Диана Топоева
Единая образовательная среда «педагог-воспитанники-родители» в дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «Единая образовательная среда «педагог-воспитанники-родители» в дошкольном образовании : работа по дополнительным общеразвивающим программам и деятельность воспитателя».
Структурное подразделение «Лицей «Воробьевы горы» осуществляет образовательную деятельность в интересах личности ребёнка, общества и государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможность удовлетворения воспитанника дошкольного отделения в самообразовании и получении дополнительного образования.
Публикация «Единая образовательная среда „педагог-воспитанники-родители“ в дошкольном образовании» размещена в разделах
Конкурентные преимущества дополнительного образования в сравнении с другими видами формального образования проявляются в следующих его характеристиках:
свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека;
вариативность содержания и форм организации образовательного процесса;
доступность глобального знания и информации для каждого;
адаптивность к возникающим изменениям.
Дополнительное образование в структурном подразделении «Лицей “Воробьевы горы”» является составной частью единого образовательного процесса и создает условия для развития личности в сфере свободного времени с учетом её потребностей и интересов. Дополнительное образование в «Лицей Воробьевы горы» рассматривается как общеразвивающая среда. Целью дополнительного образования в «Лицей Воробьевы горы» является создание оптимального образовательного пространства, способствующего всестороннему развитию личности, индивидуализации образовательного пути детей различных возрастных групп, реализации их творческого потенциала, социальных запросов и устремлений.
Дополнительные общеразвивающие программы, связанные с подготовкой воспитанников детского сада к школе, в отличии от других разрабатываются в связи с общеобразовательными программами.
Направленности программ (социально-педагогическое, художественное, физкультурно-спортивное, реализующихся в дошкольном образовании, выбраны с учётом запросов воспитанников, их родителей, имеющихся педагогических кадров, материально-технических возможностей образовательной организации. В секторе дополнительного образования структурного подразделения «Лицей “Воробьевы горы”» могут использоваться такие формы организации занятий, как, праздники, выставки, соревнования, творческие конкурсы, защита проектов, открытые занятия. Именно такие формы являются, с одной стороны, инструментами, позволяющими эффективно организовать взаимодействие всех участников образовательной деятельности, а с другой – органичной частью единой образовательной среды «педагог и воспитатель – воспитанники – родители».
. Родители являются активными участниками мероприятий, театрализованных представлений, праздников и развлечений. Важной стороной образовательного процесса в дошкольном учреждении является взаимодействие педагогов с родителями воспитанников, которые, с одной стороны, являются непосредственными заказчиками образовательных услуг, с другой - обладают определенным педагогическим потенциалом и способны обогащать воспитательно-образовательный процесс положительным семейным опытом, что позволяет создать единую образовательную среду, с целью удовлетворить образовательные запросы социума за счет эффективного использования образовательных ресурсов.
Образовательная деятельность в дополнительном образовании дошкольного отделения «Лицей Воробьевы горы» осуществляется через:
-Психолого-педагогический центр «Точка роста».
-ДЮСШ «Воробьевы горы».
-Центр социальных компетенций «Диалог наук».
-Центр «Лидер».
-Театр юных москвичей (ТЮМ)
Принципами взаимодействия с родителями являются:
1 Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
•Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход.
•Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
•Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. •Динамичность.
•Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Основные принципы при организации работы в рамках новых форм работы с семьей:
открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
создание активной развивающей среды;
создание активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ;
диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка
формы взаимодействия:
1. Массовые: совместные мероприятия педагогов и родителей, родительские собрания, консультации для родителей, дни открытых дверей, совместные детско-родительские творческие проекты, праздники, концерт, соревнования.
2. Индивидуальные: беседы, посещения на дому.
3. Наглядно-информационные: информационно-просветительские (ознакомление родителей с деятельностью ДОУ).
4. Информационно-аналитические: опрос, анкетирование.
Детско-родительский проект «Мой город. Моя страна».
Цель: Создать условия для развития у детей патриотических чувств. Для повышения активности участия родителей в жизни группы.
Задачи:
Познакомить с различными социальными объектами, их взаимосвязями и значением для жизни города.
Расширять представления детей о родном городе и родной стране, истории. культуре, достопримечательностях, о названиях улиц и его исторических памятниках.
Развивать образное мышление, воображение, инициативу.
Совершенствовать культуру речи, активизировать и расширять словарный запас
Развивать коллективное творчество
Способствовать вовлечению родителей к совместному творчеству с детьми.
Привлечь родителей к историческому и культурному наследию родного города и родной страны.
Воспитывать любовь к родному городу, его культуре, умение видеть красоту родного города.
Воспитывать патриотические чувства к родной стране.
Характеристика содержания проекта:
Совместный подбор материала (литература, иллюстративный материал, аудио и видео) по теме проекта с детьми и родителями. Посещение музеев города, экскурсии с детьми и с родителями. Виртуальные экскурсии по теме проекта. Создание необходимой базы для продуктивной и творческой деятельности детей и родителей.
Ожидаемый результат:
Дети имеют начальные представления об истории родного города, могут рассказать об интересных исторических местах своего родного города, имеют опыт совместной деятельности с родителями, родители принимают активное участие в реализации проекта, дети учатся применять полученные знания в практической деятельности.
Итог: Совместная творческая фотопрезентация «Мой город. Моя страна.»
Выставка совместных творческих работ «Осенние фантазии».
Цель: Организация совместной деятельности детей и родителей, развитие творческой и познавательной активности детей, экологической культур и эстетического вкуса.
Задачи:
Вызвать интерес к созданию оригинальных поделок из различных материалов, с применением различных материалов, с применением разнообразных техник изготовления;
Стимулировать образное мышление и творческое воображение у детей в процессе работ над выставочным материалом;
Создание благоприятной среды для творческого общения и обмена опытом;
Расширение представлений у детей о дарах осени;
Способствовать созданию атмосферы эмоционального комфорта и взаимного сотрудничества между детьми, педагогами и родителями.
Характеристика содержания проекта:
Совместный сбор природного материала с детьми и родителями. Создание необходимой базы для продуктивной и творческой деятельности детей и родителей.
Ожидаемый результат:
Дети с большим удовольствием и чувством гордости представляли свои совместные творческие работы. Родители с детьми активно принимали участие в выставке, проявили фантазию и творческие способности.
Итог: Выставка совместных творческих работ «Осенние фантазии».
Детско-родительский проект «Новогодняя игрушка своими руками»
Цель: Повысить интерес к истории елочной игрушки, приобщить детей к народной культуре, научить способам изготовления елочной игрушки своими руками, совместно с родителями, создать хорошее настроение и вызвать у детей желание украсить группу к новогоднему празднику.
Задачи:
Познакомить детей с историей возникновения новогодней игрушки;
Развивать познавательную активность дошкольников;
Налаживать конструктивное взаимодействие с родителями воспитанников;
Повышать уровень участия родителей в жизни ДОУ;
Воспитывать у детей интерес к творчеству, любовь к ручному труду;
Развивать у дошкольников мелкую моторику;
Характеристика содержания проекта:
Сбор информации;
Работа с родителями (знакомство с темой проекта, обсуждение идей);
Опрос детей.
Ожидаемый результат:
Рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ;
Активное участие родителей в жизни группы;
Развитие творческих способностей детей и родителей;
Проведение творческих выставок, конкурсов по теме проекта;
Презентация проекта на Новогоднем утреннике;
Итог: Выставка «Новогодняя игрушка своими руками»
Создание единой образовательной среды «педагог-воспитанники-родители» позволяет лучше узнать ребенка, обеспечить взаимодействие с ним в разных позициях. Увидеть его деятельность в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании индивидуальных особенностей и способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, с целью создания благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ культур личности, всестороннего развития психических и физических качеств, подготовки ребенка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольника и формирования ценных жизненных ориентаций.