Швецова Наталья Николаевна
Еобходимость формирования экологической культуры дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Необходимость формирования экологической культуры дошкольников.
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция его ухудшения требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое. Экологическое мировоззрение - это продукт образования, его становление происходит постепенно. Начало падает на период дошкольного детства. Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход. Биоцентрический подход к методике экологического воспитания дошкольников и её ведущие понятия выдвигают необходимость создания определенных условий. Создание такой среды, её поддержание на нужном уровне, усовершенствование и последующее использование в педагогической деятельности могут выступать как метод экологического воспитания детей. Спецификой системы знаний является её построение на конкретном, ограниченном по объему материале, который доступен наблюдению детей, познанию посредством наглядно – образного мышления.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Природа, планета Земля, экология
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
Одним из залогов успешного экологического воспитания является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. Такой деятельностью в дошкольном воспитании является игра, которую мы рассматриваем как важное средство, формирования экологической направленности личности ребёнка.
Цель экологического образования- формирование экологической культуры.
Принципы: единство познания переживания действия, которое предполагает воздействие на эмоциональные чувства детей; целенаправленное общение дошкольников с природой, которое осуществляется во время прогулки, экскурсий. Принцип альтернативности и прагматичности. Ребёнок должен знать много вариантов поведения в природе для осуществления своей потребности без нанесения ущерба природе. Мы рассмотрели социальную обусловленность, цели, задачи, принципы экологического образования дошкольников. Рассмотрим научную основу ознакомления детей с природой.
Задачи: 1) Познакомить с разнообразием тел живой и неживой природы.
2) Показать морфофункциональную приспособленность тел живой природы к среде обитания.
3) Научить находить связи между телами живой природы (цепи питания) .
4) Убедить детей в необходимости соблюдения правил поведения в природе.
Игра – это ведущая деятельность дошкольного периода, и под её влиянием формируется личность ребёнка.
Психолого-педагогическими исследованиями установлено, что игра является своеобразной формой отношения ребёнка к тому содержанию, которое в ней воплощается. Посредством игры происходит более эффективное усвоение знаний. Создавая положительные эмоции, игра оказывает стимулирующее влияние на умственную активность дошкольников, что и станет условием более эффективного их обучения (Р. И. Жуковская, С. Л. Новосёлова).
Обладая специфическими особенностями (сочетание познавательных и занимательных начал, экологические игры предоставляют детям возможность оперировать заключёнными в их содержании знаниями. (В. А. Дрязгунова, Л. П. Молодова,О. Газина).
Экологические игры помогают ребёнку увидеть неповторимость и целостность экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные проблемы.
Значимость проблемы и недостаточная разработанность системы ознакомления с живой природой обусловили выбор темы квалификационной работы: "Игра как средство формирования экологических знаний о многообразии живой природы у детей старшего дошкольного возраста".
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выявить противоречие между необходимостью формирования экологической культуры средствами дидактической игры и определить содержание системы игровых заданий, способствующих формированию экологической культуры детей старшего дошкольного.
Игра может быть эффективным средством формирования экологических знаний о многообразии природы у старших дошкольников при соблюдении следующих педагогических условий:
- специального отбора привлекательных для детей этого возраста игр и насыщение их экологически значимым содержанием;
- включения игры в различные виды деятельности детей: наблюдение, труд, эксперимент и др.
- использования разнообразных педагогических методов и приёмов, обеспечивающих стимуляцию детей к самостоятельной игровой деятельности и проявлению творчества;
- учёта особенностей развития игровой деятельности данной группы, индивидуальных особенностей детей.
В исследовании были использованы разные педагогические методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
- изучение и анализ программа «От рождения до школы», Н. Е. Веракса;
- наблюдение за педагогическим процессом.
Цели, задачи, принципы.
Цель: подобрать дидактические игры экологического содержания для детей разных групп на основе изучения тео
Задачи:
1. Подобрать информационные источники по проблеме экологического образования дошкольников.
2. Проанализировать, отобрать, структурировать в соответствии с содержанием.
3. Оформить работу в соответствии с требованиями.
Нормативно-правовые документы:
1. Закон об образовании.
2. Закон об охране природы.
3. ФГОС ДОО.