Ольга Ломасова
Формирование нравственно-патриотических чувств ребенка дошкольного возраста на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Участие в методическом объединении. Освещение темы: «Формирование нравственно-патриотических чувств ребенка дошкольного возраста на логопедических занятиях»
(слайд 2)В современных условиях социальным и государственным приоритетом становится воспитание человка- гражданина. В детях необходимо развивать нравственную и эмоциональную отзывчивость, без которой невозможно полноценное становление человека-патриота. Патриотическое воспитание направленно на формирование и развитие личности, обладающей качествами патриота-гражданина Родины и способной выполнять гражданские обязанности.
Публикация «Формирование нравственно-патриотических чувств ребенка дошкольного возраста на логопедических занятиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
Первые чувства гражданственности и патриотизма, доступны ли они малышам? Как же объяснить детям, воспитанным на заморских играх и фильмах, для чего она – любовь к Родине? Задача педагогов пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать гражданином общества.
Патриотическому воспитанию в детском саду уделяется достаточно внимания. Эта тема коснулась и всех узких специалистов ДОУ, в том числе и логопедов.
(слайд 3)Согласно календарно-тематическому планированию для детей с нарушениями речи проводятся логопедические занятия, где дети осваивают и закрепляют лексические темы, среди которых есть темы, направленные на патриотическое воспитание.
Следующие темы:
«Россия, Россия края дорогие. День народного единства»
«Как хорошо, что есть права!», где детям рассказывается об их правах и обязанностях, закрепленных в законодательных документах.
«Крымская весна» - освещаются события перехода Крыма в Россию (в доступной детям форме).
«Я-твой друг и ты-мой друг. Крымский хоровод дружбы», где формируются понятия о разных национальностях родного Крыма. О том, как все они могут жить дружно на территории одного государства.
«Все профессии важны, все профессии нужны», где формируется понятие о нужности и важности всех профессий. Об уважении к труду людей.
В теме «Мама, папа, я - наша дружная семья» - формируется представление о родственных отношениях в семье. О любви и уважении внутри семьи, к старшему поколению, родному дому.
В теме «Природа родного края» - Морские просторы «Наше Черное-черное море», «Мир крымских насекомых», «В Крым родной идет зима» обращаю внимание детей на красоту и богатство нашей природы. И необходимость бережного отношения к ней.
Тема «Защитники Отечества» «Служу России» помогает формировать у детей чувство гордости за достижения своей страны, народа. Воспитываем чувство уважения и благодарности к людям защищающих Родину, за их мужество и отвагу.
Особое внимание уделяется теме о главном празднике для нашей страны «День Победы» «Этих дней не смолкнет слава». Очень важно сформировать у детей уважение к героям Великой Отечественной войны, к Победе нашего народа над врагом. Вызвать у детей глубокую благодарность к ветеранам войны. Эта ниточка которая связывает в нашей стране поколение за поколением. Особенно очень важно в наше непростое время, когда стараются переписать историю и очернить подвиги нашего народа. Нужно быть особенно внимательным к тому, какого характера информация доходит до наших детей.
Необходимо ещё до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем. В отборе познавательного материала, учитываем возрастные особенности восприятия и социальную подготовленность ребёнка.
(слайд 4)Речь является важным средством в познании окружающего мира. На логопедических занятиях работаем над системой развития речи. В которую входят следующие направления:
• правильное звукопроизношение;
• лекико-грамматический строй речи;
• обогащение словарного запаса детей;
• развитие связной речи.
(слайд 5)Развитие правильного звукопроизношения.
В данном направлении по вышеуказанным темам подбираются специальные задания и упражнения. Например:
Чистоговорки АША-АША-АША — Россия — родина наша; ЕЧЬ-ЕЧЬ-ЕЧЬ - Родину будим беречь; ТРУ-ТРУ-ТРУ — защитим страну и т. д.
Пословицы (Бой красен мужеством, а товарищ – дружеством. Бой отвагу любит. Мир строит, а война разрушает.
Речевые игры (4 лишний, родственные слова)
4 лишний
Снайпер, сапёр, танкист, артист.
Пистолет, генерал, винтовка, ружьё.
Пальчиковые игры
Пальчиковая гимнастика «Москва»
Город чудный, город древний (хлопок и кулачок)
Ты вместил в свои концы…. (хлопок и кулачок)
И посады и деревни, (по очереди сгибать пальцы)
И палаты и дворцы.
На твоих церквях старинных,
Вырастали дерева.
Глаз не схватит улиц длинных,
Это матушка Москва (разогнуть пальцы)
На занятиях решаются речевые задачи – автоматизация звукопроизношения, развитие логического мышления и долговременной памяти.
(слайд 6)Развитие лексико-грамматического строя речи.
Используются логопедические игры, например:
«Сложи и расскажи»
Цель: развивать умение концентрировать внимание, развитие мелкой моторики.
Игровые действия: из частей рисунка сложить картинку и рассказать о том, какой род войск на ней изображен.
(слайд 7) Словообразование: граница- пограничник, пограничный;
Преобразование прилагательных от существительных: слово – солдат (каша -солдатская. (какая) ремень- солдатский (какой, сапоги — солдатские (какие)
Глаголы (действие предмета) летчик — летает; солдат — защищает, пограничник — охраняет.
(слайд 8)Обогащение словарного запаса детей.
Подбираем слова –синонимы (Родина — Отечество, Отчизна);
Защитник отечества (солдат, воин, боец);
Расширяем словарный запас: подвиг, Победа, героический поступок, ветеран и т. д.
(слайд 9)Развитие связной речи.
Работая над развитием связной речи мы закрепляем с детьми новые слова. Строим с ними фразы и предложения. Учимся составлять рассказы по сюжетной картинке, по мнемотаблице. Например, составляем рассказ по картинке «Ветераны», с наводящими вопросами, делаем вывод.
(слайд 10)
Таким образом на своих занятиях мы создаем условия, которые способствуют правильному формированию нравственно- патриотических чувств ребенка дошкольного возраста.
Наши дети должны продолжать славную историю России. Сегодня мы готовим их к этому!