Свистункова Елена
Организация предметно-развивающей среды в подготовительной к школе группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать
Организация предметно-развивающей среды в подготовительной к школе группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Воспитатель. Свистункова Е. П.
Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная среда их, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые способствую полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т. е. организации предметно-развивающей среды. Мы, как педагоги, стремимся создать в группе условия, как для совестной деятельности детей, так и для индивидуальной деятельности, учитывая каждого дошкольника.
Публикация «Организация предметно-развивающей среды в подготовительной к школе группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Подготовительная группа
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Предметно-развивающая среда в нашей группе организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей :
1)социально-коммуникативная;
2)познавательная;
3)речевая;
4)художественно-эстетическая;
5)физическая.
При построении предметно – развивающей среды мы учитывали следующие принципы:
-принцип доступности;
-трансформируемости;
-вариативности;
-полифункциональности;
-безопасности;
-насыщенности.
Групповое помещение нашей группы условно подразделено на три зоны – активную, рабочую и спокойную.
Активная зона (занимает большую площадь в группе, включает в себя:
Рабочая зона (в которой размещается оборудование для организации совместной и регламентированной деятельности) включает в себя:
1. Центр музыкально – театрализованной деятельности;
2. Центр «Мир книги»
3. Центр «Мы строители»;
4. Центр природы»;
5. Центр экспериментирования «Мы познаём мир»
6. Центр «Мир спорта»;
7. Центр «Наша страна»;
8. Центр «Творческая мастерская»;
9. Центр «Интеллектуалы»
«Центр музыкально – театрализованной деятельности» – один из самых ярких и привлекательных. Способствует развитию танцевально-игрового и песенного творчества у детей. Здесь размещены различные виды театров (теневой, настольный, на палочках, кукольный, пальчиковый, театр на фланелеграфе, би-ба-бо, варежковый театр, театр на ложках, атрибуты для разыгрывания спектаклей, детские музыкальные инструменты, шумовые инструменты, альбом «Композиторы мира», ширма для показа театров, маски, иллюстрации к детским песням, микрофоны.
Материалы и оборудование в центре периодически меняются в зависимости от тематической недели, образовательной ситуации, интересов, склонностей и потребностей детей.
Педагоги нашей группы вместе с воспитанниками и родителями изготавливают костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.
Центр «Мир книги»
Детская художественная литература в соответствии с возрастом детей : писателей и поэтов разных стран, сказки, загадки, юмористические произведения, научно – познавательная литература, детские журналы.
Алгоритмы составления рассказов, сказок, тематические альбомы: «Портреты детских писателей, поэтов», «Мир природы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Профессии», «Космос» и мн. др. Материалы о художниках – иллюстраторах. Папки – передвижки на тему «Великая Отечественная война», «Герои – Кузнечане», «Защитники Отечества», «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»
Материалы и оборудование в центре периодически меняются в зависимости от тематической недели, образовательной ситуации, интересов, склонностей и потребностей детей.
Центр «Мы строители»
В центре имеются конструкторы из различных материалов и разных размеров с разными вариантами соединений: строительные наборы: «Юный архитектор», «Крепыш», «Кремль»; деревянные мелкий и крупный строитель, металлический, настольный конструктор «Кроха», «Транспорт» пластмассовый конструктор «Смешарики», конструктор «Планеты солнечной системы», «Сотовый» конструктор, набор крупного мягкого модуля; набор из пластика для плоскостного конструирования, «Юный механик», наборы мелких игрушек (транспорт, фигурки животных, схемы, чертежи конструирования, иллюстрации, фотографии разных видов зданий.
Центр природы
Различные виды комнатных растений (в соответствии с возрастом детей, лейки, клеёнчатые фартуки, календарь природы (наблюдения за погодой, времена года, мнемотаблицы «Уход за комнатными растениями», «Как сажать цветы», тематические альбомы «комнатные растения», «гербарий», «Домашние и дикие животные», «Насекомые и птицы», муляжи овощей и фруктов, карточки с изображением общих признаков растений, дидактические игры по экологии. Альбомы «Времена года», «Животные жарких стран», «Животные Севера», «Животные и птицы Пензенской области», дидактическая игра «Чудо – дерево».
Материалы и оборудование в центре периодически меняются в зависимости от тематической недели, образовательной ситуации, интересов, склонностей и потребностей детей.
Центр экспериментирования «Мы познаём мир»
В этом центре находится стол для экспериментирования, оборудование для экспериментально – исследовательской деятельности (ёмкости для игры с водой, песком, весы, магниты, песочные часы, лупы, мыльные пузыри, колба, природный материал (шишки, ракушки, жёлуди, каштаны, камешки, песок, глина, веточки, альбом – гербарий и т. д., бросовый материал, вертушки, механические, резиновые игрушки, мельница.
Материалы и оборудование в центре периодически меняются в зависимости от тематической недели, образовательной ситуации, интересов, склонностей и потребностей детей.
Центр «Мир спорта» В этом центре находится спортивный инвентарь для проведения общеразвивающих упражнений (флажки, султанчики, платочки, ленточки, колечки, погремушки, для основных движений (мячи большие и малые, скакалки, мешочки с песком, шнуры короткие и длинные, обручи, ребристая доска, для спортивных игр (кегли, кольцебросы, серсо, нетрадиционное спортивное оборудование (коврики массажные, кольцебросы, дуги для подлезания, и др.) шашки, шахматы, маски.
Материалы и оборудование в центре периодически меняются в зависимости от тематической недели, образовательной ситуации, интересов, склонностей и потребностей детей.
Центр «Наша страна»
Для развития нравственно – патриотического воспитания в этом центре имеется глобус, портрет президента РФ, флаг РФ, гимн РФ, портрет губернатора Пензенской области, герб Пензы, портрет главы города Кузнецка, герб города Кузнецка, карта мира. Тематические альбомы: «Моя малая Родина», «Народы мира», «Семья», «Наши защитники», «Богатыри земли русской», «Народные праздники», «Достопримечательности города».
Набор открыток о Кузнецке, лэпбук «Кусочек Родины прекрасной»
Книги «Мой Пензенский край», «Москва – столица нашей Родины», «Моя страна Россия», «Как жили люди на Руси». Куклы в национальных костюмах Пензенской области. Макет избы.
Материалы и оборудование в центре периодически меняются в зависимости от тематической недели, образовательной ситуации, интересов, склонностей и потребностей детей.
Центр «Творческая мастерская».
В этом центре для детского творчества представлены мольберт, альбомы с рисунками и иллюстрациями произведений декоративно – прикладного искусства («Гжель», «Хохлома», «Городец», «Жостово», «Дымковская роспись», репродукции картин, скульптуры малых форм, схемы последовательного рисования предмета, мнемотаблицы, отражающие последовательность действий по созданию образов из бумаги, пластилина, глины, рулон обоев для коллективного рисования, раскраски, печатки, трафареты и др.
Материалы и оборудование в центре периодически меняются в зависимости от тематической недели, образовательной ситуации, интересов, склонностей и потребностей детей.
Центр «Интеллектуалы» : Глобусы большой и малый, краеведческий материал, альбомы по окружающей среде, книги, энциклопедии, карты (физические и климатические, головоломки, ребусы, портреты композиторов, поэтов, писателей, оборудование и материал для познавательно – исследовательской деятельности.
Альбомы: «Расту культурным»
Наглядные пособия «География для малышей», «Наши предки», «Гигиена и здоровье», «Права ребенка», «Кузнецк, Кузнецк – ты есть моя Россия», «Великая Отечественная война»
Английский писатель Оскар Уайльд сказал: «Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми…» А у нас все дети хорошие! И создавая благоприятную среду развития для наших детей, мы хотим видеть их еще и такими: овладевшими основными культурными способами деятельности, обладающих установкой положительного отношения к миру, с развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных, выносливых и физически развитых, а главное счастливыми! Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой наших детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.
Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.