Ольга Бутылкина
Педагогический опыт «Изучение природы родного края как основа формирования экологической культуры дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Изучение природы родного края как основа формирования экологической культуры дошкольников.
Актуальность и перспективность опыта.
В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста.
Публикация «Педагогический опыт „Изучение природы родного края как основа формирования экологической культуры дошкольников“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дошкольное детство – ответственный период жизни человека, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру. Природа постоянно окружает ребёнка, очень рано входит в его жизнь. Малыш начинает с ней знакомиться до того, как произносит первые слова. Во время прогулок на природе, можно всесторонне развивать ребёнка, воспитывать у него многие положительные качества. Известно, что понимание природы рождается впервые как чувство, прежде всего как эстетическое чувство, так как природа является основой красоты, источником живописи и музыки. Поэтому человек, по-настоящему почувствовавший и понявший сердцем красоту природы, будет оберегать и охранять её как источник радости и счастья.
Родная природа представляет собой широкое поле для наблюдений, для обогащения знаний и опыта ребёнка. Сознание дошкольника обогащается запасом конкретных представлений о предметах и явлениях, которые уже сложились у дошкольников в процессе деятельности в природе и развивается в процессе непосредственного общения с ней.
Ознакомление дошкольников с родной природой - первые шаги в познании родного края, воспитания любви к Родине.
Условия формирования опыта.
У каждого из нас есть своя Родина, место, где мы родились и живем, знакомство с которой начинается с детства. Она ближе всего к ребенку. Все увиденное и услышанное впервые интересно и загадочно: как растут цветы и деревья? Откуда берутся листочки? Почему шмель такой пушистый и что он делает на цветке? Вопросам нет конца.
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. С годами наших знаний о родном крае становится больше, но те радостные переживания от общения с природой запоминаются на всю жизнь.
Дети всегда и везде соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы и бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки даже лужицы после летнего дождя - все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю, к своей природе, к родине.
В процессе ознакомления детей с природой осуществляется нравственное, физическое и умственное воспитание. В нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения ко всему живому. Прогулки и игры на свежем воздухе развивают мышцы и укрепляют нервную систему. Детей необходимо учить простейшим навыкам и приемам выращивания растений и ухода за животными. Важно, чтобы дети получали радость от процесса и результата совместного труда.
В связи с этим передо мной стоит задача: ввести ребенка в мир природы, сформировать у него реалистические знания о ее объектах и явлениях, учить наблюдать, замечать, размышлять и рассуждать, т. е. активно общаться с природой, овладевая новыми знаниями, навыками и умениями.
Основная цель данной педагогической идеи – повысить уровень осознанного бережного отношения к природе родного края, через совместную деятельность взрослых и детей; реализация системы экологического образования дошкольников, разработка основных компонентов методической системы, обеспечивающих эффективность в условиях регионального компонента.
Теоретическая база.
Выдающиеся педагоги всех времен придавали огромное значение общению детей с природой. В этом они видели средство всестороннего развития. Природа окружает ребенка с ранних лет. И. Г. Песталоци отмечал, что это источник, благодаря которому ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям. Он писал: «С самых ранних этапов развития надо вести ребенка во все многообразие окружающей его природы».К. Д. Ушинский считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Многие советские педагоги обращали внимание на необходимость открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, «чтобы каждый шаг был путешествием к истокам - к чудесной красоте природы». (В. А. Сухомлинский).
Сухомлинский писал о том, что человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой природы.
Технология опыта
Основы экологической культуры личности закладываются в период дошкольного детства. Родная природа является не только естественной первичной жизненной средой для каждого человека, с момента его рождения, но и первым средством воспитания. В настоящее время формирование экологической культуры дошкольников становится направлением в педагогической теории и практике.
Успех воспитателя зависит от умения направить взгляд ребёнка на красоту природы, помочь увидеть её, услышать. Восхищение красотой родной природы необходимо и взрослым, и детям, как пища для души, а порой и как лекарство. Поэтому, стремясь воспитывать детей как хранителей природы, мы должны прежде всего помочь им научиться в раннем детстве испытывать восторг, восхищаться природой. Ведь природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Ребёнку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал крики птиц, увидел, что снег- это много красивых снежинок. Так впервые дети воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательность.
Необходимым условием экологического образования выступает организация взаимосвязанной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности дошкольников, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.
Основополагающие принципы и приё мы используемые в работе:
Принцип регионального компонента (изучение природы родного края, который позволяет:
- формировать у детей понятия на основе непосредственных наблюдений и изучения предметов и явлений окружающей среды;
- использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;
- решать задачи воспитания нравственно-патриотических чувств;
- создавать благоприятные условия для самовыражения, когда каждый ребёнок имеет возможность проявлять свою индивидуальность.
Принцип научности и доступности понятий:
- на каждом этапе работы с детьми первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют элементарные экологические знания.
Принцип «спирали» необходим для того, чтобы дети, возвращаясь к тем или иным понятиям и представлениям, шли из года в год по восходящей, углубляя и расширяя их. Следует отметить, что детям дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание и утомляемость.
Поэтому в работе я ещё использую принцип интеграции, который позволяет соединять всю воспитательно-образовательную работу в одно целое.
Также в работе используются следующие формы работы с детьми :
- циклы наблюдений за растениями в уголке природы;
- целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек, кукол и литературных персонажей;
- игры экологического содержания;
- словесные обсуждения и проигрывание ситуаций;
- чтение литературы природоведческого содержания;
- инсценировки, театрализованные представления;
- проведение опытов и экспериментов с песком, глиной, водой, воздухом;
- экологические праздники, акции;
- оформление гербариев листьев деревьев, лекарственных трав;
- изготовление поделок из природного и бросового материала;
- интегрированные занятия.
1. Очень эффективны игровые методы формирования основ экологической культуры. В играх различного вида (сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных, словесных и др.) дети получают самые разнообразные знания о родной природе в интересной, увлекательной форме.
2. Сохраняют свою актуальность: метод наблюдения за объектами живой и неживой природы родного края, целевые экскурсии по территории детского сада, в парк, лес, беседы.
-Циклы наблюдений за обитателями участка детского сада - еще одно регулярное мероприятие повседневной жизни, которое проводится на протяжении учебного года. Систематически в повседневной жизни проводятся наблюдения за погодой.
Любое наблюдение - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение.
- В повседневной жизни с дошкольниками можно проводить обстоятельные мероприятия, насыщенные разными видами деятельности и имеющими большое развивающее значение. Полезны и интересны для детей выходы на природу в ближайшее окружение. Экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем не сравнимые живые и яркие впечатления о красоте природы родного края.
3. Иллюстративно-наглядный метод помогает закрепить и уточнить представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений. С его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент наблюдать невозможно (например, о жизнедеятельности редких видов животных родного края).
К иллюстративно-наглядным материалам следует относить: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии, модели. Помимо перечисленных, традиционных видов наглядно-иллюстративного материала, желательно использовать наглядные материалы на электронных носителях.
4. Использование ресурсов музейной педагогики. Экскурсии в краеведческий музей, где собраны коллекции экспонатов, позволяющие сформировать у детей четкие представления о природе родного края, в том числе и в историческом аспекте ее развития. Регулярное посещение краеведческого музея, а также организованные сотрудниками музея тематические мероприятия для дошкольников - огромный вклад в процесс формирования экологической культуры средствами родной природы.
5. Чтение художественной литературы. В настоящее время существует немало литературы в помощь изучению экологии. Экологические сказки несут "экологическую информацию", т. е. дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Они в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают расширять экологический кругозор, осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания. Помогают открыть способность души человека тонко чувствовать окружающий мир. Они нацелены на формирование у человека бережного отношения к природе.
6. Акции - это социально значимые мероприятия, которые стали неотъемлемой частью педагогического процесса в дошкольном учреждении. Участниками акций как правило являются сотрудники, дети и родители. Акции, как правило, приурочены к каким-либо датам, событиям, имеющим общественное значение. Например, «Зеленая елочка - живая иголочка» - акция против бессмысленной массовой вырубки елей перед Новым годом, «Покормите птиц зимой» и др.
7. С детьми дошкольного возраста также проводятся несложные опыты с различными объектами живой и неживой природы. Специально организованные опытнические ситуации, в отличие от простых наблюдений, позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности растений, животных, их жизнедеятельность.
Опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, развивают наблюдательность, восприятие, мышление. Интересные опыты можно проводить с водой, воздухом, песком и глиной, при выращивании зелени.
8. Метод моделирования занимает значительное место в системе экологического воспитания. Заполнение календаря природы - еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Заполнение календаря - важная совместная практическая деятельность, в процессе которой воспитатель обучает детей находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые они наблюдали, обучает детей умению использовать и понимать символы. Особенно ценно то, что в календарях отражаются закономерные изменения природы : рост и развитие растений при соответствующих условиях, сезонные изменения живой и неживой природы. Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения.
9. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Были разработаны экологические проекты «Юные защитники природы», «Поможем птицам зимой», «Удивительные насекомые», «Природа родных мест», «Люби и знай свой край» и др.
9. Работа с семьей. Очень важно в процессе формирования экологической культуры у дошкольников обеспечить партнерские отношения между детским садом и семьей ребенка. Какие бы усилия ни прилагали специалисты детского сада, пытаясь эффективно организовать процесс экологического воспитания, все эти усилия могут оказаться напрасными, если не скоординированы действия педагогов и родителей. В родительских уголках выставляются консультации, проводится беседа с родителями.
Я полагаю, что разнообразие средств, методов и приёмов по ознакомлению дошкольников с природой влияют на уровень знаний о явлениях и объектах природы родного края, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запомнятся на всю жизнь, и будут влиять на отношение человека к природе, Родине.
Результативность опыта
Результативность опыта заключается в совместной деятельности педагога и воспитанников. Я, считаю, что в результате такой деятельности у детей возник познавательный интерес к объектам природы. В результате полученных знаний об объектах живой и неживой природы у детей сформировались трудовые навыки. Дети усвоили основы бережного и заботливого отношения к живой природе. Освоили нормы поведения в природном окружении. Научились давать оценку действиям других людей по отношению к природе.
Трудоёмкость опыта
При реализации данного опыта использовалась окружающая среда в полном объеме, в создании которой участвовали все участники проекта. Эта возможность дала детям не только знания, но и практические навыки направленные на любовь к родному краю, родной природе.
Адресность опыта
Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений.