Ирина Куликова
Досуг для детей подготовительной группы «Прогулка по Санкт-Петербургу»
▼ Скачать + Заказать документы
Досуг для детей подготовительной группы.
Тема:«Прогулка по Санкт- Петербургу».
Задачи:
1. Учить находить отличия одной группы предметов от другой (способность анализировать).
2. Закреплять навыки счёта предметов в пределах 10.
3. Повторить состав числа в пределах 6.
5. Развивать пространственные представления.
6. Продолжать учить составлять целое из частей.
7. Развивать познавательный интерес детей к истории родного города.
Публикация «Досуг для детей подготовительной группы „Прогулка по Санкт-Петербургу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ленинградская область, Санкт-Петербург. Петербурговедение
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
8. Способствовать обогащению словарного запаса детей, развитию монологической и диалогической речи с помощью мнемотаблицы, закреплять навыки выразительного чтения стихотворений.
9. Развивать коммуникативную культуру общения, работая в паре.
10. Закреплять исполнительские навыки в пении.
Оборудование:
1. Иллюстрации с видами Санкт-Петербурга.
2. Таблица-плакат для определения маршрута прогулки по Санкт-Петербургу.
3. Макеты достопримечательностей Санкт-Петербурга к игре «Волшебный мешочек».
4. Карточки с цифрами, буквами и примерами.
5. Таблица №52 З. Михайловой.
6. Карточки с изображением решёток мостов и их названий (Аничков, Троицкий, мост лейтенанта Шмидта, Дворцовый, Синий).
7. Игра-головоломка «Танграм» по числу детей.
8. Мнемотаблица «Адмиралтейство».
9. Магнитная доска, фланелеграф.
10. Проэктор, экран, видео - изображения Адмиралтейства, площади Искусств, Кунсткамеры, Дворцовой площади, Дворцового моста.
11. Сигнальные карточки - светофорики по числу детей.
Предварительная работа:
1. Игры на развитие пространственных представлений.
2. Рассматривание иллюстраций с изображением достопримечательностей Санкт – Петербурга.
3. Разучивание песни «Мы – островитяне» (слова В. Шумилина, музыка Б. Кравченко).
4. Ознакомление с игрой «Танграм».
5. Счёт предметов и изучения состава числа в пределах 10.
6. Разучивание скороговорок о Санкт-Петербурге, стихотворения Н. Поляковой «Сто один остров и шестьсот мостов».
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Хотите совершить виртуальную прогулку по Санкт-Петербургу?
Тогда я предлагаю нам отправиться в путь. Определять маршрут нашей прогулки мы будем с помощью карты-таблицы.
Воспитатель: Посмотрите в левый нижний край карты. Что находится перед вами?
Дети: Кунсткамера.
На экране появляется изображение Кунсткамеры.
Воспитатель: Кто из вас был в Кунсткамере?
Что вы можете рассказать об этом музее?
Дети: Музей Кунсткамера появился по приказу Петра первого. Это самый первый музей, который появился в России. Путешествуя по разным странам мира, Пётр первый привозил разные интересные, диковинные вещи, которые и составили первые коллекции музея. В своём музее Пётр принимал послов разных стран мира и видных гостей.
В настоящее время в залах Кунсткамеры можно увидеть одежду и предметы быта народов разных стран.
Воспитатель: В нашей группе есть мини-музей макетов достопримечательностей Санкт- Петербурга. Сейчас мы поиграем с вами в игру «Волшебный мешочек» с экспонатами нашего музея.
Дети на ощупь определяют название памятника или здания Санкт - Петербурга.
Воспитатель: Теперь давайте посчитаем количество экспонатов нашего мини-музея.
Воспитатель: Наша прогулка продолжается. Посмотрите на карту. От Кунсткамеры отсчитываем две клетки влево, клетку вверх и две клетки вправо. Куда мы попали?
Дети: На Дворцовый мост.
Появляется изображение Дворцового моста.
Воспитатель: Сейчас мы вспомним стихотворение Н. Поляковой «Сто один остров и шестьсот мостов».
Дети читают стихотворение.
Есть мосты в Петербурге-
Шесть сотен мостов.
Не припомнить и за день
Всех его островов.
Есть Васильевский, Заячий,
Каменный есть…
В этих строчках, ты, знаешь, ли,
Всех, пожалуй, не счесть!
Сто один числят остров-
Вот наш город, каков!
Людям было б не просто
Обойтись без мостов!
Вот тяжёлый, гранитный,
С чуть горбатой спиной,
Вот чугунный, отлитый,
Весь почти кружевной.
Львы крылатые,
Кони глядят с высоты…
Незаметно, спокойно
Служат людям мосты.
Ведь по ним не смолкая,
То вперёд, то назад
Лихо мчатся трамваи
И машины спешат.
И идут пешеходы,
Не замедлив шагов,
И скользят пароходы
Под пролёты мостов.
Воспитатель: Прекрасным украшением любого моста является решётка.
Одному инженеру дали задание: придумать решётку моста, которая бы состояла из элементов, представленных в этих двух таблицах. Чем отличаются фигуры одной таблицы от фигур в другой таблице. Рассматривание таблицы З. Михайловой №52.
Воспитатель: - Что общего у фигур слева?
-Что общего у фигур справа?
-Чем отличаются фигуры справа и слева?
Дети: В одной таблице находятся треугольники, а в другой – четырёхугольники.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас я дам вам одну карточку на двоих, на которой напечатано название моста. Вы прочитаете, обсудите, какая из этих решёток принадлежит «вашему» мосту и объясните почему.
Дети читают и ведут обсуждение в парах.
На мольберте изображения решёток разных мостов. После обсуждения в парах дети прикрепляют карточку с названием моста рядом с изображением решётки этого моста.
Мост лейтенанта Шмидта.
В каждом звене решётки мы видим морских коньков, поддерживающих трезубец. Хвосты морских коньков вплетены в растительный орнамент.
Троицкий мост.
Узор решётки Троицкого моста состоит из прямых и изгибающихся кривых линий.
Синий мост.
Решётка Синего моста украшена рисунком из геометрических элементов.
Дворцовый мост.
В центре звеньев решётки Дворцового моста мы видим советскую символику-звезду, знамёна и пучки колосьев.
Литейный мост.
В центре секции решётки две русалки, которые держат щит с гербом Санкт-Петербурга. Просветы в чугунных столбиках заполнены фантастическими морскими животными, спускающимися в водную пучину.
Аничков мост.
В решётке Аничкого моста мы видим дельфина, спускающегося в морскую пучину, а по бокам стоек секции с двумя мотивами рисунка. С одной стороны-пара морских коньков с трезубцем Нептуна, с другой – две русалки держат в руках пальметку.
Воспитатель: Есть ли решётки, похожие между собой? Какие?
Чем они отличаются?
Ответы детей.
Воспитатель: Продолжаем наше путешествие. От Дворцового моста отсчитываем две клетки влево и одну клетку вверх. Что находится перед нами?
Дети: Адмиралтейство.
На экране появляется здание Адмиралтейства.
Воспитатель: Кто может рассказать об Адмиралтействе, используя мнемотаблицу.
Дети: Адмиралтейство было построено по замыслу Петра первого. Здесь были верфи, мастерские для строительства и ремонта кораблей, склады для хранения строительных материалов, корабельного вооружения. Здание построили в виде буквы «п», перестраивали три раза. С верфи спускали на воду корабли. Кораблик на шпиле Адмиралтейства является одним из символов нашего города. Благодаря усилиям Петра первого Россия стала сильной морской державой, в России появился свой флот. Как будто бы Нептун вручил Петру первому трезубец – символ морской власти. От Адмиралтейства отходят три улицы: Невский проспект, Вознесенский проспект и Гороховая улица. Раньше, когда в Санкт –Петербурге начиналось наводнение, жителей города предупреждали пушечными выстрелами. Санкт – Петербург – морской город. В настоящее время в здании Адмиралтейства находится морское училище, где готовят будущих моряков. Адмиралтейство украшено многочисленными скульптурами. Львы стерегут наш город от зла и бед.
Воспитатель: На основе геометрических фигур игры «Танграм», можно выложить фигуру кораблика. Попробуем?
Дети выкладывают кораблик.
Воспитатель: В честь кораблей Российского флота Пётр первый учреждает свой флаг. Как он называется?
Дети: Андреевский флаг.
Воспитатель: Пока звучит музыка, вам нужно образовать круг, в центре которого будет Андреевский флаг (по залу расставлено пять различных флагов).
Дети образуют круг.
Воспитатель: Сейчас я буду называть различные виды кораблей, а вам нужно будет разделить эти слова на слоги.
Па-рус-ник 3 слога
Фре-гат 2 слога
Ми-но-но-сец 4 слога
Бо-тик 2 слога
Теп-ло-ход 3 слога
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Продолжаем путешествие. От здания Адмиралтейства отсчитываем две клетки вправо. Где мы оказались?
Дети: На Дворцовой площади.
Воспитатель: Какие скороговорки о нашем городе вы можете рассказать?
Дети: В залах Зимнего дворца
Экскурсантам нет конца.
Атланты – мраморные стражи
Хранят шедевры Эрмитажа.
Эрмитаж - большой музей,
Он открыт для всех гостей.
Адмиралтейство – зданье славное,
Постройка зодчего Захарова.
Адмиралтейская игла
Кораблик в небо подняла.
Летний сад гостей встречает,
На прогулку приглашает.
Острова – их сорок два,
А вокруг река Нева.
Славится Мойка мостами цветными:
Жёлтым, Зелёным, Красным и Синим.
Ростральные колонны высоки.
Когда – то это были маяки.
Воспитатель: Молодцы!
Правильно решив примеры, вы получите слово, связанное с Дворцовой площадью.
5-2 о 4-3 д о е д ц в р
4+1 е 1+1 в 3 5 1 6 2 4
2+2 р 3+3 ц
1 2 3 4 5 6
Д в о р е ц
Воспитатель: Какой дворец находится на Дворцовой площади?
Дети: Зимний дворец.
Воспитатель: Как называется музей, располагающийся в Зимнем дворце?
Дети: Эрмитаж.
Воспитатель: Идём дальше. От Дворцовой площади отсчитываем две клетки вперёд, одину клетку влево. Как называется площадь, на которой мы оказались?
Дети: Площадь Искусств.
На экране появляется изображение площади Искусств.
Воспитатель: Какому поэту посвящён памятник на площади Искусств?
Дети: Александру Сергеевичу Пушкину.
Воспитатель: Назовите названия сказок А. С. Пушкина.
Дети: «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»…
Воспитатель: сейчас мы проверим ваши знания сказок А. С. Пушкина. Каждый из вас сейчас получит светофорик. Если вы согласны с утверждением – покажите зелёный цвет, не согласны – красный.
1. Царь Салтан взял в жёны девушку, которая обещала родить ему богатыря.
Да (зелёный огонёк).
Нет (красный огонёк).
2. Князю Гвидону помогала царевна - утка.
Да (зелёный огонёк).
Нет (красный огонёк).
3. Балда работал у попа конюхом, плотником и поваром.
Да (зелёный огонёк).
Нет (красный огонёк).
4. Однажды царевна – лебедь превратила князя Гвидона в муравья.
Да (зелёный огонёк).
Нет (красный огонёк).
5. Королевич Елисей – жених прекрасной царевны.
Да (зелёный огонёк).
Нет (красный огонёк).
6. Чернавка отравила прекрасную царевну грушей.
Да (зелёный огонёк).
Нет (красный огонёк).
7. Злая мачеха часто беседовала с блюдцем.
Да (зелёный огонёк).
Нет (красный огонёк).
Воспитатель: Молодцы. Пора нам с вами возвращаться в детский сад.
На экране появляется изображение нашего детского сада.
Воспитатель: Наше прогулка заканчивается. Предлагаю закончить наше путешествие песней об островах.
Дети поют песню об островах («Мы – островитяне»).
Библиография.
1. Бондаренко Т. М. «Организация непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада. Образовательная область «Познание».
2. Георгиев И. И., Иванова И. Н., Исаченко В. Г., Лавренова Л. Е. «Санкт – Петербург. Занимательные вопросы и ответы», Санкт – Петербург, «Паритет», 2007 год.
3. Никонова Е. Н. «Первые прогулки по Санкт – Петербургу», «Паритет», 2008 год.
4. Серова З. А. «Знаешь ли ты Санкт –Петербург?», Санкт – Петербург, «Издательский Дом МиМ», 1998 год.
5. Серова З. А. «Петербургский задачник для малышей», Санкт – Петербург, «Издательский Дом МиМ»,1998 год.
Досуг для детей подготовительной группы.
Тема: «Прогулка по Санкт- Петербургу».
Задачи:
1. Учить находить отличия одной группы предметов от другой (способность анализировать).
2. Закреплять навыки счёта предметов в пределах 10.
3. Повторить состав числа в пределах 6.
5. Развивать пространственные представления.
6. Продолжать учить составлять целое из частей.
7. Развивать познавательный интерес детей к истории родного города.
8. Способствовать обогащению словарного запаса детей, развитию монологической и диалогической речи с помощью мнемотаблицы, закреплять навыки выразительного чтения стихотворений.
9. Развивать коммуникативную культуру общения, работая в паре.
10. Закреплять исполнительские навыки в пении.
Оборудование:
1. Иллюстрации с видами Санкт-Петербурга.
2. Таблица-плакат для определения маршрута прогулки по Санкт-Петербургу.
3. Макеты достопримечательностей Санкт-Петербурга к игре «Волшебный мешочек».
4. Карточки с цифрами, буквами и примерами.
5. Таблица №52 З. Михайловой.
6. Карточки с изображением решёток мостов и их названий (Аничков, Троицкий, мост лейтенанта Шмидта, Дворцовый, Синий).
7. Игра-головоломка «Танграм» по числу детей.
8. Мнемотаблица «Адмиралтейство».
9. Магнитная доска, фланелеграф.
10. Проэктор, экран, видео - изображения Адмиралтейства, площади Искусств, Кунсткамеры, Дворцовой площади, Дворцового моста.
11. Сигнальные карточки - светофорики по числу детей.
Предварительная работа:
1. Игры на развитие пространственных представлений.
2. Рассматривание иллюстраций с изображением достопримечательностей Санкт – Петербурга.
3. Разучивание песни «Мы – островитяне» (слова В. Шумилина, музыка Б. Кравченко).
4. Ознакомление с игрой «Танграм».
5. Счёт предметов и изучения состава числа в пределах 10.
6. Разучивание скороговорок о Санкт-Петербурге, стихотворения Н. Поляковой «Сто один остров и шестьсот мостов».
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Хотите совершить виртуальную прогулку по Санкт-Петербургу?
Тогда я предлагаю нам отправиться в путь. Определять маршрут нашей прогулки мы будем с помощью карты-таблицы.
Воспитатель: Посмотрите в левый нижний край карты. Что находится перед вами?
Дети: Кунсткамера.
На экране появляется изображение Кунсткамеры.
Воспитатель: Кто из вас был в Кунсткамере?
Что вы можете рассказать об этом музее?
Дети: Музей Кунсткамера появился по приказу Петра первого. Это самый первый музей, который появился в России. Путешествуя по разным странам мира, Пётр первый привозил разные интересные, диковинные вещи, которые и составили первые коллекции музея. В своём музее Пётр принимал послов разных стран мира и видных гостей.
В настоящее время в залах Кунсткамеры можно увидеть одежду и предметы быта народов разных стран.
Воспитатель: В нашей группе есть мини-музей макетов достопримечательностей Санкт- Петербурга. Сейчас мы поиграем с вами в игру «Волшебный мешочек» с экспонатами нашего музея.
Дети на ощупь определяют название памятника или здания Санкт - Петербурга.
Воспитатель: Теперь давайте посчитаем количество экспонатов нашего мини-музея.
Воспитатель: Наша прогулка продолжается. Посмотрите на карту. От Кунсткамеры отсчитываем две клетки влево, клетку вверх и две клетки вправо. Куда мы попали?
Дети: На Дворцовый мост.
Появляется изображение Дворцового моста.
Воспитатель: Сейчас мы вспомним стихотворение Н. Поляковой «Сто один остров и шестьсот мостов».
Дети читают стихотворение.
Есть мосты в Петербурге-
Шесть сотен мостов.
Не припомнить и за день
Всех его островов.
Есть Васильевский, Заячий,
Каменный есть…
В этих строчках, ты, знаешь, ли,
Всех, пожалуй, не счесть!
Сто один числят остров-
Вот наш город, каков!
Людям было б не просто
Обойтись без мостов!
Вот тяжёлый, гранитный,
С чуть горбатой спиной,
Вот чугунный, отлитый,
Весь почти кружевной.
Львы крылатые,
Кони глядят с высоты…
Незаметно, спокойно
Служат людям мосты.
Ведь по ним не смолкая,
То вперёд, то назад
Лихо мчатся трамваи
И машины спешат.
И идут пешеходы,
Не замедлив шагов,
И скользят пароходы
Под пролёты мостов.
Воспитатель: Прекрасным украшением любого моста является решётка.
Одному инженеру дали задание: придумать решётку моста, которая бы состояла из элементов, представленных в этих двух таблицах. Чем отличаются фигуры одной таблицы от фигур в другой таблице. Рассматривание таблицы З. Михайловой №52.
Воспитатель: - Что общего у фигур слева?
-Что общего у фигур справа?
-Чем отличаются фигуры справа и слева?
Дети: В одной таблице находятся треугольники, а в другой – четырёхугольники.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас я дам вам одну карточку на двоих, на которой напечатано название моста. Вы прочитаете, обсудите, какая из этих решёток принадлежит «вашему» мосту и объясните почему.
Дети читают и ведут обсуждение в парах.
На мольберте изображения решёток разных мостов. После обсуждения в парах дети прикрепляют карточку с названием моста рядом с изображением решётки этого моста.
Мост лейтенанта Шмидта.
В каждом звене решётки мы видим морских коньков, поддерживающих трезубец. Хвосты морских коньков вплетены в растительный орнамент.
Троицкий мост.
Узор решётки Троицкого моста состоит из прямых и изгибающихся кривых линий.
Синий мост.
Решётка Синего моста украшена рисунком из геометрических элементов.
Дворцовый мост.
В центре звеньев решётки Дворцового моста мы видим советскую символику-звезду, знамёна и пучки колосьев.
Литейный мост.
В центре секции решётки две русалки, которые держат щит с гербом Санкт-Петербурга. Просветы в чугунных столбиках заполнены фантастическими морскими животными, спускающимися в водную пучину.
Аничков мост.
В решётке Аничкого моста мы видим дельфина, спускающегося в морскую пучину, а по бокам стоек секции с двумя мотивами рисунка. С одной стороны-пара морских коньков с трезубцем Нептуна, с другой – две русалки держат в руках пальметку.
Воспитатель: Есть ли решётки, похожие между собой? Какие?
Чем они отличаются?
Ответы детей.
Воспитатель: Продолжаем наше путешествие. От Дворцового моста отсчитываем две клетки влево и одну клетку вверх. Что находится перед нами?
Дети: Адмиралтейство.
На экране появляется здание Адмиралтейства.
Воспитатель: Кто может рассказать об Адмиралтействе, используя мнемотаблицу.
Дети: Адмиралтейство было построено по замыслу Петра первого. Здесь были верфи, мастерские для строительства и ремонта кораблей, склады для хранения строительных материалов, корабельного вооружения. Здание построили в виде буквы «п», перестраивали три раза. С верфи спускали на воду корабли. Кораблик на шпиле Адмиралтейства является одним из символов нашего города. Благодаря усилиям Петра первого Россия стала сильной морской державой, в России появился свой флот. Как будто бы Нептун вручил Петру первому трезубец – символ морской власти. От Адмиралтейства отходят три улицы: Невский проспект, Вознесенский проспект и Гороховая улица. Раньше, когда в Санкт –Петербурге начиналось наводнение, жителей города предупреждали пушечными выстрелами. Санкт – Петербург – морской город. В настоящее время в здании Адмиралтейства находится морское училище, где готовят будущих моряков. Адмиралтейство украшено многочисленными скульптурами. Львы стерегут наш город от зла и бед.
Воспитатель: На основе геометрических фигур игры «Танграм», можно выложить фигуру кораблика. Попробуем?
Дети выкладывают кораблик.
Воспитатель: В честь кораблей Российского флота Пётр первый учреждает свой флаг. Как он называется?
Дети: Андреевский флаг.
Воспитатель: Пока звучит музыка, вам нужно образовать круг, в центре которого будет Андреевский флаг (по залу расставлено пять различных флагов).
Дети образуют круг.
Воспитатель: Сейчас я буду называть различные виды кораблей, а вам нужно будет разделить эти слова на слоги.
Па-рус-ник 3 слога
Фре-гат 2 слога
Ми-но-но-сец 4 слога
Бо-тик 2 слога
Теп-ло-ход 3 слога
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Продолжаем путешествие. От здания Адмиралтейства отсчитываем две клетки вправо. Где мы оказались?
Дети: На Дворцовой площади.
Воспитатель: Какие скороговорки о нашем городе вы можете рассказать?
Дети: В залах Зимнего дворца
Экскурсантам нет конца.
Атланты – мраморные стражи
Хранят шедевры Эрмитажа.
Эрмитаж - большой музей,
Он открыт для всех гостей.
Адмиралтейство – зданье славное,
Постройка зодчего Захарова.
Адмиралтейская игла
Кораблик в небо подняла.
Летний сад гостей встречает,
На прогулку приглашает.
Острова – их сорок два,
А вокруг река Нева.
Славится Мойка мостами цветными:
Жёлтым, Зелёным, Красным и Синим.
Ростральные колонны высоки.
Когда – то это были маяки.
Воспитатель: Молодцы!
Правильно решив примеры, вы получите слово, связанное с Дворцовой площадью.
5-2 о 4-3 д о е д ц в р
4+1 е 1+1 в 3 5 1 6 2 4
2+2 р 3+3 ц
1 2 3 4 5 6
Д в о р е ц
Воспитатель: Какой дворец находится на Дворцовой площади?
Дети: Зимний дворец.
Воспитатель: Как называется музей, располагающийся в Зимнем дворце?
Дети: Эрмитаж.
Воспитатель: Идём дальше. От Дворцовой площади отсчитываем две клетки вперёд, одину клетку влево. Как называется площадь, на которой мы оказались?
Дети: Площадь Искусств.
На экране появляется изображение площади Искусств.
Воспитатель: Какому поэту посвящён памятник на площади Искусств?
Дети: Александру Сергеевичу Пушкину.
Воспитатель: Назовите названия сказок А. С. Пушкина.
Дети: «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»…
Воспитатель: сейчас мы проверим ваши знания сказок А. С. Пушкина. Каждый из вас сейчас получит светофорик. Если вы согласны с утверждением – покажите зелёный цвет, не согласны – красный.
1. Царь Салтан взял в жёны девушку, которая обещала родить ему богатыря.
Да (зелёный огонёк).
Нет (красный огонёк).
2. Князю Гвидону помогала царевна - утка.
Да (зелёный огонёк).
Нет (красный огонёк).
3. Балда работал у попа конюхом, плотником и поваром.
Да (зелёный огонёк).
Нет (красный огонёк).
4. Однажды царевна – лебедь превратила князя Гвидона в муравья.
Да (зелёный огонёк).
Нет (красный огонёк).
5. Королевич Елисей – жених прекрасной царевны.
Да (зелёный огонёк).
Нет (красный огонёк).
6. Чернавка отравила прекрасную царевну грушей.
Да (зелёный огонёк).
Нет (красный огонёк).
7. Злая мачеха часто беседовала с блюдцем.
Да (зелёный огонёк).
Нет (красный огонёк).
Воспитатель: Молодцы. Пора нам с вами возвращаться в детский сад.
На экране появляется изображение нашего детского сада.
Воспитатель: Наше прогулка заканчивается. Предлагаю закончить наше путешествие песней об островах.
Дети поют песню об островах («Мы – островитяне»).
Библиография.
1. Бондаренко Т. М. «Организация непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада. Образовательная область «Познание».
2. Георгиев И. И., Иванова И. Н., Исаченко В. Г., Лавренова Л. Е. «Санкт – Петербург. Занимательные вопросы и ответы», Санкт – Петербург, «Паритет», 2007 год.
3. Никонова Е. Н. «Первые прогулки по Санкт – Петербургу», «Паритет», 2008 год.
4. Серова З. А. «Знаешь ли ты Санкт –Петербург?», Санкт – Петербург, «Издательский Дом МиМ», 1998 год.
5. Серова З. А. «Петербургский задачник для малышей», Санкт – Петербург, «Издательский Дом МиМ»,1998 год.