Получи документы

Занятие «Путешествие по городу Санкт-Петербургу»

Надежда Лаптева
Занятие «Путешествие по городу Санкт-Петербургу»
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие

«Путешествие по городу Санкт-Петербургу»

Цель:

Формирование у детей чувства патриотизма, гордости за свое Отечество.

Оборудование:

набор открыток, слайдов с изображением достопримечательностей Петербурга, Петродворца;

портреты А. С. Пушкина, Петра Первого;

фотографии блокадного Ленинграда;

фонограммы «Священная война»

(сл. В. Лебедева - Кумача, муз. А. Александрова);

финал Седьмой симфонии Д. Шостаковича.

Воспитатель:

Преславный град, что Петр основал.

И на красе построил толь полезно,

Публикация «Занятие „Путешествие по городу Санкт-Петербургу“» размещена в разделах

Уж древним всем он нынче равен стал,

И обитель в нем всякому любезно.

Василий Тредиаковский.

Какому городу посвящаются эти стихи?

Сегодня мы с вами проведем заочное путешествие по городу Санкт-Петербургу и познакомимся с его историей. По-разному рождались и росли, старели и приходили в упадок, гибли и вновь возрождались города. Своя судьба и у города, заложенного Петром Первым. Город основан в 1703 году. Петр Первый решил построить его на берегах Невы. 16 мая (27 мая по новому стилю) была заложена Петропавловская крепость. Вместо земляных стен крепости позднее построили кирпичные. Город расположился в низине, сплошь покрытой болотами и топями. Строить его было неимоверно тяжело. По колено в воде, в вечной сырости работали строители. Многие погибли от голода, болезней, непосильного труда.

Вначале дома сооружали на особых деревянных помостах. В болотистую землю вбивали дубовые сваи. На них плотными рядами укладывали тяжелые брусья помоста. Спустя несколько лет началось строительство каменных зданий на прочном фундаменте. Строительные работы велись с размахом. В лесу прокладывались улицы, расчищались протоки, сооружались каналы.

Через Неву, ее притоки и каналы перекинулись красивые мосты. Для возведения дворцов были приглашены лучшие русские и иностранные архитекторы. Там, где были болота и безлюдные берега реки, постепенно вырос прекрасный город. Город, который в дальнейшем стал одним из главных морских портов России, главным промышленным центром.

Здесь на берегах Невы Петр задумал и осуществил многие свои реформы.

То академик, то герой.

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

А. С. Пушкин

Рассказ сопровождается демонстрацией открыток, слайдов.

205 лет Петербург был столицей Российской империи. Здесь на берегах Невы прозвучал залп легендарного крейсера «Аврора», началась новая эпохагород стал называться Ленинград «. Начинателями всех этих славных дел были труженики Ленинграда. Много славных дел могли они сделать еще, увеличивая славу своего Ленинграда, но помешала война. Утром 22 июля 1941 г. гитлеровская армия напала на нашу страну.

Звучит фонограмма песни «Священная война».

Чтобы сломить волю советских людей гитлеровская армия плотным кольцом захватила город. Началась блокада. Город пытали холодом, голодом, артиллерийским огнем и бомбардировками. Несмотря на это, город продолжал жить и не просто жить, а бороться.

Жители блокадного Ленинграда всячески помогали фронту. Все, что надо было для фронта, давали заводы, работавшие днем и ночью. У станков работали женщины, дети, старики. Борьба велась везде: на земле, воде и воздухе.

Ребята, а вы знаете, сколько продолжалась блокада города?

Воспитанник:

Весь Ленинград, как на ладони.

С горы Вороньей виден был.

И немцев бил

С горы Вороньей.

Из дальнобойной «Берты» бил.

Прислуга в землю «Берту» врыла

Между корней,

Между камней.

И, поворачивая рыло,

Отсюда «Берта» била, била

Все девятьсот блокадных дней.

Без перерыва

В голод, в горе,

В ребячий выкрик,

В хлеб и соль,

В последний свет

В последнем взоре,

В его отчаянье и боль,

В его последнее решенье,

В его «Умрём, но не сдадим!»

И над открытою мишенью.

Ревел огонь,

Клубился дым.

М. Дудин

Воспитатель:

Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду: блокада и обстрел из артиллерии всех калибров, беспрерывная бомбежка с воздуха должны были сровнять его с землей.

Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы - более 40 отборных дивизий, свыше 1000 танков и 1500 самолетов. Немцев поддерживали 200 тысячная финская армия, «Голубая дивизия» из фашистской Испании, легионеры Нидерландов, Голландии, Бельгии, Норвегии.

Вражеские войска значительно превосходили наши силы.

900 дней и ночей продолжалась блокада Ленинграда. Вместе со взрослыми сражались с врагом и дети.

Воспитанник:

Ученик ленинградской школы Володя Бобрищев-Пушкин, которому было 13 лет, сражался с врагом в 43-й гвардейской дивизии. Однажды, во время наступления нашей пехоты, путь ей перекрыл вражеский пулемет, находящийся в здании бани. Под сильным огнем Володя подполз к дверям бани, рванул их и швырнул вглубь гранату. Пулемет умолк.

За свой подвиг сын полка Володя Бобрищев-Пушкин получил орден Отечественной Войны 2 степени.

Воспитанник:

Ленинградца Олега Ольховского взял на свой бронекатер отец, и он стал юнгой-пулеметчиком. Однажды флотилия катера обеспечивала высадку морского десанта в расположение врага. Моряки отбивали атаки одну за одной. На помощь десантникам устремился катер. Немецкие танки ударили по нему. Один за другим погибали члены экипажа. В живых остались только двое - отец и сын Ольховские. Вскоре был ранен отец. Катер потерял управление, объятый пламенем медленно скользил по течению вдоль берега. А с его палубы длинными очередями по врагам всё бил и бил пулемет.

Когда моряки-десантники под огнем добрались до катера, Олег лежал на пулемете. В кармане они нашли листок, на котором детским почерком было написано: «Клянусь Родине сражаться с ее врагами до последней капли крови.»

Воспитатель:

Чтобы помочь городу на Неве, создавались партизанские отряды. В них воевали сотни подростков. Они вместе с взрослыми ходили в разведку, подрывали вражеские эшелоны, устраивали засады. Многие патриоты погибли в боях за Родину.

Воспитанник:

Ленинградскую школьницу Нину Куковерову война застала в деревне у бабушки. Когда фашисты заняли деревню, Нина установила связь с партизанами. Она стала собирать разведывательные данные, разносить листовки по деревням. Однажды, проникнув в расположение крупного карательного отряда, она установила, где размещены вражеские орудия, пулеметы, танки. Получив от нее сведения, партизаны разгромили карателей. Гитлеровцам удалось схватить юную ленинградку и казнить.

Воспитанник:

Среди четырех юных патриотов, удостоенных за героизм при защите Родины звания Героя Советского Союза, ленинградка Зина Портнова. Летом 1941 года она с младшей сестрой гостила у бабушки в деревне недалеко от Витебска. Когда туда пришла фашисты, Зина вступила в подпольную организацию «Юные мстители». По заданию партизан ребята расклеивали листовки, учились метко стрелять, узнавали, где сколько солдат. Поступив на работу в офицерскую столовую, Зина передавала партизанам через сестру важные сведения. Мстя за расстрелянных и замученных товарищей, она отравила большую группу фашистов.

Однажды фашисты схватили юную разведчицу. Во время допроса в гестапо она сумела застрелить следователя и дежурного офицера. Но убежать ей не удалось. Зину пытали, но она ничего не сказала врагам.

Воспитатель:

Днем фашисты обстреливали город из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали бомбы. Рушились жилые дома, школы, детские сады, больницы, заводы, театры, музей. Гибли женщины, старики и дети.

На защиту родного города поднялись все жители. В короткий срок он был превращен в крепость. С каждым днем в Ленинграде таяли запасы продовольствия. Были сокращены его нормы. Рабочие получали в день всего по 250 г хлеба, а служащие, иждивенцы и дети - по 125 г. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отрубей, мякины, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием.

Зимой 1941-1942 гг. в городе не было топлива. Люди жили в неотапливаемых домах. Замерзли водопроводы и канализации. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, спускаться на лед и делать проруби, потом под обстрелом доставлять воду домой.

Смерть входила в дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибли от голода.

Воспитатель:

Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. В осажденный город с невероятными трудностями по Ладожскому озеру доставляли продукты. Но осенью Ладога замерзла, и эта единственная ниточка оборвалась.

И тогда по Ладожскому льду проложили автомобильную трассу.

«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,

Дорогой жизни многих к многим.

Еще не знают на земле

Страшней и радостней дороги.

Народ очень точно назвал ее «Дорогой жизни». Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами. Город на Неве выжил, победил и обессмертил себя на века. Час окончательного освобождения пробил через год 14 января 1944 г. За две недели кровопролитных боев город был полностью освобожден от вражеской блокады.

В честь выигранного сражения над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта.

Воспитанник:

Такого дня не видел Ленинград!

Нет, радости подобной не бывало.

Казалось, что все небо грохотало,

Приветствуя великое начало.

Весны, уже не знающий преград.

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий,

Смеялись, пели, обнимались люди.

27 января 2009 года ленинградцы отмечали 65-годовщину снятия блокады.

900-дневная оборона Ленинграда навсегда останется в памяти грядущих поколений, как величайший подвиг проявления несгибаемого мужества. «Никто не забыт и ничто не забыто» - эти слова, звучащие священной клятвой, высечены на камне Пискаревского мемориального кладбища, в братских могилах которого захоронено 470 тысяч воинов, ополченцев, ставших жертвами фашистской блокады. Ежегодно в день Победы Пискаревское кладбище становится местом проведения траурной церемонии. Тысячи ленинградцев и гостей этого города приходят сюда почтить память павших героев.

За боевые и трудовые подвиги город герой Ленинград награжден двумя орденами Ленина, орденом Красного знамени и медалью «Золотая звезда».

Звучит финал Седьмой симфонии Д. Шостаковича.

Воспитатель:

Сегодня в Кузбассе 650 человек носят значок «Житель блокадного Ленинграда». Гордое звание «ленинградец» эти люди пронесли через всю свою трудовую жизнь. Шестеро жителей блокадного Ленинграда сегодня являются жителями Таштагола, это Надежда Николаевна Юркова, Анатолий Петрович Дорошкин, Анатолий Дмитриевич Губарев (Темиртау, Зоя Алексеевна Жуланова (Шерегеш, Людмила Сергеевна Плотникова, Наталья Николаевна Кретинина.

Воспитанник:

Люди,

Покуда сердца

стучатся, -

Помните!

Какой ценой

завоевано счастье,

Пожалуйста, помните!

О тех,

кто уже никогда не споет,

Помните!

Детям своим расскажите о них,

чтобы запомнили!

Детям

детей

расскажите о них,

Чтобы тоже

запомнили!

Во все времена

бессмертной Земли

Помните!

Люди Земли!

Мечту пронесите

через года

И жизнью наполните.

Но тех,

кто уже не придет

никогда,

Заклинаю:

Помните!

Р. Рождественский

На этом, ребята наше заочное путешествие по городу Ленинграду (а теперь он называется Санкт-Петербург) закончено.

Публикации по теме:

Конспект занятия в старшей группе «Путешествие Алика и Гусарика по Петербургу. Эрмитаж»Конспект занятия в старшей группе «Путешествие Алика и Гусарика по Петербургу. Эрмитаж» (занятие основано по книге Любови Шиф) (старшая группа) 2014 год Тема: Эрмитаж Цели занятия: Рассказать детям об Эрмитаже.

Конспект занятия в старшей группе «Путешествие Алика и Гусарика по Петербургу. Васильевский остров»Конспект занятия в старшей группе «Путешествие Алика и Гусарика по Петербургу. Васильевский остров» (занятие основано по книге Любови Шиф) (старшая группа) 2014 год (вторая тема) Тема: Самый большой остров Цели занятия: Уточнить.

Мероприятие «Экскурсия по Санкт-Петербургу» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №39 Колпинского района г. Санкт-Петербурга.

Фотозарисовки «Мое путешествие по Санкт Петербургу»Фотозарисовки «Мое путешествие по Санкт Петербургу» Как я люблю красивый город мой. Люблю его дворцы, мосты, аллеи. Лежат большие сфинксы над Невой, О прошлых днях, быть может, сожалея.

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие по городу Красивой речи» Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Путешествие по городу Красивой речи» Цели: Образовательные: - закрепить.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Прогулка по Санкт-Петербургу» «Прогулка по Санкт -Петербургу». Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим во второй младшей группе.

Конспект образовательной деятельности «Прогулка по Санкт-Петербургу» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1» Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной.

План-конспект сюжетно-ролевой игры «Экскурсия по городу Санкт-Петербургу» для детей 5–6 лет План-конспект сюжетно-ролевой игры: Экскурсия по городу Санкт-Петербургу для детей 5-6 лет автор разработчик: воспитатель ГБДОУ №114 фрунзенского.

Рефлексия «Путешествие по городу»Рефлексия «Путешествие по городу» Путешествие по городу» Здравствуйте, уважаемые гости. мы подходим к завершающему этапу нашей встречи рефлексии т. е самоанализу и оценке.

Занятие по ЗОЖ в игровой форме в старшей группе «Путешествие по городу Здоровья» «Путешествие по городу Здоровья» Задачи занятия: • Обучающие: o обобщить и систематизировать знания детей о строении человеческого организма,.

Автор публикации:
Занятие «Путешествие по городу Санкт-Петербургу»
Опубликовано: 19 декабря 2018 в 22:33
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие «Путешествие по городу Санкт-Петербургу»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Лаптева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД