Наталья Дзебелюк
«Путешествие Капельки». Конспект занятия по ознакомлению с основными свойствами воды
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с основными свойствами воды.
Программное содержание: познакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; вода – это жидкость, бесцветная, прозрачная, безвкусная, не имеет запаха. Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; закреплять умение работать с прозрачной посудой: стаканчиками, палочками; закреплять умение работать с незнакомыми растворами; развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать; активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы; стимулировать самостоятельное формулирование выводов. Воспитывать бережное отношение к воде; воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра.
Оборудование: изображения грустной и веселой Капельки, бутылка с водой, стеклянный стакан, прозрачные пластиковые стаканы по количеству детей, прозрачные колбы разной формы по количеству детей, одноразовые ложечки по количеству детей, кастрюля, смородиновое варенье, медальки - капельки по количеству.
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках, расставленных полукругом.
Воспитатель:
Поудобнее садитесь,
Не вертитесь, не крутитесь.
Дети, ой, что утром было,
Я же вам сказать забыла —
Только в садик я зашла,
В гости Капелька пришла.
Воспитатель размещает изображение "грустной" Капельки на доске.
- Как вы думаете, какое у Капельки настроение? (Грустное)
- Послушайте ее историю: Капелька недавно родилась в сказочной стране Капландии. Однажды на Капландию налетел сильный ураган, поднял Капельку высоко в небо и унес из родного дома. Там высоко в небе она встретила Тучку и вместе с другими каплями упала на Землю. Капельке очень грустно оттого, что она ничего о себе не знает. Поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете.
Воспитатель: - Как вы думаете, из чего состоит капелька? (Она состоит из воды)
- Молодцы! А где можно встретить воду? (Ответы детей)
Воспитатель: - Ребята, Капелька интересуется, кому нужна вода на Земле?
(Деревьям, птицам, людям, животным, растениям, рыбам, насекомым)
Воспитатель: - Да ребята всем нужна вода. А как мы с вами каждый день используем воду дома и в детском саду? (Мы умываемся, чистим зубы, моем руки. Мама моет полы, готовый обед, стирает, поливает цветы.)
Воспитатель:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, море, океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у нас кипит.
Паром в чайнике шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
- Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!
Физкультминутка.
Воспитатель: - Предлагаю поиграть в интересную и волшебную игру "Ходят капельки по кругу":
Дети стоят на ковре и выполняют движения по тексту.
Я – мама Тучка. А вы мои дети капельки. Полетели капельки из тучки на землю. Попрыгали, скучно им стало по одиночке скакать, стали собираться они вместе и потекли сначала маленькими ручейками, а потом стали большой рекой. Текла-текла река и попала в океан. Плавали весело капельки в океане, а потом вспомнили, что им нужно домой, к маме Тучке. Попросили капельки, чтобы солнышко сильнее светило. Тогда стали капельки легкими, испарились они под лучами солнца и вернулись к маме Тучке.
Воспитатель: - По-моему, Капелька не совсем поняла, как выглядит вода и какая она бывает. Давайте познакомим ее с водой.
Практическое экспериментирование:
Воспитатель: Ребята, вода - волшебная! С ней можно играть, проводить различные фокусы, опыты. Сейчас мы станем настоящими лаборантами и будем проводить научные опыты. Пройдите в лабораторию.
Дети садятся за столы, на которых расставлено оборудование для опытов.
Опыт № 1 «Вода – это жидкость»
Воспитатель берет бутылку с водой и стакан.
Воспитатель: - Перельём воду из бутылки в стакан. Что происходит с водой?
(Она переливается из одного сосуда в другой)
Воспитатель: - Что мы сделали сейчас с водой? (Вылили, перелили). А если она льется, значит, она какая? (Жидкая)
Вывод: Вода - это жидкость.
Опыт №2 «Имеет ли вода цвет?»
Воспитатель: - Давайте внимательно рассмотрим, какого цвета вода. Какие цвета вы знаете? (Ответы детей) Вода не похожа ни на один цвет, у воды нет никакого цвета, значит она бесцветная. Давайте хором повторим слово "бесцветная".
- Теперь опустите в стакан с водой чайную ложку. Вы видите ее в стакане? (Да) Почему? (Потому что вода прозрачная)
- Какой вывод можно сделать? (Вода бесцветная и прозрачная)
Опыт №3: «Имеет ли вода вкус?»
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, у воды есть вкус? (Ответы детей)
Давайте вспомним, какие вкусы мы знаем? Конфета, какая на вкус? (Ответы детей) Лимон какой на вкус? (Ответы детей)
- Теперь попробуйте водичку. Какая она на вкус? (Ответы детей)
Вывод: У чистой воды нет никакого вкуса, она безвкусная. Давайте хором повторим слово "безвкусная"
Опыт № 4: "Имеет ли вода запах?"
Воспитатель: - Давайте понюхаем воду. Чем она пахнет? (Ответы детей)
Чистая вода, ребята, ничем не пахнет. Вода без запаха. Как вы думаете, а бывает ли вода с запахом? (Ответы детей)
Вывод: Чистая вода не имеет запаха.
- Как вы думаете, чем будет пахнуть вода, если я в неё положу варенье из смородины? (Ответы детей)
Воспитатель кладёт в свой стакан с водой варенье, размешивает его и даёт каждому ребёнку понюхать.
- Чем пахнет вода? (Ответы детей)
- Ребята, когда я размешала варенье, что стало с водой? (Она поменяла цвет)
Вывод: Вода может менять цвет.
Опыт №5 «Имеет ли вода форму?»
Воспитатель показывает детям кувшин с водой.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, во что налита вода? (В кувшин)
- Какую форму приняла вода? (Форму кувшина)
- А теперь я перелью ее в ваши стаканы. Какую форму приобрела вода? (Вода приняла форму стаканов)
- А теперь перелейте ее в колбы.
Дети переливают воду из стаканов в колбы
- Что мы видим? (Вода приобрела форму колбы)
- А теперь налейте воду в кастрюлю.
Дети выливают воду из стаканов в кастрюлю.
- Какую форму приобрела вода? (Форму кастрюли)
Вывод: Вода не имеет формы, она приобретает форму того сосуда, в который ее наливают.
Воспитатель: - Молодцы! Давайте напомним Капельке, что мы узнали о ней.
Дети: - Капелька состоит из воды. Вода - это жидкость. Она прозрачная, бесцветная, без вкуса и запаха, не имеет своей формы и может менять цвет.
Воспитатель незаметно меняет грустную Капельку на веселую.
Воспитатель: - Смотрите, какая Капелька стала веселая и радостная! На память о себе она хочет подарить вам своих подружек – «Капелек»
Воспитатель раздает детям медальки с видом капельки.
Дети принимают подарки от Капельки и благодарят ее.