Юлия Губанова
Игры с песком на логопедических занятиях для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
ИГРЫ С ПЕСКОМ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯ
Игры на развитие навыков языкового анализа и синтеза (развитие слогового анализа и синтеза, развитие фонематического анализа и синтеза).
«Полоски»
Ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.
«Исправь ошибку»
Публикация «Игры с песком на логопедических занятиях для детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Игры с песком
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логопедические игры
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализируеколичество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.
«Раздели слова на слоги»
Ребенок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги.
Заколдованное слово
Найдите общий звук в словах
Машина, Музыка и Мак.
Вы отгадали, или - как?.
Все верно - это буква М,
Не испугаешь вас ничем!
(Взрослый выкладывает на песок букву М)
Вторая буква, вам на страх,
Есть сразу даже в трех словах:
Шары, и Крыша, и Столы.
Ну как? Теперь узнали вы?
Что ж угадали букву Ы,
Прекрасно знаете все вы! (Взрослый выкладывает на песок букву Ы)
А третья есть в словах:
Шалаш, И Шуба, Шапка, Ералаш.
Вы зашипели все так дружно,
Что и подсказывать не нужно!
Да, это буква Ш, конечно,
Вы все сегодня так прилежны!
(Взрослый выкладывает на песок букву Ш)
Ну, а четвертую сейчас
Вы отгадаете за раз!
Слова здесь: Кукла, Лук, и Кошка.
Ну как? Подумайте немножко.
Была задача нелегка,
Но вы решили - буква К!
(Взрослый выкладывает на песок букву К)
Ну а последнюю, друзья,
Не отгадать никак нельзя:
Арбуз, Акула, Ананас
- Здесь буква спрятана от нас!
Вы - молодцы все! Как всегда!
Вы отгадали букву А! (Взрослый выкладывает на песок букву А)
Кого же мы расколдовали?
Какое имя мы узнали? (Дети складывают буквы в слово)
Все верно! Это наша МЫШКА!
Небось, дрожит еще трусишка! (Взрослый ставит в песочницу фигурку мышки)
В волшебной маленькой стране Т
еперь на праздник вышли все!
Пошел такой веселый пир,
Какого и не видел мир!
(Дети строят в песочнице страну, дом для мышки и других фигурок)
А все, ребята, только вы!
Вы мышку бедную спасли!
И все животные, друзья,
Вас полюбили навсегда!
«Горочка»
Набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.
«Дорожка»
Произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку или воде ладошками.
«Совпадение»
Логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш : мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.
«Цветы на клумбе»
Цель: Научить определять количество слогов в словах.
Оборудование: Песочница, игрушечные цветы или нарисованные цветы на подставках.
Ход игры.
Логопед : Дети, сегодня наша песочница по взмаху волшебной палочки превратится в цветочную клумбу. (зачитывает стихотворную инструкцию).
На клумбе здесь растут цветы необычайной красоты.
Любуются все их цветеньем, вдыхают запах с наслажденьем.
На клумбе три бороздки проведем, названия цветов на слоги разобьем!
Один слог в верхнюю сажаем, два слога в центре оставляем.
Три слога - в третью грядку. Теперь сажаем по порядку.
Односложные слова: мак
Двухсложные слова: роза, тюльпан, пион, ирис, нарцисс, астра.
Трехсложные слова: ромашка, василек, лилия, гвоздика.
После выполнения задания ведущий задает детям следующие вопросы.
1. Опиши цветок по цвету, форме.
2. Где растет этот цветок?
3. Какие цветы больше всего нравятся тебе, маме, папе, бабушке?
Дети вместе сочиняют сказку о цветах.
«Построй ступеньки»
Цель: научить определять количество слогов в словах.
Оборудование: песочница, домики с 1,2 и 3 окошками, картинки с изображением предметов.
Ход игры. На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из картинок,. Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя - двухсложные; с тремя окнами - трехсложные.
«Начерти на песке»
Логопед чертит на песке схемы предложений разной степени сложности. Дети придумывают соответствующие предложения и наоборот. Логопед произносит предложение, а дети чертят соответствующую схему. «Напиши на песке» Ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, и их читает. (или логопед пишет, а ребенок читает.) Логопед предлагает детям написать на песке слово (1,2-сложное, а затем превратить его в другое заменив один звук (букву) (РАК-МАК). Логопед пишет на песке слово, пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Дети угадывают задуманное слово, дописывают буквы.
- «Чувствительные ладошки». Положить ладоши на песок, закрыть глазки, почувствовать, какой он. Открыть глазки, рассказать, что чувствовали (ответы детей). Сделать то же самое, повернув ладошки другой стороной. Рассказать о своих ощущениях.
- Пройтись пальчиками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.
- Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.
- Создать узоры и рисунки : солнышко, бабочка, буква А или целое слово.
- «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.
- Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.
- Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.
- Посчитать камешки, желуди, шишки каштаны и решить на песке математическую задачку.
- Выложить деревянными палочками, каштанами, желудями, камешками геометрическую фигуру, букву. Получить полный текст
- Можно на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера, отрабатывая слоговую структуру слова.
- Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, камней, желудей, каштанов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке.
- Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.
- Находить спрятанные в песке буквы и составлять из них слоги, слова.
- Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
- «Человечек». Указательный и средний пальцы руки «бегают» по песку. Это упражнение помогает разобраться детям со сложными понятиями сверху, снизу, вперед, назад, левый, правый, выучить названия пальцев.
- «Золушка». В песке смешивают желуди и каштаны. Ребенок сортирует в другие две миски.
- «Вылови предмет». Ребенку предлагают «выловить» из песка задуманный предмет (синий квадрат, красный круг и т. д.)
- «Где спрятались зайцы?» ребенку предлагают построить из теплого влажного песка заборчик вокруг домика. По заданию логопеда помещает зайчика за заборчиком, у домика, перед заборчиком, на домике и т. д.
- «Дорожки». Педагог предлагает ребенку через воронки разного размера просыпать песок и определить узкую, широкую дорожку, по которым пройдут мишка, зайка.
- «Песочный домик». Педагог предлагает ребенку построить домик с тремя комнатами. Поселить человечка в комнате соответствующей месту нахождения заданного звука в слове (начало, середина, конец)
- «Послушай и повтори». Игра, направлена на развитие слухового внимания и памяти. Педагог говорит слова, а ребенок отстукивает количество слогов с помощью грецких орехов или каштанов.