Нина Гусева
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Мастерята» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.
Темочки:
Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. Конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.
Игра ребенка с деталями конструктора, близка к конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Но правильное руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на развитие конструкторских способностей у детей.
Представленная программа разработана в соответствии с ФГОС и является модифицированной (адаптированной). Программа рассчитана на 1 года обучения с детьми младшей группы. Работа по конструированию проводится в рамках дополнительного образования.
В основе модифицированной программы - следующие источники:
1. Авторская программа «Лего-конструирование в детском саду» Е. В. Фешина.
Направленность дополнительной образовательной программы : техническая (техническое моделирование и конструирование) - расширение политехнического кругозора детей, развитие конструкторских способностей, формирование работы с различными инструментами, проектирование моделей и конструкций, образцов техники;
Актуальность
Данная программа актуальна тем, что раскрывает для младшего дошкольника мир техники. Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.
Конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. Конструирование позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры.
Использование конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.
Новизна программы
Новизна программы заключается в том, что дошкольники приобретают элементарное представление в научно-технической направленности и впоследствии смогут использовать приобретенные знания для дальнейшего обучения и в жизни. Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.
Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
Цель и задачи программы
Цель программы : создание условий для развития конструкторских способностей и самореализации детей посредством включения их в различные виды конструирования.
Задачи: На занятиях по конструированию ставится ряд обучающих, развивающих и воспитательных задач:
-формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности;
-развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения.
Первое полугодие:
- учить называть детали конструктора (кирпичик большой, поменьше, маленький, горка, мостик и др.);
- простейшему анализу сооруженных построек (выделять форму, величину, цвет деталей);
- выполнять простейшую конструкцию в соответствии с заданными условиями (ворота для машин);
- сравнивать предметы по длине и ширине;
- обогащать речь словосочетаниями (дорожка красного цвета длинная (широкая);
- конструировать по образцу и условиям;
- различать по цвету и форме;
- развивать зрительно-моторную координацию при соединении деталей конструктора, добиваться точности в процессе операционных действий.
Второе полугодие:
- познакомить с новыми деталями конструктора (основа машины, полукруг, овал);
- учить воспроизводить в постройке знакомый предмет, находить его конструктивное решение;
- оформлять свой замысел путем предварительного называния будущей постройки;
- развивать и поддерживать замысел в процессе развертывания конструктивной деятельности, помогать его осуществлять;
- формировать умение использовать полученные знания в самостоятельных постройках по замыслу
Принципы построения программы
Доступность - предусматривает осуществление конструктивно-игровой
деятельности с конструктором с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
Наглядность - обучение и воспитание предполагает как широкое использование зрительных ощущений, восприятий, образов.
Последовательность – заключается в постепенном повышении требований в процессе конструктивной деятельности.
Систематичность - обучения и воспитания - достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Методическое обеспечение программы.
Методы Приемы
Наглядный Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.
Информационно-рецептивный Обследование деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребенка.
Репродуктивный Воспроизводство знаний и способов деятельности
( форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу).
Практический Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.
Словестный Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных
вариантов моделей.
Проблемный Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов, самостоятельное их преобразование.
Игровой Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
Частично-поисковый Решение проблемных задач с помощью педагога
В начале совместной деятельности с детьми включаются серии свободных игр с использованием конструктора, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть с ними. Затем обязательно проводится пальчиковая гимнастика, физкультминутка с учетом темы совместной деятельности. В наборах конструктора много разнообразных деталей и для удобства пользования можно придумать с ребятами названия деталям и другим элементам: кубики (кирпичики, юбочки, сапожок, клювик и т. д. кирпичики имеют разные размеры и форму. Названия деталей, умение определять кубик (кирпичик) определенного размера закрепляются с детьми и в течение нескольких занятий, пока у ребят не зафиксируются эти названия в активном словаре.
На занятиях предлагается детям просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции, либо представлены задания интеллектуального плана.
При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.
Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор: сказки, архитектура, животные, птицы, транспорт, космос.
В совместной деятельности по конструированию дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструкторские задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях. В процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики (ручной ловкости, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята учатся работать с предложенными инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, заданным условиям, образцу.
Работу с детьми следует начинать с самых простых построек, учить правильно, соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с конкретным образцом постройки.
При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему постройки находят в постройке основные части, называют и показывают детали, из которых эти части предмета построены, потом определяют порядок строительных действий. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, выказывает свое отношение к проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении конструкции.
После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяем вместе с детьми правильность соединения деталей, сравниваем с образцом либо схемой.
В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.
Возраст детей: младшая группа (3-4 года)
Срок реализации и режим
Программа рассчитана на 1 учебный год.
Общее количество занятий в год –36
Количество занятий в месяц-4
Время проведения: среда 16.00.
Месяц Дни недели Время Продолжительность
Сентябрь Среда 16:30 15 мин
Октябрь Среда 16:30 15 мин
Ноябрь Среда 16:30 15 мин
Декабрь Среда 16:30 15 мин
Январь Среда 16:30 15 мин
Февраль Среда 16:30 15 мин
Март Среда 16:30 15 мин
Апрель Среда 16:30 15 мин
Май Среда 16.30 15 мин
Формы организации обучения дошкольников конструированию
Форма проведения занятий: занятия проводятся с детьми по подгруппам (8-10 детей).
большое внимание уделяется анализу образца: дети учатся определять и называть постройку, её части, форму, цвет, величину конструктивных деталей. В конце каждого месяца дети строят по замыслу, показывая, чему научились на прошлых занятиях. занятия построены в форме разнообразных игровых, интегрированных, тематических занятий, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвинуться вперед в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.
С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок используются формы организации обучения, рекомендованные исследователями З. Е. Лиштван, В. Г. Нечаева, Л. А. Парамонова:
1. Конструирование по образцу: заключается в том, что детям предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного материла и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность - важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
2. Конструирование по модели:детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут воспроизвести из имеющихся у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками -достаточно эффективное средство решения активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.
3. Конструирование по условиям:не давая детям образца постройки рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.
4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.
5. Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности-они сами решают,что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее.
6. Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу-с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме- актуализация и закрепление знаний и умений.
Требованиям к знаниям и умениям воспитанников
В процессе реализации поставленных задач осуществляется отслеживание усвоение детьми обучающего и развивающего материала. Периодичность мониторинга -2 раза в год (октябрь-апрель) Приложение 1. Формы отслеживания результатов за деятельностью детей:
- наблюдение за деятельностью детей;
- задания для самостоятельного выполнения;
- общение с ребенком.
Планируемый результат дети могут:
- сравнивать графические модели, находить в них сходства и различия;
- использовать специальные способы и приемы с помощью наглядных схем;
- строить постройку с перекрытиями, делать постройку прочной, точно соединять детали между собой;
- конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать ее общее описание, соотносить свой замысел с имеющимся строительным материалом;
- сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, фотографий, чертежей
-правильно использовать детали строительного материала;
Форма подведения итогов по каждой теме: контроль усвоения материала осуществляется по результатам создания детьми моделей, анализирования и обыгрывания готовой постройки.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы :
- Выставка моделей из конструктора.
Календарно-тематическое планирование по конструированию в младшей группе
Месяц Тема Цели
Сентябрь Знакомство с конструктором и правилами безопасного поведения при работе с конструктором. Познакомить с конструктором (кирпичик, лапка, клювик, пластина и т. д.). Закреплять знание цвета и формы.
Познакомить с правилами безопасного поведения.
Ворота для заборчика Учить выполнять простейшую конструкцию из ворота, устанавливать опоры и класть на них перекладину.
Пирамидка (башенка) Учить строить простейшие постройки. Формировать бережное отношение к конструктору.
Октябрь Здравствуй лес! Познакомить с некоторыми видами деревьев, растущих в лесу, научить различать деревья.
Мы в лесу построим дом Развивать творческое воображение. Учить подражать звукам и движениям персонажей (медведя, лисы, зайца). Учить строить дом из конструктора.
Разные домики Закреплять умение строить домики.
Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание бедующей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность
Ноябрь Мебель для комнаты Развивать способность выделять в предметах их функциональные части. Учить анализировать образец.
Мебель для кухни Закреплять умение строить мебель. Запоминать название предметов мебели.
Печка Познакомить с русской печкой. Развивать воображение, фантазию. Учить строить печку из конструктора.
Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание бедующей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Декабрь Утята в озере Учить внимательно слушать стихотворение. Строить из конструктора утят.
Волшебные рыбки Рассказать о рыбах. Учить строить рыб из конструктора.
Мостик через речку Учить строить мостик, точно соединять строительные детали
Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание бедующей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Январь Построим загон для коров Закреплять понятия «высокий», «низкий». Учить выполнять задания по условию. Развивать творчество, воображение и фантазию.
Грузовая машина Учить создавать простейшую модель грузовой машины. Выделять основные части и детали.
Домик фермера Формировать обобщённые представления о домах. Учить сооружать постройки с перекрытиями, делать их прочными. Развивать умение выделять части (стены, пол, крыша, окно, дверь). Познакомить с понятием «фундамент»
Мельница Рассказать о мельнице. Развивать воображение и фантазию.
Февраль Машина с прицепом Учить строить машину с прицепом. Развивать навыки конструирования.
Пожарная машина Познакомить с профессией пожарного. Учить строить пожарную машину.
Кораблик Рассказать о кораблях. Учить строить более сложную постройку. Развивать внимание, навыки конструирования.
Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание бедующей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Март Детская площадка Показать детскую площадку. Построить песочницу, лесенки
Горка для ребят Продолжать знакомить с детской площадкой, развивать память и наблюдательность.
Все работы хороши Познакомить с разными профессиями (врач, полицейский, дворник). Учить отличать их по внешнему виду. Воспитывать уважение к труду взрослых.
Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание бедующей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Апрель Ракета Рассказать о космосе. Учить строить ракету.
Луноход Рассказать о луноходе. Учить строить из деталей конструктора
Космонавты Продолжать знакомить с космосом. Учить строить космонавтов из мелких деталей.
Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание бедующей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Май Животные в зоопарке Рассказать о зоопарке. Учить строить утку, слона.
Вольер для тигров и львов Учить всем вместе строить одну поделку.
Крокодил Продолжать знакомить с зоопарком. Учить строить крокодила.
Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание бедующей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Материально-техническое обеспечение программы
Для успешного выполнения поставленных задач необходимы следующие условия:
Предметно-развивающая среда:
Строительные наборы и конструкторы:
- настольные;
- напольные;
- деревянные;
- пластмассовые (с разными способами крепления);
- «Лего», «Полесье»;
Для обыгрывания конструкций необходимы игрушки (животные, машинки и др.).
Демонстрационный материал:
- наглядные пособия;
- цветные иллюстрации;
- фотографии;
- схемы;
- образцы;
- необходимая литература.
Техническая оснащенность :
- ноутбук;
- проектор.
Список литературы
1. «От рождения до школы» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАЙКА СИНТЕЗ, 2017.
2. Куцакова Л. В. «Конструирование и художественный труд в детском саду»-М. :ТЦ Сфера 2017г.
3. Фешиной Е. В. «Лего-конструирование в детском саду».- Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2019г.
Приложение 1
Мониторинговая карта по конструированию в младшей группе
№ Фамилия
Имя ребенка Называет цвет
деталей Называет детали Скрепляет детали
конструктора
Строит
элементарные
постройки по
творческому
замыслу Строит по образцу Точность скрепления и скорость выполнения Итого
н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г.
Н. г. - начало года
К. г. - конец года
Высокий-В
Средний-С
Низкий-Н