Оксана Артамонова
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебная акварелька». Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)
«Волшебная акварелька»
Возраст детей: 3-7 лет
Срок реализации: 4 года
Составитель:
Артамонова О. Е.
Саранск 2017-2018 гг.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы 3
2. Пояснительная записка 5
3. Учебно-тематический план 11
4. Содержание изучаемого курса 16
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы 51
6. Список литературы 52
7 Приложения 53
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Волшебная акварелька“, Часть 1» размещена в разделах
- Акварель. Рисование акварельными красками
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы Дополнительная образовательная программа «Волшебная акварелька»
(далее - Программа)
Руководитель программы Воспитатель первой категории
Артамонова Оксана Евгеньевна
Организация-исполнитель МАДОУ «ЦРР - Детский сад №13»
г. о. Саранск
Адрес организации
исполнителя г. Саранск ул. Волгоградская, д. 87
Цель программы Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования
Направленность программы художественно- эстетическая
Срок реализации программы 4 года
Вид программы
Уровень реализации программы адаптированная
дошкольное образование
Система реализации контроля за исполнением программы координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;
практическую работу осуществляет педагогический коллектив
Ожидаемые конечные результаты программы 3-4 года
Знать: Различные нетрадиционные техники рисования
(пальчиками,ватными палочками,оттиск печатками из картофеля, тычок жесткой полусухой кистью)
Уметь: Пользоваться различными способами нетрадициционных техник рисования
Владеть: Нетрадиционными техниками рисования - пальчиками,
методом оттиска печатка из картофеля и тычком жесткой полусухой кистью.
4-5 лет
Знать: Способы нетрадиционного рисования, называть их.
Уметь: Самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
Владеть: Нетрадиционными способами рисования такими как
оттиск поролоном;
восковые мелки + акварель;
отпечатки листьев;
рисунки из ладошки.
5-6 лет
Знать: О разнообразии техник нетрадиционного рисования
и о свойствах и качествах различных материалов;
Уметь: Использовать различные техники и способы создания рисунков, аккуратно и экономно использовать материалы, договариваться между собой при выполнении коллективной работы.
Владеть: Приемами работы с нетрадиционными художественными материалами (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля, нитки и др.)
6-7лет
Знать: О разнообразии техник нетрадиционного рисования,
свойства и качества различных материалов, о технике безопасности во время работы, цвета спектра и их оттенки.
Уметь: Самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования, выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок, давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
Владеть: Навыками нетрадиционной техники рисования и применять их самостоятельно.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Направленность программы.
Направленность дополнительной образовательной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного здоровьесберегающего образовательного процесса. Главное, развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес к изобразительной деятельности
2. Новизна программы.
Новизна программы «Волшебная акварелька» заключается в приобщение детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного рисования (рисование ладошкой, рисование пальчиками, оттиск пробкой, оттиск печатками из ластика, набрызг, кляксография, монотипия, пластилинография и т. д.) и дает немалый толчок детскому воображению и фантазированию.
Занятия в кружке полезны и увлекательны, потому, что происходят в необычной обстановке, где эстетическая среда настраивает на творческую деятельность. Работа в кружке позволяет систематически последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. На занятиях применяется музыкальное сопровождение, что способствует созданию выразительного художественного образа.
3. Актуальность программы
Актуальность программы заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие для детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок. Оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи. Познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания. Продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.
Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.
Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.
4. Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью программы «Волшебная акварелька» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
В ходе реализации программы «Волшебная акварелька»
дети знакомятся со следующими техниками рисования:
С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:
• рисование пальчиками;
• оттиск печатками из картофеля;
• тычок жесткой полусухой кистью.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
• оттиск поролоном;
• восковые мелки + акварель;
• отпечатки листьев;
• рисунки из ладошки;
• кляксография;
• волшебные веревочки.
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:
• кляксография с трубочкой;
• монотипия пейзажная;
• печать по трафарету;
• монотипия предметная;
• кляксография обычная
• пластилинография.
5. Педагогическая целесообразность программы.
Основные принципы, заложенные в основу программы :
• Принцип системности - занятия проводят в системе в течение всего учебного процесса;
• Принцип последовательности - знания давать постепенно, без перегрузки, с нарастающим объемом информации;
• Принцип творчества - программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей;
• Принцип научности - детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др. ;
• Принцип доступности - учет возрастных и индивидуальных особенностей;
• Принцип сравнений и выбора - разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала.
• Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
6. Цель программы.
Цель программы : развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
7. Задачи программы.
3-4 года
Обучающие задачи:
- познакомить воспитанников с различными видами нетрадиционных техник рисования и приемами работы с ними
Воспитательные задачи:
- воспитывать внимание, аккуратность,
Развивающие задачи:
- развивать мелкую моторику рук
- развивать творчество и фантазию, наблюдательность.
4-5 лет
Обучающие задачи:
учить различать и называть способы нетрадиционного рисования, применять их на практике;
Воспитательные задачи:
- воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца.
Развивающие задачи:
– развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность.
5-6 лет
Обучающие задачи:
– учить приемам работы нетрадиционными художественными материалами (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля, ластик, нитки и др.);
Воспитательные задачи:
- воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе;
Развивающие задачи:
- формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
6-7 лет
Обучающие задачи:
– закрепить приобретённые умения и навыки и показать детям широту их возможного применения
– учить различать цвета спектра и их оттенки.
Воспитательные задачи:
– приобщить к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности
Развивающие задачи:
– развивать способность смотреть на мир и видеть его глазами художников,
– замечать и творить красоту;
– развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность
8. Возраст детей.
Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы : от 3 до 7 лет.
Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.
9. Срок реализации программы.
Срок реализации программы «Волшебная акварелька» на 4 года.
10. Форма детского образовательного объединения: кружок.
Режим организации занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня.
Занятия начинаются в октябре и заканчиваются в мае.
Длительность одного занятия: первый год обучения – 15 минут; второй год обучения – 20 минут; третий год обучения – 25 минут; четвертый год обучения – 30 минут.
Общее кол-во часов занятий в год – 33
Место проведения: групповая комната.
11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В результате освоения программы воспитанники будут :
3-4 года
Знать: Различные нетрадиционные техники рисования
(пальчиками,ватными палочками,оттиск печатками из картофеля, тычок жесткой полусухой кистью)
Уметь: Пользоваться различными способами нетрадициционных техник рисования
Владеть: Нетрадиционными техниками рисования - пальчиками,
методом оттиска печатка из картофеля и тычком жесткой полусухой кистью.
4-5 лет
Знать: Способы нетрадиционного рисования, называть их.
Уметь: Самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
Владеть: Нетрадиционными способами рисования такими как
оттиск поролоном;
восковые мелки + акварель;
отпечатки листьев;
рисунки из ладошки.
5-6 лет
Знать: О разнообразии техник нетрадиционного рисования
и о свойствах и качествах различных материалов;
Уметь: Использовать различные техники и способы создания рисунков, аккуратно и экономно использовать материалы,
договариваться между собой при выполнении коллективной работы.
Владеть: Приемами работы с нетрадиционными художественными материалами (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля, нитки и др.)
6-7 лет
Знать: О разнообразии техник нетрадиционного рисования,
свойства и качества различных материалов, о технике безопасности во время работы, цвета спектра и их оттенки.
Уметь: Самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования, выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок, давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
Владеть: Навыками нетрадиционной техники рисования и применять их самостоятельно.
12. Форма подведения итогов.
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы - диагностика личностного роста.
1 балл — ребенок не справляется с поставленными заданиями.
2 балла — ребенку необходима постоянная помощь взрослого, плохо развита мелкая моторика рук.
3 балла — ребенок с затруднениями выполняет инструкции взрослого
4 балла — ребенок освоил частично технические навыки рисования;
5 баллов — ребенок самостоятельно владеет техникой рисования.
От 2,5 до 3,4 - низкий уровень
От 3,5 до 4.9- средний уровень
От 5 – высокий уровень.
Результаты первичного диагностического обследования детей, посещающих кружок «Волшебная акварелька» (первый год обучения)
Приложение 1.
Результаты итогового диагностического обследования детей, посещающих кружок «Волшебная акварелька» (четвертый год обучения)
Приложение 2.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3-4 ЛЕТ
№
п/п Наименование
модулей, разделов и тем Количество часов
всего теория практика
кол-во занятий мин.
1 «Мой любимый дождик» 1 15 мин 5 мин 10 мин
2 «Весёлые мухоморы» 1 15 мин 5 мин 10 мин
3 «Опята - дружные ребята» 1 15 мин 5 мин 10 мин
4 «Вот ёжик - ни головы, ни ножек…» 1 15 мин 5 мин 10 мин
5 «Птички клюют ягоды». 1 15 мин 5 мин 10 мин
6 «Рябинка» 1 15 мин 5 мин 10 мин
7 «Виноград» 1 15 мин 5 мин 10 мин
8 «Осеннее дерево» 1 15 мин 5 мин 10 мин
9 «Ягоды на тарелочке» 1 15 мин 5 мин 10 мин
10 «В гостях у жирафа» 1 15 мин 5 мин 10 мин
11 «Маленькой ёлочке холодно зимой» 1 15 мин 5 мин 10 мин
12 «Снежные комочки» 1 15 мин 5 мин 10 мин
13 «Весёлый снеговик» 1 15 мин 5 мин 10 мин
14 «Елочка» 1 15 мин 5 мин 10 мин
15 «Веселый осьминог» 1 15 мин 5 мин 10 мин
16 «Цветочек» 1 15 мин 5 мин 10 мин
17 «Снежинки» 1 15 мин 5 мин 10 мин
18 «Петушок золотой – гребешок» 1 15 мин 5 мин 10 мин
19 «Кораблик для папы» 1 15 мин 5 мин 10 мин
20 «Мое любимое животное» 1 15 мин 5 мин 10 мин
21 «Красивые цветы» 1 15 мин 5 мин 10 мин
22 «Бабочка» 1 15 мин 5 мин 10 мин
23 «Жили у бабуси два веселых гуся» 1 15 мин 5 мин 10 мин
24 «Ветка мимозы» 1 15 мин 5 мин 10 мин
25 «Божьи коровки на лужайке» 1 15 мин 5 мин 10 мин
26 «Нарядные матрешки» 1 15 мин 5 мин 10 мин
27 «Морковка» 1 15 мин 5 мин 10 мин
28 «Ночь и звезды» 1 15 мин 5 мин 10 мин
29 «Одуванчик» 1 15 мин 5 мин 10 мин
30 «Сиреневый букет» 1 15 мин 5 мин 10 мин
31 «Солнышко проснулось- деткам улыбнулось» 1 15 мин 5 мин 10 мин
32 Оформление коллажа «Подводное царство» 1 15 мин 5 мин 10 мин
33 Итоговое 1 15 мин 5 мин 10 мин
Итого 33 495
(8ч. 20мин)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4 -5 ЛЕТ
№
п/п Наименование
модулей, разделов и тем Количество часов
всего теория практика
кол-во занятий мин.
1 «Золотая осень» 1 20 мин 5 мин 15 мин
2 «Красивый букет» 1 20 мин 5 мин 15 мин
3 «Осенние листочки» 1 20 мин 5 мин 15 мин
4 «Подсолнух» 1 20 мин 5 мин 15 мин
5 «Ежик» 1 20 мин 5 мин 15 мин
6 «Черепашка» 1 20 мин 5 мин 15 мин
7 «Мышка» 1 20 мин 5 мин 15 мин
8 «Два петушка» 1 20 мин 5 мин 15 мин
9 «Снежная семья» 1 20 мин 5 мин 15 мин
10 «Елочка» 1 20 мин 5 мин 15 мин
11 «Елочка» 1 20 мин 5 мин 15 мин
12 «Елочка пушистая, нарядная» 1 20 мин 5 мин 15 мин
13 «Узоры на окнах» 1 20 мин 5 мин 15 мин
14 «Мои рукавички» 1 20 мин 5 мин 15 мин
15 «Дед Мороз» 1 20 мин 5 мин 15 мин
16 «Снегири на ветке» 1 20 мин 5 мин 15 мин
17 «Зимний пейзаж» 1 20 мин 5 мин 15 мин
18 «На что похоже?» 1 20 мин 5 мин 15 мин
19 «Подарок папе» 1 20 мин 5 мин 15 мин
20 «Наша улица» 1 20 мин 5 мин 15 мин
21 «Волшебная страна – подводное царство» 2 40 мин 10 мин 30 мин
22 «Облака» 1 20 мин 5 мин 15 мин
23 «Ледоход» 1 20 мин 5 мин 15 мин
24 «Пасхальное яйцо» 1 20 мин 5 мин 15 мин
25 «Расцвели одуванчики» 1 20 мин 5 мин 15 мин
26 «Хмурый день» 1 20 мин 5 мин 15 мин
27 «Солнышко» 1 20 мин 5 мин 15 мин
28 «Букет к 9 мая» 1 20 мин 5 мин 15 мин
29 «Салют» 1 20 мин 5 мин 15 мин
30 «Цветущая веточка» 1 20 мин 5 мин 15 мин
31 «Цветочная поляна» 1 20 мин 5 мин 15 мин
32 Итоговое 1 20 мин 5 мин 15 мин
Итого 33 660
(11час.)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 5 -6 ЛЕТ
№
п/п Наименование
модулей, разделов и тем Количество часов
всего теория практика
кол-во занятий мин.
1 «Лесная полянка меня восхитила» 1 25 мин 10 мин 15 мин
2 «Осенний букет» 1 25 мин 10 мин 15 мин
3 «Подсолнух» 1 25 мин 10 мин 15 мин
4 «Мухомор стоял в лесу» 1 25 мин 10 мин 15 мин
5 «Ежик» 1 25 мин 10 мин 15 мин
6 «Ваза с цветами» 1 25 мин 10 мин 15 мин
7 «По небу тучи бежали, птиц в дальний путь отправляют» 1 25 мин 10 мин 15 мин
8 «Цыпленок» 1 25 мин 10 мин 15 мин
9 «Жил в лесу Лесовик» 1 25 мин 10 мин 15 мин
10 «Волшебная карета» 1 25 мин 10 мин 15 мин
11 «Идет волшебница зима» 1 25 мин 10 мин 15 мин
12 «В лесу стояла елочка» 1 25 мин 10 мин 15 мин
13 «Повесили на елку шары и хлопушки» 1 25 мин 10 мин 15 мин
14 «Снегири на ветке» 1 25 мин 10 мин 15 мин
15 «Зимнее дерево» 1 25 мин 10 мин 15 мин
16 «Тихая, звездная ночь, трепетно светит луна» 1 25 мин 10 мин 15 мин
17 «Зимний пейзаж» 1 25 мин 10 мин 15 мин
18 «На что похоже» 1 25 мин 10 мин 15 мин
19 «Галстук для папы» 1 25 мин 10 мин 15 мин
20 «Это рыбка не простая,
Эта рыбка- золотая» 1 25 мин 10 мин 15 мин
21 «Букет для мамы» 1 25 мин 10 мин 15мин
22 «Важный пестрый петушок гордо носит гребешок» 1 25 мин 10 мин 15 мин
23 «Мышка и карандаш» 1 25 мин 10 мин 15 мин
24 «А у наших у ворот
Чудо дерево растет» 1 25 мин 10 мин 15 мин
25 «Звездное небо» 1 25 мин 10 мин 15 мин
26 «Рыжий клоун рассмеши фокус детям покажи» 1 25 мин 10 мин 15 мин
27 «Птицы с юга прилетают» 1 25 мин 10мин 15 мин
28 «Плюшевый медведь» 1 25 мин 10 мин 15 мин
29 «Торопил весну подснежник: пробивался сквозь валежник» 1 25 мин 10 мин 15 мин
30 «Весенние цветы» 1 25 мин 10 мин 15 мин
31 «В гости к солнышку» 1 25 мин 10 мин 15 мин
32 «Весенний лес» 1 25 мин 10мин 15 мин
33 Итоговое 1 25 мин 10 мин 15 мин
Итого 33 825
(13час. 45мин
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 6 -7 ЛЕТ
№
п/п Наименование
модулей, разделов и тем Количество часов
всего теория практика
кол-во занятий мин.
1 «Осенняя березка» 1 30 мин 10 мин 20 мин
2 «Ветка рябины с натуры» 1 30 мин 10 мин 20 мин
3 «Осенний лес полон сказок и чудес» 1 30 мин 10 мин 20 мин
4 «Кленовый лист манит красой, весь с окантовкою резной» 1 30 мин 10 мин 20 мин
5 «Благоухают астры, георгины» 1 30 мин 10 мин 20 мин
6 «Цветы в вазе» 1 30 мин 10 мин 20 мин
7 «Аквариум, аквариум!
Кусочек дна морского!» 1 30 мин 10 мин 20 мин
8 «Рисунок ветра» 1 30 мин 10 мин 20 мин
9 «Этот удивительный подводный мир» 1 30 мин 10 мин 20 мин
10 «Березовая роща» 1 30 мин 10 мин 20 мин
11 «Как мы помогли снеговичку» 1 30 мин 10 мин 20 мин
12 «Елка наряжается - праздник приближается». 1 30 мин 10 мин 20 мин
13 Снежная королева 1 30 мин 10 мин 20 мин
14 «Чтобы увидеть свет Новой Зари, почаще на звездное небо смотри!» 1 30 мин 10 мин 20 мин
15 «Домовой живёт под печкой» 1 30 мин 10 мин 20 мин
16 «Я рисую свой портрет» 1 30 мин 10 мин 20 мин
17 «Рождественская ночь» 1 30 мин 10 мин 20 мин
18 «Папу своего люблю ему машину подарю» 1 30 мин 10 мин 20 мин
19 «Мой дедушка» 1 30 мин 10 мин 20 мин
20 «Рисуем мыльными пузырями» 1 30 мин 10 мин 20 мин
21 «Торопил весну подснежник, пробивался сквозь валежник» 1 30 мин 10 мин 20 мин
22 «Цветы в вазе» 1 30 мин 10 мин 20 мин
23 «Семья-это слово нам многое скажет» 1 30 мин 10 мин 20 мин
24 «Забавное животное» 1 30 мин 10 мин 20 мин
25 «Спозаранку на рыбалку шли утята вперевалку» 1 30 мин 10 мин 20 мин
26 «Муравей бревно несет, песню громкую поет» 1 30 мин 10 мин 20 мин
27 «Забавное животное» 1 30 мин 10мин 20 мин
28 «Солнце светлое восходит, озаряя мглистый дол» 1 30 мин 10 мин 20 мин
29 «Космическая картина» 1 30 мин 10 мин 20 мин
30 «Пестрокрылая бабочка» 1 30 мин 10 мин 20 мин
31 «Ларец на высоком дубе» 1 30 мин 10 мин 20 мин
32 «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет» 1 30 мин 10мин 20 мин
33 Итоговое 1 30 мин 10 мин 20 мин
Итого 33 990
(16час. 30 мин)