Светлана Ковальчук
Моя педагогическая концепция «Воспитание экологической культуры дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
культуры дошкольников»
1слайд
Я хочу, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала -
Не наукой, а частью души!
2
Публикация «Моя педагогическая концепция „Воспитание экологической культуры дошкольников“» размещена в разделах
В наше время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. А нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому. Я думаю, что все мы в обязательном порядке должны чаще общаться с природой: с растениями и животными, любоваться красивыми пейзажами, слушать лесные шорохи, наслаждаться тишиной. А бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей любого возраста. Экологическое воспитание дошкольников на сегодняшний день стало актуальным направление в дошкольном образовании.
3
Прежде чем приступить к непосредственному формированию экологических знаний умений и навыков детей - на данном этапе изучила много литературы по экологическому воспитанию детей, познакомилась с научно-методической и психолого-педагогической литературой.
4
Экологическое образование детей это огромный потенциал их всестороннего развития. Эта работа открыла для меня простор для саморазвития в профессиональном плане. В нашем детском саду создана благоприятная среда для саморазвития педагогов. Моя педагогическая
тема «Воспитание экологической культуры дошкольников».
5
Определила для себя
цель воспитание экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.
Поставила следующие
задачи:
• 1. Совершенствовать предметно-развивающую среду экспериментально-исследовательского направления;
• 2. Обогащать речь детей через систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром;
• 3. Воспитывать совместно с родителями у детей эмоционально- положительное,
бережное и сочувственное отношение к объектам окружающей природы.
6
Основой моей работы в экологическом воспитании дошкольников стали следующие педагогические принципы :
- системность;
-наглядность;
-Ориентация на возраст ребёнка;
-Преемственность взаимодействия с ребёнком в условиях ДОУ и семьи
7
Первое, что я сделала, это начала создавать развивающую среду экологического направления, где воспитанники самостоятельно познают окружающий мир, наблюдая за объектами и явлениями живой и неживой природы
8
Большое значение в экологическом воспитании имеет окружающая среда на участке детского сада. В процессе работы с детьми заметила, что они в ходе конкретных наблюдений легко усваивают связи между различными природными явлениями.
9
Воспитанники должны знать Воспитанники должны уметь
• основы экологической культуры
• особенности природы своего края
• основные признаки времен года
• значение природы для человека
• группы растений и животных
• правила поведения в природе • различать объекты относящиеся и не относящиеся к природе
• выполнять правила личной гигиены
• вести наблюдения в природе под руководством воспитателя
• подкармливать птиц в кормушках
• ухаживать за комнатными растения
10
Применяю на практике разнообразные формы в работе с детьми.
11
Особую роль отвожу познавательным занятиям, так как считаю это важное средство воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. На начальном этапе - ознакомительные занятия, затем комплексные, которые заканчивались продуктивной деятельностью. Я считаю, что комплексные занятия – творческое дело воспитателя, ведь их можно организовать по-разному, интересно.
Я считаю, что чувственные представления детей о природе, полученные в повседневной жизни, на занятиях могут быть расширены, углублены, систематизированы. На таких занятиях главную роль отвожу наглядности (рассматривание картин, иллюстраций, диафильмов, художественной литературе, но и словесный метод работы имеет первостепенное значение. Наглядность в сочетании с эмоциональными пояснениями, рассуждениями, уточнениями помогают восприятию детьми новых образов о природе и обеспечивают успешный результат.
Обучающий процесс организовываю так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку.
12
Целевые прогулки по экологической тропе детского сада дают возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всём многообразии и взаимосвязях, способствуют формированию конкретных представлений о животном и растительном мире, о сезонных изменениях в природе. Детям эти прогулки приносят радость и удовольствие, здесь закладывается любовь к нашей родной природе и расширяется кругозор.
Путешествуя с детьми по экологической тропе мы проводим целевые прогулки к «Цветочным часам», альпийской горки, «Озеру волшебных сказок», на огород, поле, аптекарский огород. Целевые прогулки провожу в то время, когда наступают в природе наиболее яркие изменения
13
Особое внимание уделяю трудовой деятельности. В осенний период проводим с детьми очистку участка от опавших листьев. Перекапываем почву на огороде, собираем семена цветов. Детей вместе с родителями привлекаю к сбору сухих листьев, шишек, которые в течение всего года используются на занятиях и для украшения группы. Зимой дети старших групп помогают дворнику расчищать участок. В зимний период начинаем подкармливать птиц.
Весной вместе с детьми выращиваем рассаду цветов, затем высаживаем ее на клумбу.
Организована работа на огороде. Каждая группа имеет свой огород. Совместно с родителями заготавливаем семена овощей. Стараюсь организовать трудовую деятельность так, чтобы все дети могли удовлетворить свое желание трудиться, чтобы всем хватило места, рабочего инвентаря, посадочного материала. Дети заинтересованно видят в начале своей работы маленькое семечко, затем ухаживают за ним. Конечный результат - урожай, выращенный их руками.
14
Наблюдения в природе за растительным и животным миром позволяют удовлетворить детскую любознательность, развивают наблюдательность, воспитывают эстетически. На прогулках обращаю внимание детей на красоту отдельных явлений и объектов природы. В нашей групповой комнате находится уголок природы, где дети имеют возможность наблюдать за комнатными растениями, их ростом и развитием. Знакомлю детей с выращиванием семян разными способами Наблюдая за животными, подвожу детей к выводу, что человек это тоже часть природы. На основе наблюдений в природе знакомлю детей с народными приметами, дети учатся подмечать изменения в природе, прогнозировать состояние погоды. Радуются, когда их приметы сбываются.
В зимне-весенний период еженедельно дети наблюдают за набуханием почек и появлением первых листочков на срезанных ветках в вазе с водой. Организую посадку лука на подоконнике для наблюдения за его ростом и развитием в разных условиях.
Самый простой способ, где дети могли бы наблюдать за ростом растений и получить практические навыки ухода за растениями – это содержание огорода и цветочной клумбы. В нашем детском саду за каждой группой закреплена своя клумба и грядка в огороде. В течение лета наблюдаем за ростом и состоянием растений – замечаем и оговариваем, что изменилось: появились новые листочки, бутоны цветов, любуемся их цветением.
После проведенных наблюдений у детей накапливается много впечатлений, которые они выражают в рисовании, лепки, аппликации, в группе имеется большое количество детских работ, которые используются на выставках детского сада.
15
В нашей групповой комнате оборудован уголок творчества и экспериментирования, где дети имеют возможность в своих играх использовать природный материал: песок, мелкие камешки, шишки и т. д. В этих играх дети, созидая, познают свойства и качества материалов, имеют возможность проводить свои исследования, создавать поделки из природного материала. С детьми так же играю в игры с мыльной водой и пеной, игры со светом и тенью, игры со звуком, игры – экспериментирование с различными материалами.
Большое значение я придаю исследовательской деятельности детей - проведению опытов, наблюдений. В процессе обучения обращаю внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставляю возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус.
Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например, почему сухой песок сыплется, а мокрый – нет; где быстрее прорастет зернышко, в земле или в песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.
16
Традиционными стали экологические развлечения, где закрепляются результаты работы с детьми. При проведении праздников, опираюсь на народный календарь, широко использую народные загадки, пословицы, поговорки, заклички. В праздниках участвуют интересные детям персонажи. Совместно с музыкальным руководителем с помощью специальной подборки музыкальных произведений стараемся приобщить детей к умению чувствовать, понимать красоту родной природы. Проведены праздники: «Масленица», «Зимние забавы», «День Земли» и др.
17
Большое значение придаю ведущей форме деятельности дошкольников - игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания). Развиваю положительные эмоции по отношению к природе в этом помогают игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям.
Углубленная работа по экологическому воспитанию убедила меня в необходимости изготовления дидактических игр и пособий экологического содержания.
Дидактические игры: «Помоги найти маму»; «Большой–маленький»; «Где чей домик?»; «Назови, кто я?»; «Времена года»; «С какого дерева листик»; «Оденем куклу на прогулку» иони мне очень помогают в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы.
Тщательно подхожу к подбору демонстрационного и раздаточного материала. В группе имеется картотека подвижных игр, символов, схем.
Большое внимание уделяем предметным играм — это игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами
18
В образовательном процессе, чтобы заинтересовать детей, я использую загадки, стихи, приметы, пословицы, считалки чтение рассказов о природе
Пословицы, поговорки, загадки, небольшие стихи предлагаются детям в процессе наблюдения чтобы заинтересовать детей. Образный язык народного творчества помогает выделить особенности явления, определенные качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы.
Большое внимание уделяю сказкам, ее очарованию поддаются дети всех возрастов, да и взрослых она не оставляет равнодушными.
Чтение сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают, запоминают, радуются за них.
19
Мы создали мини-библиотеку. Здесь у нас собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей. Литературу известных детских писателей природоведов Пришвина, Бианки использую на занятиях, тематических чтениях. Часто с детьми разучиваем стихи о природе известных наших поэтов А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, И. А. Бунина и других.
20
Взаимодействия с родителями происходит в приемной – это лицо группы, к оформлению ее подхожу очень тщательно и грамотно. Мой опыт работы показал, что работу всегда надо начинать с изучения семьи, проведение анкетирования и проведение опросов, индивидуальные беседы, а затем я планирую: темы консультаций, родительских собраний, оформляю ширмы-передвижки. Вся документация в родительском уголке доступна для родителей. Немаловажное значение в работе с семьей имеет и такое направление, как видение достижений у детей, поэтому все работы детей вывешиваются, выставляются на стенде, где родители могут оценить творческие способности своего ребенка, сравнить с работами, поделками, рисунками других детей.
21
Перспектива работы:
• Создание совместного проекта «дети – воспитатели -родители» : «Земля – наш общий дом».
• Выпуск буклетов «Мы исследователи».
• Представление презентации «Моя семья в лесу» или «Моя семья на даче»
22
Полученный результат:
В результате проделанной мной работы, есть положительные результаты:
Сформировано представление экологической культуры у детей;
Сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
Дети научились экспериментировать, анализировать и делать выводы;
У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления, через различные виды деятельности