Марина Сарибекян
Использование музыки на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья начальная школа – детский сад №82 города Тюмени
«Использование музыки на
(из опыта работы).
Составила: Сарибекян Марина Анатольевна,
высшей категории
г. Тюмень 2018г.
Публикация «Использование музыки на логопедических занятиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Использование музыки на логопедических занятиях способствует развитию слуховых функций, речевой функциональной системы, памяти, внимания, творческих способностей, а также помогает формировать личность ребёнка.
Одним из эффективных видов работы над речью является логоритмика, которая способствует развитию ритмического чувства, а также нормализации и регулированию темпа и ритма высказывания (Э. Жак-Далькроз, Г. А. Волкова, В. А. Гринер и др.). В результате соединения речи с движением создаются устойчивые связи трудно дифференцированных «видимых» движений (рук, ног, пальцев) с аналогичными «невидимыми» движениями артикуляционного аппарата (Н. А. Берштейн). Наличие этой связи позволяет контролировать артикуляцию, дыхание,просодику по качеству выполнения движения «крупной» и «мелкой» моторики.
Музыкально-логопедические занятия по коррекции звукопроизношения необходимо строить поэтапно.
Одним из начальных приёмов работы над постановкой и автоматизацией звуков является артикуляционная гимнастика. Выполнение артикуляторных музыкальных комплексов способствует не только осуществлению серий движений, но и формированию навыка переключения с одного движения на другое в разных темпах и ритмах.
Исследования показали, что выполнение движений под музыку позволяет на рефлекторном уровне, без участия сознания человека, согласовать амплитуду и скорость выполнения движений с заданным извне ритмическим стимулом. В результате создаются правильные моторные привычки, возникает способность не только ритмично двигаться, но и чётко представлять временно-пространственные соотношения. Таким образом, музыка является организующим, руководящим началом и естественным регулятором движений. Помимо чёткой ритмизации, музыка имеет ещё разнообразную эмоциональную окраску, что также влияет на тонус выполнения движений: весёлая песня заряжает энергией и увеличивает амплитуду движений, грустная - делает движения плавными и неторопливыми. Для повышения эффективности работы лучше подбирать знакомую и интересную детям музыку, с простой ритмической структурой и чёткой фразировкой.
Приведу в качестве примера комплекс музыкально – логопедических упражнений, которые могут быть использованы для постановки и автоматизации звуков Р и Л.
УПРАЖНЕНИЕ «УЛЫБКА»
Музыкальный материал : песня «Улыбка», музыка В. Шаинского.
Цель: развитие артикуляционной моторики.
1 -4 такты: «улыбка» - губы улыбаются, слегка обнажая зубы.
5 – 8 такты: «забор» - улыбнуться, показав сомкнутые зубы.
9 -12 такты: «трубочка» - вытянуть губы вперёд.
13 – 16 такты: «орешек» - узкий кончик языка попеременно упирается то в одну, то в другую щёку.
17 – 24 такты: «наказать непослушный язык», пошлёпывая его губами 5 – 6 раз. Затем удерживать широкий язык в спокойном положении, рот открыт.
25 -28 такты: «грибок» - рот открыт, прижать широкий язык к нёбу.
28 -32 такты: «лошадка» - рот открыт, губы в улыбке. Цокать языком, растягивая подъязычную связку.
У детей с речевыми нарушениями одной из специфических проблем, обусловленных дефектом, является недостаточный контроль за дифференциацией дыхания и его продолжительностью, поэтому на занятиях необходимо проводить специальные дыхательные упражнения.
У большинства таких детей наблюдается слабое поверхностное дыхание. А для произнесения целого ряда звуков – свистящих, шипящих и особенно Р – необходимо наличие сильной направленной воздушной струи, поэтому перед педагогом встаёт задача формирования у детей сначала физиологического, а затем, на его основе, речевого дыхания.
УПРАЖНЕНИЕ «ПОПУТНЫЙ ВЕТЕР»
Музыкальный материал : вальс И. Штрауса.
Цель: развитие длительного, плавного, целенаправленного выдоха.
Оборудование: пособия для поддувания (бумажные кораблики).
Выполнение: под музыку поднять руки вверх и на сильную долю каждого такта подуть на кораблик.
На этапе автоматизации изолированного звука детям предлагаются игры на чёткое его проговаривание. Очень полезно связывать звуки с какими – либо яркими музыкальными образами. Такие ассоциативные связи помогают детям отличать звуки друг от друга и дают возможность их обыгрывать.
УПРАЖНЕНИЕ «САМОЛЁТЫ»
Музыкальный материал : «Вальс», музыка А. Жилина.
Цель: автоматизация сонорных звуков Р и Л.
Выполнение:
1 – 8 такты: дети изображают самолёты и «разогревают моторы». При этом они стоят на месте, произнося звук Р.
1 – 8 такты (повторение) : дети «заводят пропеллеры» и с силой вращают руками, произнося Р.
9 – 16 такты: дети поднимают руки в стороны и под музыку бегут по кругу, произнося Л.
9 -16 такты (повторение) : дети разворачиваются и бегут в противоположном направлении, произнося Л.
С окончанием музыки «полёт» заканчивается.
После проведения автоматизации изолированного звука необходимо переходить к автоматизации его в слогах, фразах, тексте. Эта утомительная для ребёнка работа может быть облегчена, если к ней подключить вокализацию и движение.