Юлия Жукова
Дошкольный уровень образования. Использование упражнений речедвигательной ритмики на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
На фото представлены фронтальные логопедические занятия с включением упражнений речедвигательной ритмики.
Как учителю-логопеду, хочется отметить, что тяжесть нарушения артикуляционной моторики обычно взамосвязана с тяжестью нарушений общей и мелкой моторики. Эти данные и определяют необходимость сочетания логопедической работы с развитием функции рук и общей моторики ребенка. Опробовав в коррекционной работе с детьми разнообразные методики, хочется обратить внимание, что коррекцию нарушений моторной сферы и звукопроизношения наиболее эффективно осуществлять приемами речедвигательной ритмики (за основу взята методика, разработанная на основе экспериментальной авторской технологии «Речедвигательная ритмика» А. Я. Мухиной) за счет нормализации межанализаторных взаимодействий и создания оптимальных педагогических условий функционального созревания структур головного мозга, ответственных за развитие высших психических функций.
Публикация «Дошкольный уровень образования, Использование упражнений речедвигательной ритмики на логопедических занятиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Ритмика и ритмопластика
- Хореография, ритмика. Конспекты занятий
- Темочки
Что же подразумевает под собой понятие речедвигательная ритмика? На развитие каких процессов она направлена, какими приемами осуществляется? Об этом подробнее…
Речедвигательная ритмика – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура.
Основными звеньями речедвигательной ритмики являются:
Развитие неречевых процессов: слухового внимания и памяти, пространственных представлений и навыков зрительной ориентации на говорящего; развитие тонкой и общей моторики, координации движений; развитие мимической мускулатуры; развитие произвольного внимания.
Развитие речи и коррекция речевых нарушений: развитие темпа и ритма дыхания, продолжительности выдоха; развитие орального праксиса, просодии речи; формирование фонематического слуха; коррекция звукопроизношения.
Средствами речедвигательной ритмики будут являться: двигательные упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса; упражнения, активизирующие внимание, воспитывающие чувство ритма, самостоятельность, четкость и дифференцированность движений; упражнения на развитие дыхания.
К методическим приемам речедвигательной ритмики будут относиться: показ упражнений, сопряженное, сопряженно-отраженное и совместное выполнение движений, словесная инструкция, пояснение с конкретным показом речедвигательного движения.
В коррекционной работе с дошкольниками с речевыми нарушениями элементы данной технологии успешно использую в процессе постановки правильного звукопроизношения.
Ведь специальные упражнения методики разработаны таким образом, что каждому звуку речи соответствует определенное положение и движение рук, ног, корпуса, головы и органов артикуляции. Эти упражнения можно использовать как для вызывания звуков речи, так и для их автоматизации и дифференциации. В зависимости от этапа работы над звуком движения речедвигательной ритмики будут видоизменяться. Конечной целью таких упражнений будет являться постепенный переход к произнесению речевого материала без сопровождения движениями.
Как пример предложу Вашему вниманию несколько упражнений речедвигательной ритмики из занятия на тему: звуки [А], [У]. (Закрепление произнесения звуков [А], [У] и их сочетаний).
Артикуляционная гимнастика в сопровождении движений речедвигательной ритмики на произносимые звуки.
Звук А. Исходное положение: руки впереди, подняты на уровне диафрагмы, локти до конца не выпрямляются, пальцы округлые. Спина прямая, ноги вместе. Движения: при произнесении [А] руки разводятся в стороны, поясница прогибается, подбородок приподнят. Динамика: незначительное мышечное напряжение, не зависящее от громкости.
Звук У. Исходное положение: руки согнуты в локтях, кисти на уровне груди сильно сжаты в кулаки. Прыжком вверх выпускаются указательные пальцы. Движения: при произнесении [У] кисти выводятся вперед, но указательные пальцы направлены вверх. Корпус прямой, подбородок приподнимается. Динамика: сильная.