Татьяна Бурчина
Проект «Мячи бывают разные». Совместная образовательная деятельность (дети, родители, педагоги)
▼ Скачать + Заказать документы
Проект: «Мячи бывают разными»
Пояснительная записка:
ФГОС дошкольного образования выделяет ряд важных принципов, которым должна соответствовать программа ДОУ. Одним из них является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их возможностями и спецификой.
В образовательной области «Физическое развитие» главной задачей является гармоничное развитие у воспитанников физического и психического здоровья.
Публикация «Проект „Мячи бывают разные“, Совместная образовательная деятельность (дети, родители, педагоги)» размещена в разделах
- Мяч, мячик
- Мяч. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
В ДОУ необходимо создавать единый процесс взаимодействия педагогов, воспитанников, родителей, где гармонично переплетаются разные образовательные области. Реализация процесса интеграции, невозможна без взаимодействия педагогического коллектива и родителей воспитанников. В практику работы детского сада, на наш взгляд, должна внедряться проектная деятельность по здоровью и физическому воспитанию. Также работа по оздоровлению и физическому воспитанию детей должна строиться на основе ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой, которая позволяет реализовать их природную двигательную активность.
Двигательная активность – это основа воспитания, оздоровления, развития и обучения детей дошкольного возраста (Трубайчук Л. В.). Здоровые, подвижные дети – счастливые дети!
Идея проекта пришла на курсах повышения квалификации в мае 2014 г., реализован в ноябре 2014 г. в старших группах.
Хотелось провести его именно, как детский проект, чтобы инициатива исходила от детей. Дети были инициативны, с удовольствием играли с мячами, их заменителями, приносили свои любимые мячи в детский сад, рассказывали, откуда они у них, описывали их, как с ними играть. Родители и педагоги помогали собирать материалы по данной теме (картинки, информацию, книги и т. п., в каждой группе оформлен альбом «Такие разные мячи», который пользуется большой популярностью у детей. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игр с мячами, совместная деятельность с родителями и педагогами, побуждала в детях умственные и физические усилия, стимулировала двигательную активность в развлекательной ненавязчивой форме.
Руководитель проекта: инструктор по физической культуре Бурчина Татьяна Алексеевна.
Вид проекта: информационно-образовательный, творческий, игровой, краткосрочный (один месяц, групповой.
Участники проекта:
- дети старшей группы;
- родители воспитанников;
- воспитатели групп;
- инструктор по физической культуре;
- музыкальные руководители.
Актуальность проекта:
Дети в недостаточной мере владеют разнообразными действиями с мячом (подбрасывание и ловля с заданиями, прокатывание и попадание в вертикальную и горизонтальную цель и т. п.).
Родители мало заинтересованы в работе по формированию умений детей работы с мячом (не знают о влиянии игр с разными видами мячей на развитие мелкой моторики, подготовку к навыкам письма и развитие координации).
Воспитатели мало используют работу с мячами (их заменителями) в самостоятельной и индивидуальной работе с детьми (недостаточно пособия в спортивном уголке группы).
Цель:
Повышение у детей игрового интереса к мячам, посредством знакомства с их разнообразием и обучения действиям с ними.
Задачи:
- углублять знания детей о различных видах мячей, дать представление об их разнообразии, игровых функциях;
- формировать навыки работы с мячами разного размера, веса, фактуры; учить самостоятельно выполнять игровые упражнения с ними;
- развивать мелкую моторику детей, посредством изготовления нетрадиционного пособия и игры с ним;
- воспитывать бережное отношение к пособию, уважительное отношение друг к другу и плодам деятельности партнеров.
Возможные риски проекта:
1. Недостаточная осведомленность родителей о значимости игр с мячом для общего развития детей (мелкой моторики, глазомера, ловкости, координации движений и т. п.).
Способ преодоления: Консультативно – разъяснительная работа воспитателей и инструктора по физкультуре (консультации, памятки, рекомендации)
2. Пассивность родителей в преодолении проблем развития своего ребенка.
Способ преодоления: Использование различных форм работы с родителями для привлечения их к совместной деятельности (домашние задания, поиск материала, участие в изготовлении пособий, участие в празднике и т. п.).
3. Отсутствие желания у некоторых детей выполнять упражнения из «школы мяча», преодолевать трудности выполнения заданий, страх перед мячом.
Способ преодоления: Индивидуальная работа, игровые упражнения, постепенное усложнение заданий, подбадривание, совместные игры со взрослыми, сверстниками.
Реализация проекта:
Деятельность педагогов:
1. Изучить нормативные документы, методическую литературу, проанализировать интернет ресурсы по теме проекта.
2. Разработать план реализации проекта (создание видео- презентации «Мячи бывают разные», ознакомление с планом педагогов и родителей.
3. Создание предметной – образовательной среды (атрибуты, мячи, книги, иллюстрации, подбор стихов, песен и т. п., необходимой для реализации проекта.
4. Создание и пополнение картотеки игровых упражнений, подвижных игр с мячами и их заменителями.
5. Создание интерактивной дидактической игры «Мячики - мячи» («Что мы знаем о мячах?»).
6. Разработка плана-конспекта заключительного праздника для детей и родителей «Наши любимые мычи».
Деятельность детей:
1. Поисковая деятельность: «Узнавайки» (сбор картинок, иллюстраций, информации о мячах).
2. Создание альбома «Такие разные мячи».
3. Оформление выставки «Мой любимый мяч».
4. Творческая мастерская (сбор материалов для изготовления игрушек заменителей мячей, изготовление пособия (бумажные шарики, «металочки», мягкие шарики).
5. Беседы:
«Из истории мяча»
«Мячи бывают разные»
«Спортивные игры с мячом»
«Что умеет делать мяч?»
6. Разучивание песен на музыкальных занятиях.
7. Чтение, разучивание стихов о мячах.
8. Дидактические, настольно-печатные игры:
«Что мы знаем о мячах?»
«Спортивное лото»
«Спортивные игры с мячами»
9. Испытательная площадка.
Игры с мячами и их заменителями в НОД по физкультуре и самостоятельной двигательной деятельности в группе, на прогулке, дома:
ОРУ с мячом различного диаметра, с фитболлом
«Школа мяча»
«Стрелок»
«Перестрелка»
«Попади в цель»
«Охотники и утки»
«Веселый футболист»
«Попади в кольцо»
«Металочки»
«Флорболл» и т. д.
10. Спортивный праздник «Наши любимые мячи».
Работа с родителями:
1. Родительское собрание
Ознакомление с планом проведения проекта (презентация «Мячи бывают разными»).
2. Оформление наглядной информации
«Школа мяча для родителей»
3. Участие родителей в подборе информации, организации предметно-развивающей среды по запросу детей.
4. Совместная деятельность
«Творческая мастерская»- изготовление атрибутов
«Наши любимые мячи» - спортивный праздник.
Литература
Антонова Ю. «Лучшие спортивные игры для детей и родителей». Издательство «Дом XXI век», 2006 г.
Борисова Е. Н. «Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками». Издательство «Панорам», «Глобус», 2007 г.
Муллаева Н. Б. «Конспекты – сценарии занятий по физиеской культуре для детей дошкольного возраста». С. – П. : «Детство – Пресс», 2006 г.
«От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Комаровой Т. С, Васильевой М. А. – М. : Мозаика – Синтез, 2010 г.
Сомкова О. Н. «Инновационные подходы к планированию образовательного процесса в детском саду», М., 2013 г.
Трубайчук Л. В. «Интеграция, как средство организации образовательного процесса». М., 2013 г.
Ресурсное обеспечение
Нормативно-правовые ресурсы:
- Закон РФ «Об образовании» в редакции Федерального Закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ
- СанПиН 2.4.1. 2660-10
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Кадровые ресурсы:
Для работы в проекте привлекаются: инструктор по физической культуре, воспитатели групп, музыкальные руководители групп.
Информационные ресурсы:
Ресурсы ИКТ и ЭОР
Образовательные порталы и сайты (МААМ. RU., «ПЕДСАЙТ»).
Учебно-методические ресурсы:
- библиотека инструктора по физической культуре;
- игротека (картотеки ОРУ, подвижных игр и т. п.);
- аудиотека;
- фонотека.
Материально-технические ресурсы:
Физкультурный зал, спортивная площадка, музыкальный зал, спортивные уголки групп.
Электронное – техническое оборудование.
Мячи различного диаметра и фактуры.
Нетрадиционное оборудование (металочки, бумажные шарики, мягкие шарики).
Мешочки.
Игра «Дартс» с шариками на липучках.
Настольно-печатные дидактические игры «Спортивное лото», «Летние спортивные игры» «Зимние спортивные игры».
Электронная дидактическая игра «Мячики – мячи».
Предполагаемые результаты проекта:
- Повышение уровня физического развития воспитанников (овладение навыками работы с различными мячами);
- Развитие физических качеств: ловкости, координации, глазомера.
- Привитие интереса к здоровому образу, укрепление здоровья, развитие двигательной активности детей, посредством использования подвижных игр, игровых упражнений с мячами;
- Сплочение детского коллектива, вовлечение родителей в педагогический процесс;
- Обогащение словарного запаса детей (новые для детей слова, стихи, считалки).
Итог проекта
- У детей сформировались представления о многообразии мячей, действий с ними, о подвижных и спортивных играх с ними;
- У детей сформировался стойкий интерес к играм с мячами, повысилась двигательная активность; дети научились играть в совместные игры с мячом и соблюдать правила;
- Сформировался социально-коммуникативный навык общения между детьми, родителями и педагогами.
Продукт проекта:
Пополнение и улучшение материально технической базы (создание предметно – образовательной среды в данном направлении: альбом «Такие разные мячи», нетрадиционное пособие в физкультурном уголке группы, картотека игр с мячами и. т. д.).
Вывод:
Проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и способствует не только информированности родителей об организации воспитательного и образовательного процесса в ДОУ, пополнению и улучшению МТБ, улучшению уровня образовательной деятельности, повышения интереса детей к образовательной деятельности, но и дает толчок для дальнейшего развития ребенка и его успешности в начальной школе.