Татьяна Елисеева
Инновационные технологии на логопедических занятиях. Часть 3
▼ Скачать + Заказать документы
А так же на занятиях непосредственно образовательная деятельность проводится с использованием игровых технологий, широко применяю ИКТ.
В настоящее время очень важна проблема сохранения и укрепления здоровья детей. В нашем детском саду ведется целенаправленная программа по оздоровлению воспитанников. Ведь для того, чтобы быть здоровыми, детям нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству должно уделяться как можно больше времени именно в детском саду, так как это самое благоприятное время для выработки правильных привычек и здорового образа жизни. Поэтому стало актуальным использовать здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях.
Публикация «Инновационные технологии на логопедических занятиях, Часть 3» размещена в разделах
Изучив технологии Базарного В. Ф. стала применять их на занятиях в «режиме динамических поз». Дети не сидят постоянно за столами. Там где возможно, выполняем задания, стоя или перемещаемся по кабинету. В моменты релаксации на групповом занятии «Весёлая артикуляционная гимнастика» дети могут прилечь на ковре, послушать спокойную музыку и отдохнуть. Следующая технология – это построение занятий в режиме подвижных объектов и зрительных горизонтов. Отличительной особенностью данной методики является то, что дидактический материал размещается на максимально возможном удалении от детей и эффективность зрительного восприятия повышается в условиях пространственного обзора. Опыт показал, что такие занятия как обучение грамоте, развитие речи эффективны в данном режиме, т. к. основную информацию дети получают через зрительный анализатор. Самое главное здесь то, что в ответ на каждый вопрос дети совершают десятки поисковых движений глазами, туловищем. Это повышает работоспособность детей и снижает утомляемость, а также гармоническое формирование функций зрительного восприятия и развития сенсорно – моторных функций.
В своей работе использую упражнения и игры для развития правильной осанки. С огромным увлечением дети выполняют «Алфавит телодвижений», где воспринимая заданную букву, используют мышечное напряжение, соединяя его с абстрактным представлением. Дети телом рисуют любую букву, а это движение, мышление, развитие.
На логопедических занятиях используем точечный массаж и взаимомассаж, который очень нравится детям, массаж рук, пальцев рук, различные пальчиковые игры.
В организационные моменты включаю релаксационные, мимические, имитирующие упражнения. Релаксационные упражнения помогают снять повышенное напряжение у детей с дизартрией.
Мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата.
Также на занятиях используем методику, которая позволяет выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга. Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические упражнения (или как их еще называют «Гимнастика мога») – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие, развивать мозолистое тело, улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, развить мелкую и крупную моторику, облегчить процесс чтения и письма, снизить утомляемость, излишнее напряжение, повысить стрессоустойчивость организма. Причем, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения! Эти упражнения просты в использовании и могут иметь как быстрый, так и накапливающийся эффект. Упражнения эти нужно делать ежедневно, по 10-15 минут, желательно в спокойной обстановке. Главное – движения должны усложняться и частота их выполнения должна расти! Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей и коррекции проблем в различных областях психики. Применение данного метода позволяет улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и общую моторику, снижает утомляемость, повышает работоспособность.
Пример:
«Колечко1». Последовательно в достаточно быстром темпе соединять большой палец сначала с указательным, потом со всеми остальными – это будет прямой порядок.
Речевое сопровождение:
Чтоб цветы в лесу цвели,
Всю весну и лето,
Мы не будем собирать,
Их больших букетов.
Задание сначала нужно сделать пальцами ведущей руки, затем другой. Усвоив алгоритм, движения выполняют синхронно обеими руками.
«Колечко2». Обратные колечки – самый сложный вариант. Левая рука смыкает указательный и большой пальцы, правая — большой и мизинец. В такт счету левая и правая руки совершают одновременные разнонаправленные движения: левая рука смыкает большой палец поочередно со средним, безымянным и мизинцем, а правая соответственно с безымянным, средним и указательным. Затем следуют движения в противоположном направлении. И тд
Если птенчик из гнезда
Выпорхнул до срока,
Мы поможем, не беда,
Не трещи, сорока.
Использование инновационных технологий повышает результативность коррекционного процесса. Каждая из этих технологий имеет оздоровительную направленность, формирует у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, повышает работоспособность, внимательность, активность. Оказывает стимулирующее влияние на психомоторную и умственную деятельность, развивает речь.
Пескотерапия.
Цели:
• Развить тактильно – кинетическую чувствительность и мелкую моторику.
• Снять мышечную напряженность.
• Помочь ребенку чувствовать себя защищенным, в комфортной для него среде.
• Развить активность, расширить жизненный опыт.
• Стабилизировать эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию.
• Уметь находить способы решения проблемных ситуаций.
• Развивать творческие действия, находить нестандартные решения, приводящие к успешному результату.
• Совершенствовать зрительно- пространственную ориентировку и речевые возможности.
• Расширить словарный запас
• Освоить навыки звукового анализа и синтеза.
• Развивать фонематический слух и восприятие.
• Развивать связную речь и лексико – грамматические представления.
• Помочь в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.
С песком и водой ребенок знакомиться очень рано. Сколько радости доставляют малышам побродить по лужам, потрогать воду руками. Или построить из песка замок, сварить кашу- малашу, и просто погрузить руки в песок. При этом обязательно работают обе руки, а не одна ведущая, как при письме в тетради или на доске, то есть работают сразу два полушария. Между водой, песком и руками ребенка возникает свой разговор. Ведь руками можно собрать песок в горку, снова выровнять его поверхность, оставить на нем свои отпечатки, следы, углубления, нарисовать целые картины, налить в песочные ямы воду. Использование игр и игровых упражнений с песком и водой в индивидуальной логопедической работе с детьми имеющими нарушения речи очень эффективно.
Погружение обеих рук в песок или теплую воду снимает мускульное напряжение ребенка и развивает моторику рук.
Обычно из рядя предложенных для деятельности предметов и материалов – цветные карандаши, фломастеры, краски, пластилин, пазлы, конструктор и др, большая часть детей постоянно выбирает игры с теплой водой и песком.
Для дошкольников, это прежде всего игра, которая доставляет огромное удовольствие, а не дидактизированное обучение. В играх дети сразу же заселяют воду и песок жителями и начинают с ними разговаривать. Движение рук ребенка в песке и воде снимают судороги, тормозят фиксацию на своей речи, так как он увлечен действием и игрой, а песок и теплая вода обладают релаксационным действием. Если дети не умеют сочетать речь с движениями рук в воде или песке, они либо играют, либо говорят, необходимо обучать их этому. Для исправления звукопроизношения ребенка сначала учат сочетать движения языка и пальцев в воде или песке при разучивании и отработке специальных артикуляционных упражнений, автоматизации изолированных звуков, проговаривание слогов и слов. Если звуко - произносительная сторона речи ребенка не страдает, нужно заставлять его рассказывать знакомые стихотворения, потешки с ритмичными движениями в песке или воде. Часто требуется брать руки ребенка в свои и действовать совместно. Принципом работы стала установка: «Играй и твори одновременно».Музыкотерапия.
Цели:
• Создавать положительный эмоциональный фон.
• Стимулировать двигательные функции.
• Развивать дыхательный и артикуляционный аппарат.
• Растормаживать речевую функцию.
Установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение.
Главными выразительными средствами музыки являются звуки.
Было замечено, что легкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесии процессы возбуждения и торможения.
Наиболее важным для детей является тренировка наблюдательности и чувства ритма, темпа и времени, мыслительных способностей и фантазии, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, общей тонкой и артикуляционной моторики.
Музыкальную ритмику широко использую на занятиях для лечения двигательных и речевых расстройств. Она осуществляется в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма как в ускоряющем, так и замедляющем темпе, и даже пении.
Использую следующие приемы музыкотерапии:
• Прослушивание музыкальных произведений,
• Ритмические движения под музыку,
• Сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса. ,
• Пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение,
Во время музыкального сеанса следует соблюдать такие принципы.
• Продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течение всего занятия.
• Использовать только те произведения, которые нравятся абсолютно всем детям,
• На занятии лучше использовать одно музыкальное произведение.
Использование музыки может быть не только этапом коррекционного воздействия, но и мягким, уютным, ненавязчивым фоном любого другого занятия.
Акватерапия - игры с водой для детей с ОВЗ.
Акватерапию активно применяю в коррекционной работе с детьми, имеющими различные неврологические отклонения, интеллектуальную недостаточность, поражения общей двигательной активности, речевые нарушения, нарушения органов слуха и зрения.
Игры с водой способствуют снятию психоэмоционального и физического напряжения, стабилизируют эмоциональный фон детей, развивают коммуникативные навыки, развивают речь. Вызывают у детей радостное настроение, поднимают жизненный тонус, дают новые ощущения, снимают психологический дискомфорт. Такие игры способствуют развитию всех познавательных функций: восприятие, память, мышление и т. д.
Все умения, навыки и знания усваиваются детьми гораздо быстрее и проще. Совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка. Возня с водой, переливание и брызгание особенно любимы детьми.
Такие упражнения я применяю в своей работе:
Была лужа – и нет её.
Это упражнение направлено не только на развитие моторики рук, но и большое воспитательное значение: ребёнок, пролив что- то, сможет убрать за собой. Сначала научите ребёнка переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Поставьте на поднос две тарелки: слева с небольшим количеством воды, справа – пустую. Покажите, как пользоваться губкой, набирая ею воду в одной тарелке и отжимая над другой. Обратите внимание, что вода не должна капать с губки на поднос. Затем пролейте немного воды на поднос и покажите, как убрать воду с помощью губки. Шшшшшшшшшшшшш проговаривая
Взбиваем крем
Налейте в миску немного воды и капните несколько капель шампуня. Дайте ребё нку венчик и покажите как надо правильно взбивать: левой рукой придерживать миску, а правой – совершать движения по часовой стрелке. Обратите внимание ребёнка результат – появление пены. Закончив взбивать, ребёнок должен убрать за собой, аккуратно вытерев лужицы.
Достанем камушки со дна.
Налить немного воды в миску, положить туда разноцветные камушки.
Ребята, посмотрите все на дно, очень яркое оно! Всё сверкает и блестит, что же, там на дне лежит?
Ручки в воду опускайте, что лежит там – доставайте!
Камушки в воде лежат, если тронешь, зашуршат.
Предложить детям достать все камушки и положить их в пустую миску.
Игры с водой на развитие дыхания.
Приготовить ёмкость с небольшим количеством воды, бумажные кораблики. Предложить детям опустить кораблики в воду и подуть на них.
Ветер по воде «гуляет», он кораблик подгоняет.
Он плывёт к вам, ребятишки: и девчонки и мальчишки.
Вы подуйте на него, чтоб поплыл он далеко.
«Цветные жемчужины»
Цель: Закрепить понятия «гласный- согласный», «твердый- мягкий», и их цветовые обозначения
Ход игры:) «жемчужины» трех цветов, красного, синего, зеленого.
Логопед называет звук, ребенок дает характеристику звука и достает «жемчужину» нужного цвета.
Варианты игр: Определи сколько гласных (Твердых согласных, мягких согласных)в слове и достань столько же жемчужин нужного цвета.
«Собери жемчуг»
Цель: Формирование фонематического анализа.
Ход игры: «жемчужины» трех цветов, красного, синего, зеленого. Логопед называет слово, и предлагает сделать звуковой анализ на дне аквариума из цветных жемчужин.
«Рыбка» Цель: Развивать умение находить место заданного звука в слове
Ход игры:На дне аквариума (любой емкости с водой) «Рыбка». Логопед называет звук местоположение которого необходимо определить в названных словах. Затем логопед произносит слово, ребенок слушает слова, определяет местоположение заданного звука в слове (начало, середина или конец слова) и поднимает соответствующую карточку (голова, середина или хвост рыбки).
«Достань игрушку»
Цель: Развивать умение определять наличие, заданного звука в слове
Ход игры:На дне аквариума (любой емкости с водой) мелкие игрушки от «Киндера». Логопед называет звук и просит ребенка найти и достать игрушку, в названии которой есть заданный звук.
«Сколько слогов?»
Цель: Развивать умение определять количество слогов в заданном слове.
Ход игры:На дне емкости с водой ракушки (камешки, «жемчужины»). Логопед называет слово, предлагает определить количество слогов в заданном слове и достать столько же ракушек (камешков, «жемчужин»)
«Вылови букву»
Цель: закрепление зрительного образа буквы
Ход игры:
В аквариум (любой емкости с водой) плавают пластмассовые буквы алфавита.
1. Ребенок ситечком (рукой) вылавливает и называет букву.
2. Ребенок ситечком (рукой) вылавливает и называет букву. Составляет и прочитывает слог.
3. Ребенок ситечком (рукой) вылавливает и называет букву. Составляет и прочитывает слово.
«Угадай букву»
Цель: Закрепить зрительный образ буквы. Профилактика оптической дисграфии
Ход игры:На дне аквариума (любой емкости с водой) пластиковые буквы частично закопанные в грунт. Ребенок должен узнать и назвать букву. Если буква названа правильно, ребенок может ее достать. (усложнение- составление и чтение слогов, слов)
«Составь букву, слово, слог»
Цель: Закрепить зрительный образ буквы. Профилактика оптической дисграфииНа дне аквариума (любой емкости с водой) металлические счетные палочки. Ребенку предлагается выложить и назвать букву, или выложить заданную букву (слог, слово)
- ПЕРЕЛИВАНИЕ ВОДЫ
Чтобы ребенку было удобнее достать до крана, пододвиньте к раковине стул. Возьмите пластиковые бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки различных размеров. Теперь наполняйте их водой: "Буль-буль, потекла водичка. Вот пустая
бутылочка, а теперь - полная". Можно переливать воду из одной посуды в другую.
- ОТКРЫВАЙ! - ЗАКРЫВАЙ!
Переверните наполненную водой пластиковую бутылку. Затем подставьте ладонь под вытекающую из горлышка струю. Прокомментируйте свое действие словами: "Закрыли водичку! Как ты попросишь открыть воду? Скажи: "Лена (побуждайте ребенка использовать обращения, открывай!" Вот, открыла - снова потекла водичка буль-буль-буль!" В следующий раз действуйте ладонью ребенка, побуждая его закрыть и открыть воду.
- ФОНТАН
Если подставить под струю воды ложку либо пузырек с узким горлышком, получится "фонтан". Обычно этот эффект приводит детей в восторг: "Пш-ш-ш! Какой фонтан получился - ура!" Подставьте пальчик под струю "фонтана", побудите ребенка повторить действие за вами.
- БАССЕЙН
Наполнив таз водой, организуйте игру в "бассейн", где учатся плавать игрушки. Проведение такой игры рекомендуется, если ребенок уже посещал бассейн и у него есть реальное представление о нем. Сопровождайте ход игры словесным комментарием: "Вот наши куколки
пришли в бассейн. Какой большой бассейн! В бассейне учатся плавать - вот так. Поплыли!"
- ОЗЕРО
Наполните большой таз водой: теперь это "озеро", в котором плавают рыбки или уточки: "Вот какое глубокое озеро - много воды! В озере плавают уточки. Вот мама утка. А вот ее детки - маленькие утята. "Кря-кря-кря! - говорит утка. - Дети, плывите за мной!" Вот уточки вышли на бережок и греются на солнышке" и т. д.
-МОРЕ
На следующем занятии этот же таз с водой может превратиться в "море", по которому плывут кораблики: " Поплыл по морю кораблик и гудит: у-у- у! А кто хочет поплавать на корабле? Зайка хочет! (можно использовать фигурки, вылепленные из пластилина, которые прочно устанавливаются на палубе) Вот поднялся ветер! Какие сильные волны! Перевернулся наш кораблик - давай скорее спасать пассажиров! А теперь починим кораблик и можно плыть дальше" и т. д.
- КУПАНИЕ КУКОЛ
Искупайте кукол-голышей в теплой водичке, потрите их мочалкой и мылом, заверните в полотенце: "А сейчас будем кукол купать. Нальем в ванночку теплой водички - попробуй ручкой водичку, теплая? Отлично. А вот наши куколки. Как их зовут? Это Катя, а это Миша. Кто первый будет купаться? Катя? Хорошо. Давай спросим у Кати, нравится ей водичка? Не горячо?" и т. д.
- МЫТЬЕ ПОСУДЫ
Вымойте посуду после кукольного "обеда", используя губку и средство для мытья посуды: "Будем мыть посуду. Открывай кран! Здесь какая
вода? Горячая. А здесь? Холодная. Давай откроем и холодную воду, и горячую - тогда получится теплая вода. Вот так потрем губкой тарелочку. Теперь сполоснем. Чистая стала посуда!"
игры с мыльными пузырями
Детям нравится наблюдать за кружением мыльных пузырей, с криками восторга они носятся по комнате, пока не "поймают" все до одного, и тут же просят повторения. Но сами выдуть пузыри часто отказываются - это требует сноровки и определенного уровня развития дыхания.
Мы предлагаем предварительно подготовить ребенка к игре с мыльными пузырями. Для этого нужно научить его сильно дуть, направлять струю воздуха в нужном направлении. Предлагаем такие игры:
- "Снег пошел/" - дуть на кусочек ватки в воздухе, чтобы она не упала.
- "Плыви, кораблик'." - дуть на маленький легкий кораблик на воде (например, во время купания).
-"Вертушка" - дуть на игрушку-вертушку.
- "Катись, шарик!" - дуть на маленький шарик (например, для пинг-понга, можно дуть через трубочку.
- "Бульки" - дуть через трубочку в стакан, наполовину наполненный водой. Игра покажет, сформирован ли у ребенка целенаправленный выдох и сильно ли он дует.
Играя с мыльными пузырями, соблюдайте меры предосторожности. Следите, чтобы ребенок не втягивал жидкость в рот. Он может сделать это по инерции, если привык пить сок из пакетиков через трубочку, или захочет попробовать жидкость для
мыльных пузырей на вкус. Поэтому используйте безвредные вещества и понемногу.
-МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ
Чтобы вызвать у ребенка интерес к самостоятельному выдуванию пузырей, предложите ему помимо рамки из купленного пузырька разнообразные трубочки - для этого возьмите (предварительно обговорив с ребенком цель) из "Макдоналдса" коктельную трубочку или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубу. Для получения большого пузыря подойдет и небольшая пластиковая бутылочка с отрезанным дном. Можно разобрать гелевую ручку и использовать ее корпус - прозрачную трубочку из твердой пластмассы (в этом случае ребенок не будет прикусывать или перегибать трубочку
ПЕННЫЙ ЗАМОК
В небольшую мисочку налейте немного воды, добавьте средство для мытья посуды и размешайте. Возьмите широкую коктельную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть - с громким бульканьем на глазах у робенка вырастет облако переливающихся пузырей. Предложите ребенку подуть вместе с вами, затем самостоятельно. Поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку - это "принц, который живет в пенном замке.