Светлана Бурцева
Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
За вторую половину уже прошлого столетия природа нашей планеты неузнаваемо оскудела, ее повсеместно вытесняет чудовищная урбанизация, естественные ресурсы буквально на глазах истощаются. Среда обитания людей в большинстве регионов мира, особенно в городах и промышленных центрах, становится более вредной для здоровья людей. По оценке специалистов, не менее 50% распространенных заболеваний людей обусловлено загрязнением окружающей природной среды, прежде всего потреблением недоброкачественной питьевой воды. А между тем леса-хранители вод - хищнически истребляются, в том числе и на водоохранных территориях. Происходит деградация почв, теряется их естественное плодородие, возрастает их загрязнение нефтепродуктами, пестицидами, тяжелыми металлами. Отравляется воздух, вода, что ведет к потере животного и растительного мира.
Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование экологической культуры у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Для преодоления экологического кризиса и успешного практического решения возникших экологических проблем необходим переход к новой идеологии, к формированию экологической культуры. А для этого нужна новая система знаний, построенная на единой теоретической основе и выходящая за традиционные рамки биологической экологии.
Вот поэтому так важно работать по формированию экологической культуры человека, которая проявляется как во взаимоотношении его с обществом, так и с природой вообще. Формирование экологической культуры населения, начало ее становления падает на первые семь – восемь лет жизни ребенка.
Взаимодействие человека с природой - чрезвычайно важный аспект экологии, ставший основой бурно развивающихся отраслей – социальной экологии и экологии человека – не может остаться в стороне от познания ребенком окружающего мира. Конкретные примеры использования человеком природных ресурсов, последствия этого взаимодействия на природу и на здоровье людей могут быть взяты на вооружение дошкольной педагогики.
Чтобы воспитать молодое поколение в духе бережного, ответственного отношения к природе, необходимо с самого раннего возраста целенаправленно воспитывать в детях чувство наблюдательности, ответственности за состояние окружающей среды и природы в целом. Именно в это время в ребенке закладываются позитивные чувства по отношению к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного и животного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека, переживаются нравственно - эстетические чувства, побуждающие детей заботиться обо всем, что их окружает.
Природа с ее необычным разнообразием явлений, животных и растений, непосредственное общение с ней оставляет в душе ребенка яркие впечатления, настраивающие на сохранение, заботу, защиту. Воспитание и развитие этих позитивных чувств является основой экологического образования.
Приобщение дошкольников к природе родного края, знакомство с окружающим миром в дошкольном учреждении проходит через систему сезонных ежедневных прогулок, в процессе которых формируются основы и начальный опыт природосообразного поведения дошкольника, умения и навыки наблюдений за природными объектами, эмоционально – положительное отношение к окружающему миру, способность замечать и анализировать сезонные изменения в жизни окружающей природы.
Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети постепенно постигают окружающий мир, в котором они живут. Они открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно – эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранности и приумножении природных богатств. Природа – это источник красоты, радости, отдыха и здоровья. «Шестым чувством» назвал К. Г. Паустовский чувство природы. Оно проявляется лишь на определенной ступени сознания. Развивать у детей «Шестое чувство»- значит научить их экологически мыслить. Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка :
Формирование основ и начального опыта природосообразного поведения дошкольника, эмоционально – положительного, ответственного отношения к окружающему миру;
Развитие различных видов детской деятельности (игровой, трудовой, познавательной, речевой, умений и навыков наблюдения за природными объектами и явлениями, способности анализировать сезонные изменения в жизни окружающей природы.
Формирование системы доступных дошкольникам экологических знаний должно проходить в неразрывном единстве с нравственным воспитанием, т. к. в основе отношения человека к окружающему миру природы должны лежать гуманные чувства, ибо осознание ценности любого проявления жизни, стремление защищать и оберегать природу.
Отбор содержания экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста осуществляется в соответствии с общепедагогическими принципами, среди которых:
Принцип интеграции и комплексного использования методов и приемов работы;
Краеведческий принцип: преимущественный отбор педагогически оправданного, доступного и интересного для детей краеведческого материала не только о природе, но и истории, культуре, народных традициях и быте, народном творчестве, доступных пониманию экономических и экологических проблем региона (Волга, очистка вод, автомобиль в городе, бумага и. т. д.)
Чтобы оберегать и любить природу по-настоящему - ее надо знать. Надо знать, чем обернется для природы любой наш поступок. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости ко всему живому. Следовательно, природоведческие знания необходимы.
Но, кроме знаний, которые являются основным элементом экологического сознания, очень важно и воспитание гуманных чувств, накопление положительного опыта в общении с живой природой, тем больше он узнает и понимает его.