фотографии, схемы, таблицы и т. д.);
• осуществляет контроль (первичный, закрепление, проверка домашнего задания в виде тестов и др.)
• дополняет учебник;
• использование фотоизображений и видеозаписей позволяет расширить и углубить знания учащихся о многообразии животного и растительного мира.
Систематическое использование компьютера на уроке приводит к ряду последствий:
• резко возрастает уровень использования наглядностей на уроке;
• повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке;
• учитель, создающий или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительно сказывается на повышении уровня знаний учащихся;
• изменяется отношение к компьютеру, как к игрушке, учащиеся начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы.
• создаются условия для развития наглядно-образного мышления, внимания;
При использовании компьютерных презентаций на уроке биологии подчеркну положительные моменты, что данные технологии:
- Позволяют создать положительную мотивацию за счет использования средств привлечения внимания;
- Позволяют обеспечить методическую и дидактическую поддержку различных этапов урока.
- Позволяют оптимально использовать время на уроке;
- Позволяют видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию;
- Позволяют учителю проводить показ в режиме диалога — обсуждая с классом.
- Каждый слайд презентации представляет собой учебный эпизод, включающий в себя самостоятельную дидактическую единицу.
- Презентации позволяют применять различные виды и формы учебной деятельности: получение информации, практические задания, контроль уровня знаний, и. т. д.
- Применение презентаций позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся.
Хочется отметить, что использование ИКТ в обучении детей с особенностями в развитии, дает положительные результаты:
вызывает интерес детей к изучению биологии,
помогает обеспечивать на уроке активную самостоятельную деятельность учеников,
помогает постоянно следить за усвоением знаний, и своевременно оказывать им необходимую помощь и учитывать индивидуальные особенности учащихся, так как компьютерная программа предусматривает выполнение заданий различных уровней сложности,
Использовать презентацию можно на любом этапе урока :
этапе мотивации;
этапе актуализации знаний, умений и навыков;
этапе изложения новых знаний;
этапе закрепления, обобщения и систематизации;
этапе контроля знаний.
Физкультминутку для учащихся также может провести компьютер. На экране монитора появляются схематичные изображения человечков в разных гимнастических позах. Дети должны осознать положение своего тела и под весёлую музыку выполнить показанные движения (развитие пространственных представлений). Существуют также компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка.
Я провела анкетирование по теме: «Как ты относишься к урокам биологии с использованием компьютера». Анкета включала в себя два вопроса:
1. Нравятся ли тебе уроки с использованием компьютера и почему?
2. Как тебе лучше запомнить новый материал, когда учитель использует на уроке компьютер или без него?
На первый вопрос все учащиеся ответили положительно, им нравятся презентационные уроки, так как, по словам детей, «там все показано наглядно, даже разные опыты».
На второй вопрос также положительные результаты были даны в 100% случаев.
Использование компьютерных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида позволяет создать оптимальные условия для повышения эффективности преподавания, организации и проведения внеклассных мероприятий, а также способствует росту профессионализма и самообразования учителя.
Введение ИКТ технологий в процесс специального (коррекционного) обучения способствует реализации главных дидактических принципов обучения детей с недостатками интеллектуального развития.