Приложение МААМ

Дополнительная общеразвивающая программа «Театрализованная деятельность дошкольников»

Тамара Орлова
Дополнительная общеразвивающая программа «Театрализованная деятельность дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современных требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный раздел «Развитие ребенка в театрализованной деятельности», в критериях которого подчеркивает что необходимо:

- создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности ;

Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Театрализованная деятельность дошкольников“» размещена в разделах

- приобщить детей к театральной культуре;

- создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых;

обеспечить взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

Для выполнения данных критериев в полном объеме реализации творческо-игровых потребностей ребенка предлагается данная программа

Актуальность и новизна, данной программы, состоит в формировании ребенка в условиях дошкольного образования как самостоятельной творческой личности, способной к быстрой социальной адаптации в окружающем мире; личности обладающей социальными навыками поведения.

Цель – развитие творческих способностей и личностных качеств ребенка через театрализованную деятельность, а также подготовка ребенка к школе.

Задачи – последовательное знакомство детей с видами театра;

поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным группам;

совершенствование артистических навыков детей;

раскрепощение ребенка;

воспитание культуры поведения в театре;

овладение ребенком навыков импровизации в играх -

драматизации на тему знакомых сказок;

пополнение словарного запаса у детей, знакомство с

театральной терминологией;

воспитание коллективного действия и взаимодействия;

пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать.

Программа по способу передачи материала является творческой, по целевой направленности – развивающей, по способу организации педагогического процесса – комплексной, интегрированной, вариативной. Образовательной областью является театральное искусство.

Она рассчитана на две возрастные категории: старший и подготовительный возраст. Годовая нагрузка для любого возраста - 144ч.

Занятия проводятся два раза в неделю, согласно расписания, продолжительность занятий соответственно возрасту детей, 30 – 35 минут. Каждое занятие проводится дважды для лучшего усвоения материала.

Основными формами обучения являются: показ, самостоятельная работа, репетиция, спектакль; сопутствующими – экскурсии, выставки, просмотр фильмов и спектаклей, прослушивание музыкальных произведений.

СТАРШАЯ ГРУППА

Цель - развитие творческих, интеллектуальных, речевых и эмоциональных способностей детей;

-формирование у детей опыта социальных навыков

Задачи:

Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально – игровой деятельности.

Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя игровые, песенные и танцевальные импровизации.

Расширять представление детей об окружающей действительности. Уметь определять существенные признаки предметов

Воспитывать бережное отношение к реквизиту, игрушкам, куклам, костюмам, декорациям.

Закреплять представление детей о различных видах кукольных театров и правилах кукловождения.

Продолжать обогащать и активизировать словарь детей, употребляя в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Развивать диалогическую и монологическую форму речи.

Развитие эмпатии/сопереживание/. Приучать детей правильно оценивать свои и чужие поступки, а также персонажей кукольных и драматических спектаклей.

Поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя навыки и умения, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

В старшей группе для обучения детей средствам речевой выразительности используются более сложные упражнения. Например, можно предложить детям произносить знакомые слова с разной интонацией: возьми, принеси, помоги. Привлечь внимание к тому, как можно изменить смысл фразы путем перестановки логического ударения. «Дай мне куклу», «Мама пришла за мной» и т. д. Такие задания приводят к необходимости знакомить детей с эмоциональными основными состояниями /радость, печаль, страх, удивление, злость/ и способами их невербального и вербального выражения. Продолжается работа с куклой на гапите в этюдной форме, это дает возможность ребенку найти и подчеркнуть характерные особенности каждой куклы, научиться выражать ее действия, чувства и мысли. Этюды с куклами чередуются с этюдами по актерскому мастерству, что дает возможность ребенку научиться проникать в мир художественных образов и овладеть основными нюансами речи.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

/старшая группа/

1. Ребенок должен заинтересованно заниматься театрально – игровой деятельностью.

2. Уметь разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций.

3. Уметь чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.

4. Уметь выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями и иной аудиторией.

5. Уметь самостоятельно использовать в театрализованных играх и представлениях выразительные средства для создания образа/интонацию, жест, мимику, движение/.

6. Знать некоторые виды театров /кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др. /.

7. Знать некоторые приемы кукловождения, применяемые в знакомых видах кукольного театра /настольных, пальчиковых, гапитных кукол/.

8. Ребенок должен иметь представление о театре, о театральных профессиях, о правилах поведения в театре и на репетициях.

Учебно – тематический план старшей группы

Наименование разделов и тем. Кол-во часов

1 Раздел: Введение.

Тема: 1.1. Вводное занятие. Правила поведения в кол-ве.

Техника безопасности.

Тема: 1.2. Прослушивание, диагностика.

2 Раздел: Театрализация.

Тема: 2.1. Игровой урок «Пойми меня», «Изобрази

Героя», «Играем сказку».

Тема: 2.2. Язык жестов. Мимика и настроение.

Схематичное изображение эмоции.

Учимся говорить – громко, четко,

выразительно.

Тема: 2.3. Настольный театр. Управление

настольными куклами. Театрализация сказки.

Тема: 2.4. Игровые упражнения «Узнай кто это» на

основе потешек и сказок.

Тема: 2.5. Знакомство с куклой на гапите.

Кукловождение /речь, песня, танец/.

Драматизация сказки.

3 Раздел: Работа над сказкой.

Тема: 3.1. Чтение сказки. Беседа по содержанию.

Характеристика героев.

Распределение ролей.

Тема: 3.2. Упражнения и этюды на тему и события

Сказки.

4 Раздел: Постановка.

Тема: 4.1. Работа над 1 частью сказки. Жест, мимика,

эмоция – основа характера героя.

Тема: 4.2. Работа над 2 частью сказки. Характер героя.

5 Раздел: Репетиция.

Тема: 5.1. Знакомство с музыкой к сказке.

Репетиция с фонограммой.

Тема: 5.2. Репетиция отдельных номеров.

Тема: 5.3. Сводная репетиция, отработка переходов и

перестановок.

6 Раздел: Показ.

Тема: 6.1. Черновой и генеральный прогон.

Тема: 6.2. Премьера.

7 Раздел: Актерское мастерство.

Тема: 7.1. Творческие игры и упражнения по речи.

Рассказываем любимые сказки.

Тема: 7.2. Рассказ по картинкам /иллюстрациям/.

Основные эмоции/радость, печаль, страх,

удивление, злость и др. / в картинках.

Тема: 7.3. «Сказка ложь да в ней намек

Добрым молодцам урок» /эмпатия/.

«Если с другом вышел в путь»

/взаимозависимость людей в жизни/.

Тема: 7.4. «Следствие ведут колобки» - игровой урок

/определяем признаки предметов,

человеческих эмоций/.

Тема: 7.5. Игры, упражнения, театральные этюды

с использованием театральной куклы.

Драматизация сказок.

8 Раздел: Работа над сказкой.

Тема: 8.1. Чтение сказки. Беседа по содержанию.

Характеристика героев.

Распределение ролей.

Тема: 8.2. Упражнения и этюды на тему и события

сказки.

9Раздел: Постановка.

Тема: 9.1. Работа над 1 частью сказки. Жест, мимика,

Эмоция – основа характера героя.

Тема: 9.2. Работа над 2 частью спектакля. Характер и

речь героя.

10 Раздел: Репетиция.

Тема:10.1 Знакомство с музыкой к сказке.

Репетиция с фонограммой.

Тема: 10.2. Репетиция отдельных номеров.

Тема: 10.3. Сводная репетиция, отработка переходов и

перестановок.

Раздел: Показ.

Тема: 11.1. Черновой и генеральный прогон.

Тема: 11.2. Премьера.

Итого: 144ч

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Цель – развитие потребностей и способностей ребенка к творческой самостоятельности в театрализованной деятельности;

коррекция самооценки ребенка посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

Совершенствовать всестороннее развитие артистических способностей детей средствами театрального искусства.

Развивать творческую самостоятельность и поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа.

Продолжать активизировать и уточнять словарь детей, отрабатывать дикцию и интонационную выразительность. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь. Воспитывать культуру речевого общения.

Совершенствовать память, внимание, мышление, воображение, восприятие детей.

Продолжать воспитывать гуманные чувства и чувство сопереживания. Формировать чувства сотрудничества и взаимопомощи.

Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве. Продолжать воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к куклам, костюмам, декорации.

В подготовительной группе дети повторяют принцип работы настольного театра, продолжают работу с куклой на гапите, с перчаточной куклой. Знакомятся с тростевой куклой, а также с куклами, созданными по системе «люди – куклы». Упражнения с куклами различных систем, работа над этюдами являются подготовительными к постановке спектакля. Работа над ним начинается с чтения и обсуждения текста. Детям дается возможность проявить инициативу, для чего строят обсуждение так, чтобы каждый ребенок мог разобраться в характерах персонажей. Спектакль разучивается небольшими фрагментами, причем ребенок самостоятельно выбирает для своего персонажа выразительные средства. Важно предоставить детям больше свободы для творчества и самостоятельного решения проблем, возникающих в процессе работы над спектаклем

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

/подготовительная группа/

1. Ребенок должен заинтересованно заниматься театрально – игровой деятельностью.

2. Уметь разыгрывать представления, инсценировки с элементами кукольного театра, костюмами, декорацией и музыкальными фонограммами.

3. Уметь самостоятельно использовать актерские средства выразительности для создания сценического персонажа/ поза, жест, мимика, голос, движение/.

4. Уметь широко использовать в театрализованной деятельности различные виды искусства /танец, песня, игра на народных инструментах/.

5. Уметь чувствовать, понимать и передавать эмоциональное состояние героев.

6. Знать приемы кукловождения применяемые в знакомых видах кукольного театра.

7. Знать правило поведения в театре, на репетиции, во время спектакля.

8. Ребенок должен иметь представление о разных видах театра, о театральных профессиях, о сопутствующих видах искусства /песня, танец, музыка, живопись, скульптура, литература/.

Учебно – тематический план подготовительной - группы

Наименование разделов и тем Кол-во часов

1 Раздел: Введение.

Тема: 1.1. Вводное занятие. Правила поведения в

кол - ве. Техника безопасности.

Тема: 1.2. Прослушивание, диагностика.

2 Раздел: Театрализация.

Тема: 2.1. Попробуем измениться /жест, мимика,

пластика, интонационная выразительность/.

Тема: 2.2. Особенности простых видов настольного

театра кукол. Кукла на гапите.

Тема: 2.3. Театральные этюды, игровые упражнения п

актерскому мастерству на основе потешек и

русских сказок /Теремок, Колобок/.

3 Раздел: Стихотворная форма речи.

Тема: 3.1. Веселые стихи читаем и слово-рифму

добавляем.

4 Раздел: Работа с пьесой.

Тема: 4.1. Чтение сценария. Беседа по содержанию.

Распределение ролей.

Тема: 4.2. Упражнения и этюды на события,

происходящие в пьесе.

5 Раздел: Постановка спектакля.

Тема: 5.1. Работа над 1 частью спектакля.

Монологическая речь /составление рассказа

по картинкам/. Эмоция и ее изображение с

помощью мимики и жеста.

Тема: 5.2. Работа над 2 частью спектакля. Диалог.

Характер и эмоция.

Тема: 5.3. Работа над художественными номерами.

6 Раздел: Репетиция.

Тема: 6.1. Прослушивание музыкально – шумовой

партитуры. Репетиция с фонограммой.

Тема: 6.2. Сводная репетиция. Отработка переходов

и перестановок в декорациях.

7 Раздел: Спектакль.

Тема: 7.1. Черновой и генеральный прогон в костюмах.

Тема: 7.2. Премьера /публичное выступление/ как

результат проделанной работы.

Раздел: Актерское мастерство.

Тема: 8.1. Эмоциональное состояние /ситуация/ и его

воплощение на игровой площадке.

Тема: 8.2. Этюды и упражнения на память физических

действий. Драматизация детских сказок.

Тема: 8.3. Память, логика и мышление. Творческие

упражнения, беседа по сказкам, сочинение

своей сказки. Работа с театральной куклой.

Раздел: Работа с пьесой.

Тема: 9.1. Чтение пьесы. Беседа по содержанию.

Распределение ролей.

Тема: 9.2. Упражнения и этюды на события,

происходящие в пьесе.

10 Раздел: Постановка спектакля.

Тема: 10.1. Работа над 1 частью спектакля. Характер

и речь героя.

Тема: 10.2. Работа над 2 частью спектакля. Характер

и речь героя.

11 Раздел: Репетиция.

Тема: 11.1. Прослушивание музыкально - шумовой

партитуры. Репетиция с фонограммой.

Тема: 11.1. Сводная репетиция. Отработка переходов и

перестановок в декорационной выгородке.

12 Раздел: Спектакль.

Тема: 12.1. Черновой прогон костюмах.

Тема: 12.2. Премьера /публичное выступление/ как

результат проделанной работы.

Итого: 144ч.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. А. Е. Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду» М. Сфера. 2003 г.

2. И. Г. Выгодская «Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях» М. Просвящение. 1993 г.

3. Г. Н. Гришина «Любимые детские игры» М. Сфера. 2000 г,

4. А. Греф «Театр кукол» М. ВЦХТ. 2003 г.

5. Л. Иванцова, О. Коржова «Мир кукольного театра» Ростов- на-Дону Феникс. 2002г.

6. М. Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду» М. Сфера. 2001 г.

7. Е. Раугул, М. Козырева «Театр в чемодане» Санкт-Петербург. Литера. 1998г.

8. Н. Ф. Сорокина «Сценарии кукольных занятий» М. АРКТИ. 2003г.

9. Л. Царенко «От потешек к Пушкинскому бал» М. Линка- пресс. 1999г.

Публикации по теме:

Дополнительная общеразвивающая программа «Пусть меня научат» Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 168 ОАО "РЖД" «Пусть меня научат» дополнительная общеразвивающая.

Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука пешехода»Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука пешехода» ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детско-юношеский центр города Ейска муниципального образования.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №34» Принято Педагогическим советом Муниципального бюджетного.

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Дельфинёнок» Содержание 1. Пояснительная записка…. …3 1.1. Актуальность программы 1.2. Новизна программы.

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Юный краевед» Пояснительная записка Психологами доказано, что в младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека,.

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Задорные ложкари» Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Задорные ложкари" муниципального бюджетного дошкольного образовательного.

Дополнительная общеразвивающая программа «Основы обучения грамоте старших дошкольников» Дополнительная общеразвивающая программа «Основы обучения грамоте старших дошкольников» Направленность: естественно-научная Уровень: ознакомительный.

Дополнительная общеразвивающая программа «Русские шашки для дошкольников» Дополнительная общеразвивающая программа «Русские шашки для дошкольников» Направленность: физкультурно – спортивная Уровень: ознакомительный.

Дополнительная общеразвивающая программа «Умелые ручки» Пояснительная записка к дополнительной общеразвивающей программе «Умелые ручки» Цель программы: создание условий для развития личности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа «Театрализованная деятельность дошкольников»
Опубликовано: 17 марта 2018 в 22:54
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеразвивающая программа «Театрализованная деятельность дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Тамара Орлова (УИ 451680) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД