Басалаева Елена Анатольевна
Формирование начал экологической культуры дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Публикация «Формирование начал экологической культуры дошкольников» размещена в разделах
Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры – совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
. Огромное значение имеет экологическое образование детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. В обществе на протяжении последних десятилетий не ослабляется внимание к проблемам экологического образования подрастающего поколения. Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный период детства. В этот период у детей можно сформировать осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы. Это отношение вырабатывается при условии тесного контакта и взаимодействия с растениями и животными. Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
Использования таких методов как игровое проблемное обучение, наглядное моделирование и проектная деятельность, позволит значительно повысить эффективность обучения детей в области экологического образования. Использование этих методов является для дошкольников инновационным, их использование актуально и очень эффективно.
У детей появится стремление проявлять заботу о сохранении природы родного города, края; сформируются знания об экологической культуре, об экосистеме; знания, установки личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка. Именно ощущение себя частью природы позволяет нам считать себя экологическим человеком.
В процессе общения с природой в игровой форме и развития эмоциональной отзывчивости у детей формируются умения и желание активно беречь и защищать природу.
Мало обучить ребенка законам экологии, важно, чтобы появилось желание и возможность использовать их в своей жизни.
Для эффективной работы по данному направлению необходимо организовать «экологическое пространство». В группе должны быть:
(уголки природы, подобраны и размещены растений в соответствии с их биологическими особенностями; фонд методических, наглядно - иллюстрированных материалов; создана мини-лаборатории для организации и проведения опытов с объектами природы.
На территории ДОУ: (экологическая тропа, сад и огород, зона лекарственных растений).
Развивающая экологическая среда представлена следующими центрами: «Маленький ученый», «Уголок природы», «Огород на подоконнике», «Умелые ручки», «Экологическая тропа».
Целенаправленно проводимые наблюдения, экскурсии на природу, закрепление воспринятого в последующих беседах, чтение художественной литературы, подводят ребят к пониманию некоторых связей и зависимостей в неживой и живой природе. Проводимая работа по формированию начал экологической культуры будет наиболее эффективна с использованием методов: проблемного обучения, моделирования, проектного метода.
Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Цель моделирования в детском саду – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
В работе с детьми дошкольного возраста так же активно используйте метод проектов. Метод проектов является для дошкольников инновационным, его использование актуально и очень эффективно. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Метод проектов даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения. В ходе реализации проектов формируются навыки самостоятельного творческого мышления, представления об экологической культуре человека, возникает устойчивый интерес к творческой, поисково-исследовательской деятельности.
Все начинается с детства, и все в детстве закладывается. Таким образом, целесообразное и планомерное взаимодействие «педагога + ребенка + родителей» приводит к решению одной из цели общего образования, то есть формирование у детей экологического самосознания.
В заключение, хочется сказать, что основы целостного восприятия мира как единого живого организма, в котором человек — неотъемлемый орган, могут быть заложены в самом раннем детстве. Для этого педагоги и родители с детьми, должны увидеть мир в целом, познать его единство в бесконечном многообразии, увидеть в этом порядок, красоту и гармонию.