Савина Наталья Владимировна
Фонетическая ритмика в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОНР
Тема: Фонетическая ритмика в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОНР
Фонетическая ритмика – это система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса).
Занятия фонетической ритмикой помогают сформировать фонетически правильную речь.
Публикация «Фонетическая ритмика в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
Фонетическая ритмика как метод работы над произношением появилась в Хорватии несколько десятков лет назад, использовалась специалистами реабилитационного центра «Суваг» для работы с глухими и слабослышащими детьми. Этот метод работы был заимствован группой российских педагогов под руководством Э. И. Леонгард. Эмилия Ивановна Леонгард, в разработанной ею методике обучения глухих и слабослышащих детей сформулировала основное направление фонетической ритмики в развитие согласованности работы мышления, слуха и разнообразных движений, что формирует полноту сенсорной активности.
Учеными уже давно доказана теснейшая связь между развитием движений рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, причём именно в дошкольном возрасте, пока идет процесс формирования речевой моторики. Активно речь начинает формироваться, когда движение пальцев рук ребенка достигают достаточной силы и точности.
Достоинства этого метода давно перешагнули рамки работы со слабослышащими детьми, фонетическую ритмику используют в своей работе учителя – логопеды, воспитатели руководители музыкальной деятельности в детских садах.
Фонетическая ритмика включает в себя три компонента: эмоциональный, двигательный, речевой. Используется механизм функционального единства.
Суть фонетической ритмики как метода в следующем: детям предлагаются для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов.
Обязательное условие занятий – эмоционально – положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонации.
РАБОТА НАД ЗВУКАМИ РЕЧИ
Движения детей, которые сопровождают произнесение звуков и слогов на занятиях фонетической ритмики, характеризуются тремя основными элементами: напряжен-ностью, интенсивностью, временем.
Когда мы произносим те или иные звуки, то разные группы мышц, участвующие в их воспроизведении, по-разному напрягаются или расслабляются. От качества участия мускулатуры в движении зависит и характеристика этих движений. При описании движений, сопровождающих произнесение звуков речи, напряженность фиксируется в терминах: «напряженно», «слегка напряженно», «ненапряженно». Интенсивность определяет динамику речи, т. е. те усилия в артикуляционном аппарате, которые возникают при произнесении того или другого звука. При описании движений интенсивность фиксируется в терминах: «сильно», «слабо». Время определяет скорость, с которой мы выполняем то или иной движение. Оно выражается в длительности или краткости. При описании движений время фиксируется в терминах: «длительно», «кратко», «удлиненно». Занятия с включением фонетической ритмики способствуют снятию напряженности и монотонности речи.
Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на :
нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;
формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы;
правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;
воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;
умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.
Остановимся несколько подробнее на вопросе включения речевого материала в упражнения. Слово может быть введено в них в самых разнообразных формах. В первую очередь в форме пения, которое может быть использовано для выработки протяжности и плавности звука и для упорядочения дыхания. Неправильное дыхание, неумение правильно чередовать моменты вдоха и вдоха и выдоха мы неоднократно отмечали у дошкольника, страдающего заиканием. Это чрезвычайно затрудняет речевой процесс. Фиксация внимания ребенка на этом недостатке путем выполнения дыхательных упражнений не дает положительных результатов, тогда как пение вызывает правильное дыхание и способствует развитию всего дыхательного аппарата.
Другим методом введения слова являются задания, связывающие разговорную речь с некоторыми элементами музыкальной речи. Эти упражнения значительно облегчают речь, смягчают тонические и клонические явления при заикании и создают благоприятную почву для дальнейшего ее закрепления. Самым элементарным примером такого задания может служить поочередный расчет по номерам на два или три, связанный с метрическим акцентом музыки. Возможно вводить речь в задания и таким образом, что она предшествует музыке или
При работе над ритмом и темпом речи, голосом и интонацией движения носят естественный характер, сочетая в себе те, которые выполняются при проговаривании звуков и слогов, а также естественные жесты, связанные с выражением смеха, отрицания и т. п.
Упражнения на развитие голоса, речевого дыхания, темпа и ритма проводятся с музыкальным сопровождением и без него. В содержание занятий включены также упражнения, содержащие только движения, без проговариваний — музыкально-ритмические стимуляции. Цель этих упражнений — нормализация дыхания, развитие чувства ритма, развитие движение. Эти двигательные упражнения положительно влияют на развитие чувства ритма и умение пользоваться дыхательным аппаратом. Кроме того, движение под музыку является одним из эффективных методов развития моторики детей.
Музыкально-ритмические стимуляции представляют собой сочетания двигательных упражнений с элементами танца. Они являются обязательным компонентом каждого занятия и проводятся под музыку, записанную на магнитофонную ленту. При выборе музыкального сопровождения предпочтение отдается танцевальной, музыке, в которой ученики без труда различают ритмические удары. Она должна быть веселой, зажигательной, так как именно такая музыка дает возможность детям выражать движениями ее ритмический характер. Кроме того, музыкальное сопровождение является одним из стимуляторов развития слухового восприятия. Через музыку (на основе слуха) легче передать детям различные ритмы и темп звучаний, а также выработать у них умение двигаться синхронно.
Характер движений, выполняемых под музыку, различен.
При работе над ритмом в движения включаются танцевальные элементы, ритмическая ходьба, которые в сочетании с различными движениями рук, хлопками соответствуют характеру предлагаемого ритма.
Фонетические рифмовки можно разделить на следующие подгруппы:
– фонетические рифмовки звуковые в сочетании с фонетической ритмикой (и без фонетической ритмики)
– фонетические рифмовки слоговые (два – три слога) в сочетании с фонетической ритмикой и без неё.
– фонетические рифмовки двустишья без фонетической ритмики и в сочетании с фонетической ритмикой.
– Фонетические рифмовки с движениями (хлопки, ходьба под счет на месте, ходьба под счет в движении, прыжки)
– фонетические рифмовки – стихи в сочетании с фонетической ритмикой и с движениями.
Значение использования занятий по фонетической ритмике с детьми
Развитие памяти;
Развитие внимания;
Работа над правильной артикуляцией произношения слов, звуков;
Автоматизация произносительных навыков отдельных звуков, слов речи;
Улучшение голосовых возможностей;
Работа над ударением, ритмом, интонацией;
Постановка правильного дыхания и соблюдение дыхательных пауз;
Улучшение внятности речи в целом;
Развитие координации движений;
Выражение эмоций и развитие актерского мастерства;
Рекомендации к проведению занятий:
- Проводить занятия регулярно 3 – 5 раз в неделю по 10 – 15 минут.
- Во время занятия дети должны стоять врассыпную, хорошо видеть педагога.
- Движения и речевой материал предварительно не выучиваются. Дети выполняют упражнения по подражанию.
- Каждое движения повторяется сначала группой детей, затем отдельно каждым ребенком.
- Знакомство со звуками осуществляется в определенной последовательности, переходя к более сложным звукам.
Не следует фиксировать внимание детей на неудачах, занятия должны приносить радость и удовлетворение. Носить игровой характер.
- Речь педагога должна служить образцом для подражания, быть естественной и эмоциональной.
- Данные игровые упражнения могут использоваться педагогом как отдельное занятие или как часть занятия.
Фонетическая ритмика, в отличие от лечебной ритмики, приобретает свои специфические особенности. Длительные наблюдения за эффективностью работы в этом направлении позволяют прийти к выводу, что данный метод дает положительные результаты и является ценным вкладом в общую систему исправления речи.