Першанина Ольга Александровна
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Мастерята»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности
«Мастерята»
Возраст воспитанников: 3 – 4 года
Срок реализации: 1 год
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности „Мастерята“» размещена в разделах
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерята» (далее – Программа) имеет техническую направленность. Реализуется в рамках модели мероприятия по созданию новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
Актуальность данной программы заключается в том, что благодаря конструированию быстро совершенствуются навыки и умения ребенка, его умственное и эстетическое развитие. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность в дальнейшем быстрее и лучше овладеть техникой письма.
Основной материал для конструирования - строительный. Дети знакомятся с ним, выясняется отличие деталей (кубика, кирпичика, пластины, в каком положении он наиболее устойчив: когда стоит вертикально или лежит. Дети усваивают название, пользуются им в игре, учатся различать большие и маленькие бруски.
Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, то есть занимается творческой деятельностью. Основной образовательной деятельностью с использованием конструктора является игра - ведущий вид детской деятельности. Конструктор позволяет учиться, играя и обучаться в игре. Дети учатся сохранять порядок на своем рабочем месте: раскладывают материал на столах в том порядке, в каком показал воспитатель.
Отличительная особенность программы заключается в том, что позволяет младшим дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность «Лего» - конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки, открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. «Лего» -конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
Адресат программы : воспитанники в возрасте 3 – 4 лет.
Объем и срок освоения программы
Срок освоения программы – 1 год.
Режим занятий, периодичность и продолжительность
Занятия проходят: 1 раз в неделю. Продолжительность рабочей части занятия составляет 15 минут.
Занятия проводятся во второй половине дня, в свободное от основной образовательной деятельности.
Учебно-тематический план программы реализуется через специально организованные занятия, которые проводятся один раз в неделю с сентября по май.
Примерное количество занятий в год
Возраст Количество занятий в неделю Количество занятий в
месяц Количество занятий в год
3 – 4 года 1 4 33
Форма обучения – очная
Особенности организации образовательного процесса:
Образовательный процесс направлен на :
- развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству,
- обеспечение эмоционального благополучия,
- создание условий для развития личности ребенка.
Особенности организации образовательного процесса: организация процесса обучения подчинена принципу последовательного решения частных задач с использованием при этом многообразных методических приемов. Это обеспечивает прогресс в развитии физических и других качеств.
Условия приема на занятия: в программу принимаются дети в возрасте 5-7(8) лет, проявляющие интерес к спортивной игре пионербол, не имеющие медицинских противопоказаний. Занятия предполагают активную физическую деятельность.
Каждое занятие предполагает изучение новой темы, но также включает в себя и закрепление пройденного материала. Кроме того, в программе предусмотрены индивидуальные занятия с детьми (в том числе и мелкогрупповые, которые проводятся в свободное от других видов деятельности время.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы : создание благоприятных условий для развития у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе конструирования.
Задачи программы :
1. Личностные:
- создать условия для формирования у дошкольников конструктивных способностей;
- сформировать начальные представления об основных строительных элементах (кубики и кирпичики, пластины и цилиндры);
- воспитывать умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.
- вырабатывать у детей привычку аккуратно складывать элементы в коробочку после окончания занятия или игры.
2. Метапредметные:
- сформировать навыки целеполагания, контроля и коррекции собственных действий;
- сформировать навыки работы с информацией;
- развивать творческое и логическое мышление, интерес к конструктивным играм;
- развивать желание сооружать постройки по образцу;
- развивать эстетический вкус, конструкторские навыки и умения.
3. Предметные (образовательные) :
- совершенствовать конструктивные умения;
- учить различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы);
- сформировать у детей познавательную и исследовательскую деятельность, стремление к умственной деятельности, приобщение к миру технического и художественного изобретательства;
- подводить детей к простейшему анализу созданных построек;
- побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали;
- учить детей обыгрывать постройки, объединять их по сюжету:
1.2.1. Содержание учебно – тематического плана
Раздел 1. Кубики – затейники
Тема 1.1. Кубик на кубик – будет башенка.
Теория: Учить ставить кубики друг на друга. Уточнить знание названий цветов и деталей. Учить обыгрывать постройку.
Практика: Предложить детям поиграть с кубиками. Поставить их друг на друга чтобы не падали. Получилась башенка. Обыграть постройки.
Форма контроля: беседа, наблюдение.
Тема 1.2. Лесенка и горка.
Теория: Учить ставить кубики друг на друга. Закрепить названия и цвет деталей.
Практика: Предлагается детям построить горку с двумя лесенками, приставлять их друг к другу. Обыграть постройку самостоятельно.
Форма контроля: беседа, наблюдение.
Тема 1.3. Дорожки.
Теория: Познакомить с понятием и словом «кирпичик». Учить строить дорожки, варьируя их длину и ширину, приставлять кирпичики плотно друг к другу.
Практика: Детям предлагается сделать дорожки по словесному описанию воспитателя, затем самостоятельно выбирая цвет кирпичиков и пластин. Уточняются названия деталей и их цвет.
Форма контроля: игровая ситуация, вопросы
Тема 1.4. Дорожки для животных.
Теория: Учить преобразовывать дорожки в длину по предложению воспитателя. Закреплять цвет, понятия: длинная, короткая, широкая, узкая. Учить обыгрывать свою постройку, развивать творчество, желание строить.
Практика: Предложить сделать дорожки разной длины для животных, используя детали разного цвета, называя цвета.
Форма контроля: беседа, игра
Тема 1.5. Ворота.
Теория: Учить ставить кубики вертикально, делать перекрытия из кирпичиков. Учить дополнять постройку призмой из флажков. Закреплять знание названий деталей.
Практика: Закреплять у детей умения строить ворота разной ширины, используя кирпичики и призму.
Форма контроля: беседа, игровая ситуация
Тема 1.6. Загородка для телят и жеребят.
Теория: Учить замыкать пространство, ставя кирпичики на длинную узкую сторону, близко друг к другу. Учить чередовать кирпичики по цвету.
Практика: Предложить построить коллективную постройку под названием «ферма», создавая заборчики (загоны для животных», приставляя кирпичики, кубики и бруски плотно друг к другу, и располагая их по периметру двора.
Форма контроля: игра, наблюдение
Тема 1.7. Мебель для кукол.
Теория: Познакомить с новыми деталями: брусок, пластина. Учить строить мебель в соответствии с размером игрушки. Закреплять знание названий деталей.
Практика: Предложить построить предметы мебели и обговорить их функциональное назначение.
Форма контроля: беседа, игра
Тема 1.8. Домик для кукол.
Теория: Формировать навыки конструирования, развивать творчество, умение усложнять свои конструкции.
Практика: Предложить из деталей строительного материала (призма, кирпичик) построить домик для кукол, украшая постройку, используя различное цветовое решение.
Форма контроля: наблюдения, игровая ситуация
Тема 1.9. Садик для матрешек.
Теория: Закреплять умение замыкать пространство, устанавливать кирпичик на узкую грань вертикально и горизонтально, чередуя по цвету. Побуждать обыгрывать постройку. Закрепить употребление слов: большая, поменьше, самая маленькая.
Практика: Предложить детям из пластмассовых кубиков смастерить садик для матрешек, скомбинировать с деревянным конструктором и обыграть постройку.
Форма контроля: беседа, наблюдение
Тема 1.10. Автобус.
Теория: Закрепить представление об автобусе и его частях. Познакомить с новой деталью: цилиндром.
Практика: Предложить построить автобус, плотно приставляя кирпичики друг к другу и накладывая их друг на друга. Побуждать обыгрывать постройку.
Форма контроля: беседа, задания
Тема 1.11 Автомобиль едет по улице.
Теория: Закреплять представление об автобусе и его частях. Закреплять знание правил уличного движения.
Практика: Предложить построить дорогу и легковой автомобиль, обыгрывать постройки.
Форма контроля: наблюдение, итоговый срез
Тема 1.12 Теремок.
Теория: Научить сооружать прочную постройку с перекрытием, украшать крышу разными деталями.
Практика: Предлагается по образцу построить теремок, уточняя, из каких деталей он сделан.
Форма контроля: беседа, игра
Раздел 2. Лего – творцы.
Тема 2.1. Дорожка красного цвета.
Теория: Учить детей самостоятельно подбирать необходимые детали по величине и цвету; формировать восприятие цвета; помогать детям обследовать предметы, выделяя их цвет.
Практика: Предложить детям из конструктора «Лего» построить дорожку красного цвета. Обыграть ее.
Форма контроля: беседа, игровая ситуация
Тема 2.2. Башня.
Теория: Развивать мелкую моторику рук; учить детей самостоятельно подбирать необходимые детали по цвету; развивать умение использовать имеющийся опыт (постройка башни).
Практика: Познакомить детей с деталями конструктора «Лего» (кирпичики 2х2,2х4,2х6). Какие они цветом. Предложить построить башни - высокую, низкую.
Форма контроля: вопросы, игра
Тема 2.3. Домик для животных.
Теория: Учить строить домик с окошком из четырех кубиков и двух кирпичиков; развивать мелкую моторику рук; развивать образное мышление, воображение, память; побуждать к созданию новых вариантов уже знакомых построек.
Практика: Закрепить названия деталей конструктора «Лего» (кирпичики 2х2,2х4,2х6). Познакомить с новыми деталями конструктора (крыша, окно, труба). Построить дом с крышей и окном.
Форма контроля: наблюдение, задание
Тема 2.4. Ворота для заборчика.
Теория: Учить называть детали конструктора, развивать мелкую моторику рук; развивать умение использовать имеющийся опыт; воспитывать желание строить и обыгрывать композицию.
Практика: Педагог показывает образец. Акцентирует внимание на способе соединения деталей. Дети вместе с педагогом строят ворота.
По окончании работы постройки сравниваются с образцом, затем обыгрываются.
Форма контроля: игра, беседа
Тема 2.5. Новогодняя ёлочка.
Теория: Учить строить елочку. Закрепить название деталей. Развивать фантазию, мелкую моторику рук.
Практика: Познакомить детей с елкой. Предложить сконструировать по образцу, точно соединять детали. Обыграть сюжетом нового года.
Форма контроля: наблюдение, игровая ситуация
Тема 2.6. Деревья.
Теория: Закрепить детали конструктора. Учить анализировать образец, повторить части дерева. Развивать воображение, фантазию, мелкую моторику рук.
Практика: Познакомить детей с некоторыми видами деревьев, растущих в городе. Предложить сконструировать по образцу, точно соединять детали. Обыграть.
Форма контроля: итоговый срез
Тема 2.7. Зимняя детская игровая площадка.
Теория: Учить детей замыкать большие пространства по словесному указанию воспитателя. Продолжать развивать представления о цвете, величине, форме.
Практика: Предложить создавать из деталей конструктора зимнюю игровую площадку; закрепить варианты их скреплений; закреплять умение скреплять детали ЛЕГО. Строим по образцу. Обыгрывание постройки.
Форма контроля: задание, игра
Тема 2.8. Грузовая машина.
Теория: Развивать мелкую моторику рук; воспитывать желание строить и обыгрывать композицию.
Практика: Предложить построить грузовую машину по образцу. Обыграть ее.
Форма контроля: беседа, игра
Тема 2.9. Зоопарк.
Теория: Упражнять детей в анализе образа, изображенного на карточке.
Практика: Воспитатель показывает животных, дети их называют. Говорит, что каждое животное должно жить в своем вольере, который нужно построить. Далее педагог с детьми рассматривают технологические карты. Дети объединяются в пары по желанию и начинают работу.
Форма контроля: игровая ситуация, наблюдение
Тема 2.10. Слон.
Теория: Ознакомление с конструктивными приемами построения модели фигуры животного. Развивать зрительное внимание, память.
Практика: Предложить построить животное из Лего, посмотреть как строит воспитатель.
Форма контроля: беседа, наблюдение
Тема 2.11. Жираф.
Теория: Ознакомление с конструктивными приемами построения модели фигуры животного. Развивать мелкую моторику, зрительное внимание.
Практика: Предложить детям построить животное из Лего. Обыграть.
Форма контроля: беседа, наблюдение
Тема 2.12. Клетки для животных.
Теория: Обучение соединению кирпичиков в замкнутое пространство. Развивать воображение, внимание, память.
Практика: Предложить детям построить клетки для животных в Зоопарке. Показать как строиться клетка. Обыграть постройки.
Форма контроля: беседа, игра, итоговый срез
Раздел 3. Бумажные фантазёры.
Тема 3.1. Геометрические фигуры.
Теория: Учить названия основных геометрических фигур.
Практика: Предлагается обвести по контуру треугольник, квадрат и круг, проговаривая их названия.
Форма контроля: беседа, наблюдение
Тема 3.2. Снеговик.
Теория: Закреплять названия основных геометрических фигур, умение составлять из них картинку.
Практика: Предложить сложить из картона снеговик из кругов, треугольника и квадрата.
Форма контроля: задание, вопросы
Тема 3.3. Ёлочка пушистая.
Теория: Учить строить елочку из треугольников. Закрепить название деталей. Развивать фантазию, мелкую моторику рук.
Практика: Приготовить три треугольника разного размера. Предлагаем ребенку разместить их на листе бумаги так, чтобы получилась елочка.
Форма контроля: наблюдение, вопросы
Тема 3.4. Теремок.
Теория: Научить сооружать прочную постройку с перекрытием, украшать крышу разными деталями.
Практика: Предложить детям из геометрических фигур построить дом-теремок. Предварительно педагог дает образец. Обыгрывание.
Форма контроля: беседа, игровая ситуация
Тема 3.5. Неваляшка.
Теория: Продолжать учить создавать предмет способом составления геометрических фигур. Дополнять деталями.
Практика: По образцу и по схеме дети выполняют работу самостоятельно.
Форма контроля: наблюдение, задание
Тема 3.6. Ракета.
Теория: Познакомить с космическим транспортом. Учить находить конструктивные решения, развивать творчество и фантазию.
Практика: Рассмотреть образец воспитателя. Предложить самостоятельно из геометрических фигур выложить ракету.
Форма контроля: беседа, наблюдение
Тема 3.7. Салфетка для мамы.
Теория: Закрепить знания детей о свойствах бумаги. Развивать желание мастерить из бумаги, способствовать проявлению творчества и фантазии.
Практика: Предлагается выложить узор на бумажной салфетке из кусочков разноцветной бумаги.
Форма контроля: беседа, задание
Тема 3.8. Найди пару.
Теория: Закреплять названия основных геометрических фигур. Развивать зрительное внимание, память.
Практика: Предлагается найти одинаковые фигуры, детали конструктора, называя их.
Форма контроля: игра, наблюдение
Тема 3.9. Голубь.
Теория: Продолжать знакомство детей с бумагой, ее свойствами; развить желание мастерить, проявлять фантазию.
Практика: По образцу и по показу воспитателя дети из геометрических фигур мастерят голубя.
Форма контроля: наблюдение, игровая ситуация
Тема 3.10. Флажки.
Теория: Закреплять названия основных геометрических фигур. Развивать мышление.
Практика: Предлагается составлять флажок из фигур.
Форма контроля: наблюдение
Тема 3.11. Гусеница.
Теория: Закреплять названия основных геометрических фигур, умение составлять из них картинку.
Практика: Предложить из большого количества геометрических кругов выложить гусеницу.
Форма контроля: беседа, наблюдение
Тема 3.12. Выложи картину.
Теория: Закреплять названия основных геометрических фигур, развивать воображение.
Практика: Предложить выложить из разных геометрических фигур картинку по замыслу.
Форма контроля: наблюдение
1.3. Планируемые результаты
По окончанию 1 года обучения воспитанник будет знать:
• Детали строительного материала.
• Знать правила безопасности на занятиях по конструированию с использованием мелких предметов.
• Как изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.
• Как работать в конструировании по образцу, темам, схеме.
• Детали LEGO-конструктора и способах их соединений; об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения
и способа соединения ее отдельных элементов;
Будет уметь:
• Уметь располагать кирпичики, кубики, пластины вертикально.
• Уметь создавать работы из бумаги, используя готовые фигуры.
• Анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей.
• Экспериментировать, творить, изобретать.
• Овладевать умением использовать разнообразные конструкторы, создавая из них конструкции, как по предполагаемым рисункам, так и придумывая свои.
• Овладевать приемами индивидуального и совместного конструирования.
• Различать части постройки по величине (большая - маленькая, длинная - короткая, высокая - низкая, узкая - широкая).
• Выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
В результате обучения по программе воспитанники приобретут такие личностные качества как:
наблюдательность и внимание;
силу воли и выдержку;
чувства товарищества;
чувство коллективизма, организованности;
коммуникабельность, общительность;
ответственность;
трудолюбие;
уверенность в себе;
заинтересованное отношение к конструированию
В результате обучения по программе у воспитанников будут сформированы такие метапредметные компетенции как:
- способность принимать и следовать целям и задачам учебной деятельности, способность поиска средств её осуществления;
- коммуникативные навыки;
- проявление творческой инициативы;
- адекватная оценка своей деятельности и деятельности своих товарищей;
- умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в конструировании.
Раздел 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Количество учебных недель 33
Количество учебных дней 33
Продолжительность каникул Новогодние каникулы 10 дней
Летние каникулы с 01.06. – 31.08.
Даты начала и окончания учебных периодов/этапов Первое полугодие 01.09 – 27.12.
Второе полугодие 10.01. – 31. 05.
2.2. Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение :
- конструктор – строитель деревянный (крупный)
- конструктор – строитель деревянный (средний)
- конструктор пластмассовый
- наборы геометрических фигур из картона разного цвета и размера
- конструктор «Лего»
- схемы построек
- мелкие игрушки для обыгрывания.
2. Информационное обеспечение:
В образовательном процессе используются:
- мультимедийные презентации;
- флешноситель;
- демонстрационная магнитная доска;
- компьютер;
- наглядные консультации и рекомендации для родителей
- создание банка методических материалов
3. Кадровое обеспечение:
- воспитатель, имеющий среднее профессиональное или высшее педагогическое дошкольное образование.
2.3. Формы аттестации / контроля
Аттестация воспитанников проводится раз в год (май). С помощью аттестации выявляется уровень конструктивной деятельности.
Проверка результативности освоения программы младшими дошкольниками проводится в следующих формах:
- педагогическое наблюдение,
- беседы,
- игровые ситуации,
- вопросы,
- задания
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения воспитанниками предлагаемых заданий.
Итоговый контроль реализуется в форме мониторинга.
С помощью мониторинга выявляется начальный и конечный результаты учебной программы, результаты которых позволяют оценить уровень первоначальных конструкторских умений. Итоговый контроль служит основным показателем качества деятельности детей и педагога.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: мониторинговая карта, аналитические материалы, фотовыставка
1.4. Оценочные материалы
Для итоговой оценки качества освоения программы использована мониторинговая карта по конструированию.
1.5. Методические материалы
• Особенности организации образовательного процесса – форма обучения очная.
• Методы обучения и воспитания: словесный, наглядный, практический, игровой, убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.
• Форма организации образовательного процесса: подгрупповая.
• Формы организации занятия: игра, беседа, задания, игровые ситуации, вопросы, образец, показ взрослого.
• Педагогические технологии
На занятиях применяются следующие технологии :
- технология личностно-орентированного обучения – соответствует индивидуальным особенностям каждого воспитанника; его стремлении к максимальной реализации своих возможностей;
- здоровьесберегающая технология – сохранение и укрепление здоровья воспитанника;
- технология проблемного обучения – воспитанники получают новые знания и умения посредством решения проблемных ситуаций в игровой деятельности;
- групповая технология – которая предполагает организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь;
- технология индивидуального обучения – при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.
• Алгоритм учебного занятия (наиболее часто используемый) : как любая другая образовательная деятельность, занятие по конструированию состоит из 3 частей.
1 часть: Мотивационно - стимулирующий
2 часть: Организационно – практический
3 часть: Контрольно – диагностический
• Перечень дидактических материалов, используемых в процессе обучения:
- наглядный материал (картинки, иллюстрации);
- схемы построек;
- видиоматериалы