Тамара Владимирова
Дополнительная общеразвивающая программа «Пусть меня научат»
▼ Скачать + Заказать документы
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 168 ОАО "РЖД"
«Пусть меня научат»
дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста (не посещающих ДОО) по подготовке к школе
в рамках реализации программы «От рождения до школы»
Возраст воспитанников: 6 лет.
Разработала: воспитатель
I квалификационной категории
Владимирова Тамара Анатольевна
г. Прокопьевск, 2017 г.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Пусть меня научат“» размещена в разделах
- место дополнительной общеразвивающей программы в основной образовательной программе дошкольной образовательной организации;
Дополнительное образование детей дошкольного возраста по подготовке к школе является актуальным направлением развития дошкольного учреждения. Оно рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, социально востребовано как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.
Программа по подготовке детей к школе составлена в соответствии и на основании следующих нормативно - правовых документов:
• Федерального государственного образовательного стандарта
• Закона Российской Федерации «Об образовании»
• Устав детского сада
- концепция программы;
Образовательный процесс в дополнительной общеразвивающей программе для детей старшего дошкольного возраста (не посещающих ДОО) по подготовке к школе «Пусть меня научат» направлен, прежде всего, на обеспечение познавательного, физического, эмоционального и социального развития детей, способствующих их общему развитию.
- обоснованность (актуальность, новизна, практическая значимость);
В данной программе соблюдены принципы постепенности, последовательности, доступности, целостности, деятельного подхода, возрастного и индивидуального подхода.
Программа предусматривает развитие психических процессов: умение мыслить логически, способность действовать в уме, запоминать, развиваются внимание и воображение. Эти навыки будут служить основой не только для обучения языку и математическим навыкам, но и станут фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем периоде обучения, в школе. Овладев перечисленными качествами, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы будет приносить радость и удовольствие.
- цели, задачи;
Цель:
способствовать общему развитию ребенка, формируя предпосылки учебной деятельности.
Задачи:
1. Развитие познавательных психологических процессов у детей (внимание, память, восприятие, мышление, воображение).
2. Развитие устной речи.
3. Знакомство с буквами русского алфавита
4. Подготовка к освоению грамоты путем формирования фонетического восприятия и слуха.
5. Формирование элементарных арифметических и геометрических представлений.
6. Развитие мелкой моторики рук.
7. Социализация детей и их психологическая подготовка к обучению в школе.
- сроки реализации программы;
Программа рассчитана на один год обучения.
- основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы;
Основной задачей реализации программы «….» является подготовка детей к меняющимся условиям их жизни, а именно подготовка их без страха идти в школу. В разработанной программе предполагается : развитие фонематического слуха детей, обучение детей чтению слогов, подготовка базы для успешного овладения навыков написания букв, обогащение детей живыми впечатлениями от окружающей действительности, получаемые детьми в процессе занятий, овладение элементарными арифметическими и геометрическими знаниями, обеспечение общего развития детей путем углубления содержания изучаемого материала.
Одним из этапов занятий детей в объединении является диагностика развития психологических параметров детей, обуславливающих успешное обучение в школе, а именно – коммуникативность, усидчивость, память, внимание, логическое мышление, обобщение и другие интеллектуальные характеристики. Диагностика проводится на начальном этапе обучения и при его завершении.
Занятия строятся на интегрированной основе с широким использование игровых методов. В ходе специальных занятий дети научатся использовать простые и сложные логические операции при решении поставленных задач. Все задания и упражнения в каждой теме расположены так, что степень их сложности постоянно возрастает.
- общая характеристика образовательного процесса: формы, методы образовательной деятельности, режим занятий;
Содержание изучаемого курса
1. Давайте познакомимся.
Знакомство с детьми. Раскрытие целей и задач курса, содержание программы. Выявление уровня подготовленности детей.
2. Занятия по социализации детей, тренинги.
Психологическая подготовка детей к изменяющемуся образу жизни, обусловленному обучению в школе.
Практика: игровые тренинги.
3. Подготовка руки к письму.
Занятия по развитию мелкой моторики рук, пальчиковые игры.
Практика: графические упражнения, изображение пальчиками предметов, фигур, животных, птиц.
4. Формирование фонематического восприятия.
Занятия, направленные на развитие фонетического восприятия и слуха, которые обуславливают подготовку к обучению чтению. Знакомство со звуками русского языка и буквами русского алфавита. Слоговое чтение.
5. Веселая математика.
Занятия по развитию пространственного воображения. Знакомство с фигурами, цифрами, умение соотносить число и цифру. Решение простых задач.
6. Развитие познавательных психологических процессов.
Занятия по развитию познавательных психологических процессов (логическое мышление, память, внимание, воображение).
Занятия проводятся два раза в неделю по два часа. В содержание занятий включаются следующие формы работы: индивидуальная, работа в парах, работа в группах, самостоятельная работа, и такие виды деятельности как, познавательная, исполнительская, творческая, интеллектуальная.
Учебно-тематический план
№ п/п содержание всего теория практика
1 Давайте познакомимся 2 2
2 Занятия по социализации детей, тренинги 8 4 4
3 Подготовка руки к письму 20 5 15
4 Формирование фонематического восприятия 72 20 52
5 Веселая математика 30 15 15
6 Развитие познавательных психических процессов 12 5 7
Итого 144 51 93
- требования к развивающей предметно-пространственной среде;
Список литературы для детей
1. Издательство «Росмен» : «Рабочая тетрадь «Учимся писать»
2. Издательство «Росмен» : «Рабочая тетрадь «Учимся считать»
3. Издательство «Росмен» : «Рабочая тетрадь «Учимся решать задачи»
Список литературы для учителя
1. Гаврилова С. Е. Сборник тестов «Готов ли ваш ребенок в школу»
2. Марцинкевич Г. Ф. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста»
3. Аджи А. В. «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада»
4. Серия 1000 игр. Издательство «Росмен» : «Умные игры»
5. Серия 1000 игр. Издательство «Росмен» : «Игры с карандашом»
6. Обухова Л. А. «Как хорошо уметь читать»
7. Хаткина М. А. Азбука «Игры, задания, рассказы, стихи»
8. Гаврина С. Е. «Учимся понимать друг друга»
9. Тихомирова Д. И. «Букварь»
10. Сергеева Т. Ф. «Математика для дошкольников»
11. Герасимова А. «Тесты для подготовки к школе»
- требования к педагогу, реализующему программу;
С детьми занимается педагог необходимой квалификаци для решения задач, определённых дополнительной образовательной программой «Пусть меня научат».
- ожидаемые результаты;
В результате работы по этой программе у детей развивается память, внимание, логическое мышление, развивается мелкая моторика рук.
Дети должны знать и уметь.
• Отвечать на вопрос педагога, задавать свои вопросы;
• Выделять звуки, соединять их в слоги;
• Определять количество звуков в словах и их последовательность;
• Членить двух-, трехсложные слова на слоги, определять местонахождение ударного слога.
• Различать гласные, твердые согласные и мягкие согласные звуки;
• Называть числа от 1 до 10, соотносить их с цифрами;
• Решать простые задачи в пределах 10;
• Знать основные геометрические фигуры;
• Сравнивать множества, устанавливая равенство или неравенство.
- краткий анонс диагностического инструментария для оценивания результатов реализации программы;
Способы проверки освоения программы – мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий.
Форма подведения итогов по реализации дополнительной образовательной программы «Пусть меня научат» – открытое занятие для родителей.
Также итоги занятий могут подводиться на конференции для родителей:
-фото презентация «По страницам нашей жизни»;
-организация выставки работ детей;
-консультации родителям;
-рекомендации логопеда, психолога.
- скрытое (скрытное) тестирование;
- наблюдение в ходе занятий;
- беседы с родителями.
- используемая в тексте программы система условных обозначений.
Пояснительная записка
Детство – уникальный период в жизни человека. В этом возрасте формируется здоровье, закладываются социальные нормы поведения, происходит становление личности. Именно в детстве можно, не переставая, удивляться богатством родного языка, заинтересовываться его изучением, в игре понять логику грамматических правил.
Новизна программы заключается в комплексном содержании занятий. Содержание материала подчиняется общедоступности, учитывает особенности психологии и физиологии современного дошкольника.
Актуальность. Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо начинать в дошкольном возрасте. Как было выяснено в ходе исследований крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев и других, процесс развития речи ребенка таков: сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующие совершенствования речи стоят в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С точки зрения проекции руки есть еще одна речевая зона мозга, то есть для успешного развития речи необходимо развивать кисть руки ребенка.
Отличительные особенности программы.
Одним из основных разделов данной программы является формирование фонетического восприятия и слуха. Подготовка детей к обучению грамоте способствует уточнению представлений о звуковом составе языка, содействует усвоению навыков фонетического анализа слов.
Для нормального протекания процесса овладения чтением необходимо, чтобы ребенок умел дифференцировать звуки в произнесенном на слух слове, производить анализ звуковой структуры слова.
Работа с детьми по формированию звуковой стороны речи направлена на закрепление навыков правильного и отчетливого произношения всех звуков родного языка, формирование фонематического восприятия. Развитие голосового аппарата, совершенствование интонационной выразительности речи, отработку речевого дыхания.
В программе «Пусть меня научат» уделяется достаточно времени для развития мелкой моторики, используя приемы:
- игры с мелкими предметами, крупой, палочками;
- шнуровки;
- изображение пальчиками предметов, фигур, птиц;
- графические упражнения
Занятия по обучению грамоте строятся на принятом в русской методике аналитико-синтаксической звукобуквенной методике и закреплении работой по развитию речи на основных ее уровнях – звук (звуковая культура, слова, предложения, связное высказывание. Для этого используются следующие приемы:
- давать детям задания по определению на слух места звука в слове;
- предлагать детям называть слова, в которых встречается определенный звук;
- подбирать к схеме слова с заданным звуком и т. д.
Буквы изучаются по блокам:
I блок – гласные звуки (а, о, у, ы, и, э)
II блок – сонорные согласные (л, м, н, р)
III блок – звонкие-глухие согласные (г-к, д-т, з-с, б-п, ж-ш, в-ф)
IV блок – шипящие согласные (ч, щ) и ц
V блок – йотированные гласные (я, ё, е, ю)
VI блок – ъ, ь
Важную роль в развитии ребенка дошкольного возраста играет формирование у него элементарных математических представлений. Оно предполагает первоначальное формирование представлений о количестве, числе и цифре, геометрических фигурах, пространственном расположении. Работа в этом направлении строится в ходе дидактических игр, организуемых педагогом, а так же интеллектуальных и спонтанных игр, в ходе самостоятельной исследовательской деятельности детей.
Подготовка руки к письму (развитие мелкой моторики, формирование умения держать карандаш и правильное распределение мышечной нагрузки руки) осуществляется на занятиях (обведение по контуру, разукрашивание, рисование узоров на клеточной основе по образцу, написание основных элементов букв на основе узкой линии) и в свободной деятельности детей. Широко используются пальчиковые игры.
Учет психологических особенностей детей дошкольного возраста определяет необходимость соблюдения некоторых особенностей в проведении занятий по обучению грамоте: оптимальное разнообразие видов деятельности, введение физкультминуток, использование игрового материала, переключения внимания детей с одного вида деятельности на другой.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОБЪЕДИНЕНИЯ «ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ»
на 2017 -2018 учебный год
Возраст детей: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п Дата Тема занятия Содержание Количество часов
1 Введение.
Урок знакомства. Знакомство в группе. Игры на знакомство 2
2 Формирование фонетического восприятия. Речь, предложения, слова, слоги, звуки. Беседа о том, что наша речь состоит из предложений, предложения состоят из слов, слова из слогов, слоги из звуков. Тренинг на определение предложений, слов, слогов, звуков. Схемы предложений и слов 2
3 Занятия по социализации детей.
Значение школе. Беседа о значении школы в жизни каждого человека. 2
4 Формирование фонетического восприятия. Звук [а], его место в словах. Буквы А, а. Знакомство с гласным звуком [а], его характеристика, тренинг на определение места звука в словах. Составление схем. Знакомство с буквами А и а, их печатание, узнавание в словах. 2
5 Занятия по социализации детей.
Психологическая диагностика детей. Тестирование детей на определение уровня произвольной и непроизвольной памяти. Игровой практикум. 2
6 Формирование фонетического восприятия. Звук [у], его место в словах. Буквы У, у. Знакомство с гласным звуком [у], его характеристика, тренинг на определение места звука в словах. Составление схем. Знакомство с буквами У и у, их печатание, узнавание в словах. 2
7 Подготовка руки к письму. Проведение вертикальных линий. Упражнения по проведению вертикальных линий «Дождик», «Заборчик». Написание вертикальных линий в клеточной основе. 2
8 Веселая математика. Пространственные представления. Классификация по признакам. Упражнение на определение узких и широких предметов, высоких и низких, длинных – коротких и т. п. Упражнения по классификациям (объединение и разделение) по цвету, размеру и форме. 2
9 Формирование фонетического восприятия. Звук [о], его место в словах. Буквы О, о. Знакомство с гласным звуком [о], его характеристика, тренинг на определение места звука в словах. Составление схем. Знакомство с буквами О и о, их печатание, узнавание в словах. 2
10 Развитие познавательных психических процессов. Игры на развитие памяти. Игры на развитие слуховой памяти «Повтори словечко», зрительной памяти «Что изменилось», «Запомни расположение предметов», моторной памяти «Повтори движение за мной» 2
11 Формирование фонетического восприятия. Звук [и], его место в словах. Буквы И, и. Знакомство с гласным звуком [и], его характеристика, тренинг на определение места звука в словах. Составление схем. Знакомство с буквами И и и, их печатание, узнавание в словах. 2
12 Подготовка руки к письму. Вертикальные и параллельные линии. Упражнения по проведению вертикальных линий в тетрадях в узкую линию, штриховка параллельных линий «Штора», «Арфа», штриховка линий в разных направлениях «Самолетик» 2
13 Формирование фонетического восприятия. Звук [ы], его место в словах. Буква ы. Знакомство с гласным звуком [ы], его характеристика, тренинг на определение места звука в словах. Составление схем. Знакомство с буквой ы, её печатание, узнавание в словах. 2
14 Веселая математика. Прямая линия. Луч. Отрезок. Знакомство с прямой линией. Упражнение на определение прямых линий. Рисование прямых линий. Знакомство с лучом, его отличие от прямой линии. Рисование лучей. Отрезок, его отличие от прямой линии и луча, рисование отрезков. 2
15 Подготовка руки к письму. Параллельные линии. Обведение по контуру. Штриховка картинки внутри контура параллельными линиями. Обведение по контуру волнистых линий и кругов. 2
16 Формирование фонетического восприятия. Звук [э], его место в словах. Буквы Э, э. Знакомство с гласным звуком [э], его характеристика, тренинг на определение места звука в словах. Составление схем. Знакомство с буквами Э и э, печатание, узнавание в словах. 2
17 Формирование фонетического восприятия. Звуки [л] и [л'], их место в словах. Знакомство со звуками [л] и [л'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Называние слов с изучаемыми звуками 2
18 Веселая математика. Кривая линия. Ломанная линия. Знакомство с кривой линией. Ее отличие от прямой линии. Ее рисование. Знакомство с ломаной линией. Ее отличие от кривой линии. Ее рисование. 2
19 Развитие познавательных психических процессов. Игры на развитие внимания. Игры «Найди отличия», «Найди 2 одинаковых предмета», «Продолжи узор», «Лабиринт» 2
20 Формирование фонетического восприятия. Буквы Л и л. Слоги с изучаемыми буквами. Знакомство с буквами Л и л. Их печатание, узнавание в словах. Составление и чтение прямых и обратных слогов со звуками. 2
21 Подготовка руки к письму. Обведение по контуру. Упражнение в обведении по контуру «Цветок», «Утенок» и «Зайчик». Обведение предмета на некотором расстоянии от контура 2
22 Формирование фонетического восприятия. Звуки [м] и [м'], их место в словах. Знакомство со звуками [м] и [м'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Называние слов с изучаемыми звуками. Составление схем. 2
23 Веселая математика. Треугольники. Четырехугольники. Знакомство с треугольниками и их особенностями, название и определение предметов по форме, напоминающих треугольники. Знакомство с четырехугольниками и их особенностями, название и определение предметов по форме, напоминающих четырехугольники. 2
24 Развитие познавательных психических процессов. Игры на развитие наглядно-образного мышления. Игры «Назови одним словом», «Сложи картинку», «Так не бывает» и т. п. 2
25 Формирование фонетического восприятия. Буквы М и м. Слоги с изучаемыми буквами. Знакомство с буквами М и м. Их печатание, узнавание в словах. Составление и чтение прямых и обратных слогов со звуками. 2
26 Веселая математика. Круг. Овал. Знакомство с кругом, название и определение предметов по форме, напоминающих круг. Знакомство с овалом, название и определение предметов по форме, напоминающих овал. 2
27 Формирование фонетического восприятия. Звуки [н] и [н'], их место в словах. Знакомство со звуками [н] и [н'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Называние слов с изучаемыми звуками. Составление схем. 2
28 Формирование фонетического восприятия. Буквы Н и н. Слоги с изучаемыми буквами. Знакомство с буквами Н и н. Их печатание, узнавание в словах. Составление и чтение прямых и обратных слогов со звуками. 2
29 Развитие познавательных психических процессов. Игры на развитие словесно-логического мышления. Игры «Найди лишнее слово», «Скажи наоборот», «Бывает - не бывает» и т. п. 2
30 Веселая математика. Объемные фигуры. Знакомство с шаром, сферой, пирамидой, кубом и др. Называние предметов по форме, напоминающих объемные фигуры. 2
31 Формирование фонетического восприятия. Звуки [р] и [р'], их место в словах. Знакомство со звуками [р] и [р'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Называние слов с изучаемыми звуками. Составление схем. 2
32 Формирование фонетического восприятия. Буквы Р и р. Слоги с изучаемыми буквами. Знакомство с буквами Р и р. Их печатание, узнавание в словах. Составление и чтение прямых и обратных слогов со звуками. 2
33 Подготовка руки к письму. Спиральные линии. Рисование спиральных линий (от центра наружу и снаружи к центру) «Клубочки», «Снеговик» 2
34 Веселая математика. Сложение и вычитание, знаки + и –. Знакомство с математическими действиями сложением и вычитанием (объединение множеств и выделение множества из большего множества). Знаки действий сложения и вычитания. 2
35 Формирование фонетического восприятия. Звуки [д] и [д'], их место в словах. Знакомство со звуками [д] и [д'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Называние слов с изучаемыми звуками. Составление схем. 2
36 Веселая математика. Числа и цифры 1, 2, 3, 4. Знакомство числами и цифрами 1, 2, 3, 4. Получение чисел 1, 2, 3, 4. Составление и решение примеров 2
37 Развитие познавательных психических процессов. Игры на развитие наглядно-схематического мышления. Игры «Подбери заплатки», «Лица», «Подбери пару» 2
38 Формирование фонетического восприятия. Звуки [т] и [т'], их место в словах. Знакомство со звуками [т] и [т'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Называние слов с изучаемыми звуками. Составление схем. 2
39 Подготовка руки к письму. Обведение по контуру. Обведение предметов по контуру и прорисовывание нескольких контуров вокруг «Цветок», «Звезда» 2
40 Формирование фонетического восприятия. Звук [ж], его место в словах. Буквы Ж, ж. Слоги с буквой ж. Знакомство со звуком [ж], его характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами Ж и ж, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемым звуком. 2
41 Веселая математика.
Составление чисел 5 и 6. Знакомство с числами 5 и 6, состав чисел 5 и 6. Решение примеров и задач. 2
42 Подготовка руки к письму. Штриховка волнистыми линиями. Заполнение контуров фигур прямыми и волнистыми линиями. 2
43 Формирование фонетического восприятия. Звук [ш], его место в словах. Буквы Ш, ш. Слоги с буквой ш. Знакомство со звуком [ш], его характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами Ш и ш, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемым звуком. 2
44 Занятия по социализации детей, тренинги. Психологическая диагностика. Психологическая диагностика детей по их социализации и подготовке к обучению в школе. 2
45 Формирование фонетического восприятия. Звуки [с], [с'], их место в словах. Буквы С, с. Слоги с буквой с. Знакомство со звуками [с], [с'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами С и с, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками. 2
46 Подготовка руки к письму. Проведение кривых линий. Игра «Лабиринт», рисование по образцу. Рисование узоров на клеточной основе. 2
47 Формирование фонетического восприятия. Звуки [з], [з'], их место в словах. Буквы З, з. Слоги с буквой з. Знакомство со звуками [з], [з'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами З и з, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками. 2
48 Веселая математика.
Составление чисел 7 и 8. Знакомство с числами 7 и 8, состав чисел 7 и 8. Решение примеров и задач. 2
49 Формирование фонетического восприятия. Звуки [к], [к'], их место в словах. Буквы К, к. Слоги с буквой к. Знакомство со звуками [к], [к'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами К и к, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками. 2
50 Формирование фонетического восприятия. Звуки [г], [г'], их место в словах. Буквы Г, г. Слоги с буквой г. Знакомство со звуками [г], [г'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами Г и г, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками. 2
51 Веселая математика.
Составление чисел 9 и 10. Знакомство с числами 9 и 10, состав чисел 9 и 10. Решение примеров и задач. 2
52 Подготовка руки к письму. Работа на клеточной основе. Рисование узоров на клеточной основе. 2
53 Формирование фонетического восприятия. Звуки [б], [б'], их место в словах. Буквы Б, б. Слоги с буквой б. Знакомство со звуками [б], [б'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами Б и б, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками. 2
54 Формирование фонетического восприятия. Звуки [п], [п'], их место в словах. Буквы П, п. Слоги с буквой п. Знакомство со звуками [п], [п'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами П и п, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками. 2
55 Формирование фонетического восприятия. Звуки [в], [в'], их место в словах. Буквы В, в. Слоги с буквой в. Знакомство со звуками [в], [в'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами В и в, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками. 2