Татьяна Тукиш
Применение пластических этюдов на логопедических занятиях с детьми в группах компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Применение пластических этюдов на логопедических занятиях с детьми в группах компенсирующей направленности
Не всегда дети могут передать образ объекта или предмета, или характер задуманного. Можно научить детей этому при помощи пластических этюдов.
Пластический этюд – это вид движений, при помощи которых можно сделать совместную дея-тельность с дошкольниками более разнообразной и интересной. Используются пластические этюды также и на занятиях для того, чтобы дети сами почувствовали и ощутили тот образ, явление, которое они изображают. С помощью пластических этюдов дети отрабатывают умение перевоплощаться, развивают воображение, творчество. Кроме того, этюды можно применять в качестве динамических пауз и физкультминуток.
Публикация «Применение пластических этюдов на логопедических занятиях с детьми в группах компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Этюды развивают не только точность движений у детей, передачу задуманного детьми образа, но и эмоциональный интеллект. Педагог обязательно должен уточнять кого или что изобразил ребёнок. Каждый ребёнок находит своё решение. Если задание даётся отдельно каждому, то детям, которые затрудняются, педагог должен помочь. Если педагог часто использует пластические этюды или упражнения, то дошкольники к ним привыкают, и с интересом их выполняют. Выполнять движения можно в соответствии с содержанием стихотворения, возможны повторения детьми каких-то звуков, стихотворений, чистоговорок.
Пластические этюды лучше всего применять как на фронтальных занятиях, когда достаточное количество детей позволяет их изобразить. Так и в индивидуальной или подгрупповой рабо-те. Детям интересно тогда, когда педагог предлагает детям определенную ситуацию. Дети с помощью мимики, жестов, пластики тела фантазируют и создают мини-спектакль (этюд) на заданную тему. Конечно, необходимо, чтобы этюды сопровождались музыкальными зарисовками, как классической музыки, так и динамической или музыкой из серии «Звуки природы».
Этюды могут сочетаться по тематике с лексической темой недели. Например, пластический этюд «Море». Проводится предварительная работа с детьми.
Логопед спрашивает детей : «А вы видели когда-нибудь море?». Давайте посмотрим его на картине художника Н. Рериха.
Дети рассматривают картину. Педагог обращает внимание на то, что море огромное, оно необъ-ятное. Это только часть моря. Вдали остров, там – город, а перед нами корабль с людьми. Это за-морские гости- живут они за морем.
- Посмотрите на море, есть здесь волны? Какого они цвета?
Включается музыка Н. Римского – Корсакова (фрагмент из оперы «Садко»). Педагог под музыку показывает руками, как двигаются волны (слева направо, дробно-волнисто, изображая волнистые линии, работают при этом кисти рук). Затем педагог показывает огромное море (руки расходятся от центра в разные стороны, опять работают кисти рук). Слово «огромное» также обыгрывается движе-ниями рук.
Пластический этюд «Музыка дождя». С помощью этого этюда можно научить детей «рисовать» плавные, длинные движениями рук, подражая педагогу. Развивать плавность движений, подготовить руку к письму.
Педагог выполняет мягкие движения вниз руками, наклоняя корпус тела, присаживаясь. При этом говорит: «Плавными, длинными струями течет музыка волшебного дождя. Струи стекают сверху вниз, будто водопад (движения повторяются медленно и плавно).
Пластический этюд для рук «Колоски в поле».
Педагог предлагает детям встать ровно, как колоски в поле. Педагог рассказывает детям о том, что их руки, словно колоски, тянутся к солнышку. Если нет ветра - колоски стоят ровно. Подул ветер, стал гнуть колоски к земле, они стоят и качаются, не хотят упасть.
Дети руками имитируют движения покачивающихся колосьев, следуя указаниям педагога.
Педагог продолжает: «Легкий ветерок дует, колоски немного наклоняются. Сильный ветер подул – ниже пригнулись колоски к земле».
Дети выполняют движения вместе с педагогом. Можно предложить детям и самим подуть, как ветер, тогда покачивание будет выполняться на долгом выдохе.
Пластические этюды можно отнести к здоровьесберегающим технологиям. Данная технология делает совместную деятельность с дошкольниками более разнообразной и интересной.