Ольга Левичева
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех речевых звуков. Таким правильным звукопроизношением большинство детей овладевают еще в дошкольном возрасте. Однако у многих детей те или иные дефекты в произношении речевых звуков остаются на долгие годы и не исчезают без специальной логопедической помощи. Трудность овладения правильным звукопроизношением бывает связана с недоразвитием фонетико – фонематического слуха при отсутствии снижения слуха.
Публикация «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Недоразвитие фонетико – фонематического слуха вызывает затруднение слуховой дифференциации звуков речи. Эти затруднения выражаются в том, что ребенок как бы не улавливает различия в звучании сходных звуков (С – З, С – Ц, Р - Л и другие). По этой причине слова типа МИСКА – МИШКА и ЛАК – РАК, отличающиеся друг от друга только одним звуком, воспринимаются ребенком как совершенно одинаковые.
Если положить перед таким ребенком две картинки, на одной из которых нарисован МИШКА, а на другой изображена МИСКА, и попеременно их называть, то ребенок не сможет показать соответствующую картинку. Он будет показывать картинки наугад, вопросительно поглядывая при этом на взрослого и не зная, чего от него хотят. При этом ребенок хорошо понимает разницу в значении слов, о чем говорит полное исчезновение затруднений в показе картинок при малейшей подсказке.
Так, если попросить ребенка показать ПЛЮШЕВОГО МИШКУ и СИНЮЮ МИСКУ, то он сразу и без труда справится с заданием, ориентируясь на значение подсказывающих слов – ПЛЮШЕВЫЙ и СИНЯЯ.
Ребенок не улавливает никакого различия в звучании С и Ш, то есть эти звуки кажутся ему одинаковыми. У такого ребенка нет стимула к совершенствованию своего произношения. Он не чувствует надобности в овладении более сложной (по сравнению с С) артикуляцией звука Ш, поскольку произношение СУБА вместо ШУБА кажется ему правильным и полностью его устраивает.
Эта форма нарушения звукопроизношения особенно коварна тем, что с началом школьного обучения имеющиеся в устной речи ребенка звуковые замены неизбежно начинают отражаться и на письме. Ребенок как говорит, так и пишет СУБА вместо ШУБА. Так формируется дизграфия – патологические ошибки письменной речи. В этих случаях широко практикуемое в школе проговаривание в процессе письма, помогающее ребенку уточнить звуковой состав записываемых слов, дает прямо противоположный результат.
Однотипные трудности возникают и при чтении, так называемая дислексия. Таким образом в этих случаях на основе одного своевременно не устраненного нарушения речи появляются еще и новые.
Очень важно вовремя заметить, может ли ребенок различать сходные звуки речи на слух. Нормально развивающийся ребенок уже к двум годам способен дифференцировать на слух все звуки речи. Только благодаря этому он в раннем возрасте может различать такие сходные по звучанию слова, как ПАПА, МАМА, БАБА.
Если ребенок не может правильно показать, на какой из картинок нарисован МИШКА, а на какой МИСКА, то он не сможет самостоятельно овладеть правильным произношением звука Ш и нуждается в специальной помощи.
Если в ходе проверки выяснится, что замены звуков в устной речи ребенка связаны с их неразличением на слух, то нужно будет позаботиться о развитии у него фонетико – фонематического слуха.
Для этого нужно любыми возможными способами довести до сознания ребенка РАЗНИЦУ в звучании сходных звуков. Здесь очень полезен прием специального подчеркивания, даже утрирования имеющихся различий. Например, звук З можно отождествлять с писком комара, Ж с жужжанием жука, С со свистом, Ш с шуршанием листьев под ногами и тому подобное. Очень помогает прослушивание чужой и собственной речи, записанное на магнитофон.
Система преодоления фонетико – фонематических нарушений включает в себя следующие разделы:
1. Развитие ручной моторики и артикуляторного аппарата.
2. Формирование правильной артикуляции звуков и автоматизма их произношения в различных фонетических условиях.
3. Формирование интонационной выразительности речи.
4. Формирование восприятия устной речи.