Нина Кукалева
Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Все в наших руках» в старшей логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В дошкольной дидактике большое место уделяется развитию интеллекта, мыслительных операций. Ведь установлено, что подготовка к школе это не огромный запас знаний, который даёт педагог, родитель, а умение логически мыслить, анализировать, обобщать, классифицировать, и самостоятельно приходить к нужным решениям. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей при организации игр, используется основной метод развития — проблемно-поисковый, а главная форма организации игра.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности „Все в наших руках“ в старшей логопедической группе» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Темочки
Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой деятельности и вызывают возрастающий интерес детей к современной технике. Технические объекты осязаемо близко предстают перед ребё нком повсюду в виде десятков окружающих его вещей и предметов: бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Дети познают и принимают мир таким, каким его видят, пытаются осмыслить, осознать, а потом объяснить.
Программа даёт развитие не только мелкой и средней моторики рук, но и развитие технического и творческого мышления. Неоценима роль моделирования в умственном развитии детей. Изготавливая то или иное техническое изделие, учащиеся знакомятся не только с его устройством, основными частями, но и значением. Получают сведения общеобразовательного характера, учатся планировать и исполнять намеченный план, находить наиболее рациональное конструктивное решение, создавать свои оригинальные поделки.
Программа направлена на развитие интереса дошкольников к техническому моделированию, на развитие образного и логического мышления, на освоение обучающимися навыков работы с различными материалами, инструментами и приспособлениями. Дети познакомятся с различными средствами ИКТ, освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.
Основные цели программы :
Вовлечение дошкольников в техническое творчество и повышение их интереса к конструированию и моделированию;
Развивать научно-технические способности (критический, конструктивистский и алгоритмический стили мышления, фантазию, зрительно-образную память, рациональное восприятие действительности);
Формирование ИКТ-компетентности дошкольников; формирование навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ.
Виды деятельности:
Блок: конструирование из бумаги;
Блок: конструирование с использованием строительного деревянного конструктора;
Блок: конструирование с использованием конструктора Лего;
Блок: конструирование с использованием металлического конструктора;
Блок: занимательный компьютер.
Ожидаемые результаты:
Умение следовать словесной инструкции педагога;
Умение самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т. д.);
Приобретение новых конструктивных умений: соединять несколько небольших плоскостей в одну большую, делать постройки прочными, связывать между собой редко поставленные в ряд кирпичики, бруски, подготавливать основу для перекрытий.
Умение собирать модели, используя готовую схему сборки, а также по эскизу, создавать собственные проекты;
Повышение уровня развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации;
Знание техники безопасности при работе с компьютером и образовательными конструкторами;
Знание основных компонентов конструкторов, виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
Овладение культурой труда и навыками работы в коллективе;
Повышение уровня коммуникативных способностей, творческих способностей, фантазии, воображения, мышления и речи.
Месяц Тема Цели
Сентябрь Цикл «Конструирование из бумаги»
Вводное занятие. Введение в учебную программу. Знакомство с видами бумаги Познакомить с работой кружка; познакомить с видами и свойствами бумаги
Правила безопасности труда и личная гигиена. Инструменты. Изготовление игры «Танграм» Познакомить с техникой безопасности. Познакомить с игрой «Танграм»; изготовить игру самостоятельно; формировать умение составлять фигуры из деталей танграма; самостоятельно находить решения художественных задач, отвечающих выбранной технике
Знакомство с оригами. Базовые формы Познакомить с искусством оригами; познакомить с видами оригами; знакомство с основными базовыми формами оригами; формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы
Мышка Продолжить знакомство с выполнением работ в технике оригами; научить детей изготавливать простые по форме изделий в технике оригами; развитие мелкой моторики рук; развитие внимания, мышления, аккуратности
Октябрь Лягушка Научить поэтапному складыванию лягушки; продолжить знакомство с оригами; формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки; продолжить знакомить детей с основными геометрическими понятиями; развивать творческие способности
Заяц Формировать умение детей складывать лист бумаги в разных направлениях, разными способами. Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус
Лиса Учить делать новую игрушку, складывая квадрат в разных направлениях; закреплять навыки декоративного украшения готовой фигурки; воспитывать аккуратность; развивать глазомер
Волк Закреплять умение сгибать лист бумаги в разных направлениях, хорошо проглаживая место сгиба; развивать память, внимание, мелкие мышцы пальцев рук
Ноябрь Медведь Закрепить умение мастерить поделки в стиле оригами; развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук
Создание книжки-самоделки «Теремок»
Итоговое коллективное занятие Обучать детей бережному общению с книгой, формировать понимание того, что книга источник знаний. Формирование умения подбирать соответствующий материал для заготовок; воспитание дружеских взаимоотношений, умение работать в паре, микрогруппе
Цикл «Конструирование из строительного материала»
Грузовик и дорога Закрепить знания детей о всех видах грузового транспорта. Вспомнить правила строительства машины (показать иллюстрацию, закрепить названия деталей для строительства. Вспомнить правила движения на дороге для водителя и пешеходов
На строительной площадке Дать представление детям о стройплощадке, что там из техники бывает и зачем. Закреплять знания детей о строительном материале.
Декабрь Заправка для грузовика Выяснить у детей, что такое заправка и зачем она нужна. Закрепить знания детей о частях заправки: колонка, парковка, касса, магазин и т. д.
Гараж для грузовой машины Дать понятие детям, чем отличает гараж грузового автомобиля от гаража легкового (высотой и размером). Научить выбирать строительный материал для этого строительства. Соотносить размер машины и делать постройку более устойчивой
Автомастерская Закрепляем знания детей об автомастерских, что там делает и кто. Зачем нужны такие автостанции. Учить правильно называть предметы, находящиеся в автомастерской: яма, верстак, шкаф с инструментами, подъемник
Мост через реку с машиной Вспомнить знания детей о мостах или показать картинки разных мостов. Дать понятия подвесной, на сваях и перекидной мост. Научить строить перекидной мост, правильно выбирать детали для строительства
Январь Паромная переправа Познакомить детей с таким видом транспорта, как паром. Объяснить, зачем он нужен и где работает. Какие детали выбирать для строительства парома и станции, которая встречает и отправляет пассажиров. Объяснить, из каких частей состоит паром (борт, корма, каюта, капитанский мостик, палуба, труба)
Грузовой корабль Познакомить с понятием грузовые перевозки по воде. Выяснить с детьми, что можно и что перевозят на кораблях. Как называются грузовые корабли: сухогруз, танкер. Алгоритм постройки: корпус корабля, верхняя палуба, корма, капитанский мостик и трубы
Железная дорога
Итоговое занятие Закрепить знания детей о еще одном виде наземного транспорта поезд. Объяснить детям части, из которых состоит поезд и вся железная дорога. Объяснить алгоритм сборки поезда: рельсы, шпалы, колеса, дно вагона, стены, крыша и токоприемник
Февраль Цикл «Лего-конструирование»
Путешествие в Лего-стране Повторение формы и цвета ЛЕГО-деталей, формы и размера деталей; варианты скреплений. Конструирование на свободную тему
Лабиринт Познакомить с плоскостным конструированием; развивать внимание, мышление, наблюдательность, мелкую моторику рук
Мостик через речку Учить строить мостик; развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования; учить доводить дело до конца; развивать терпение
Речные рыбки Развивать навыки конструирования, мелкую моторику рук
Март Пароход Закреплять знания о водном транспорте; закреплять навыки конструирования
Катер Учить выделять в постройке ее функциональные части (борт, корму, нос, капитанский мостик, трубы); совершенствовать умение анализировать образец, графическое изображение постройки, выделять в ней существенные части; обогащать речь обобщающими понятиями: «водный, речной, морской транспорт»
Плывут корабли Рассказать о водном транспорте; учить строить корабли; развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук
Поезд мчится Учить строить шпалы разными способами по схемам и поезд по образцу
Апрель Морское путешествие
Итоговое коллективное занятие Продолжить учить строить по предложенным схемам, инструкциям, учитывая способы крепления деталей; передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO; закрепить представление о строительных деталях, их свойствах; создавая
модель, определять назначение частей предметов; выбирать правильную последовательность действий, сочетание форм, цветов, пропорций; уточнить и расширить представления детей об водном транспорте; формировать коммуникативные навыки
Цикл «Конструирование из металлического конструктора»
Качели Обучение техники конструирования; учить собирать качели с использованием деталей из металлического конструктора, закрепляя названия элементов и умение выбирать необходимые из множества; учить соединять детали между собой; учить закручивать гайки
Самолет Учить собирать самолет с использованием деталей из металлического конструктора, закрепляя названия элементов и умение выбирать необходимые из множества
Танк Учить собирать танк с использованием деталей из металлического конструктора, закрепляя названия элементов и умение выбирать необходимые из множества
Май Цикл «ИКТ»
Знакомство с компьютером. Интерактивная компьютерная игра. Алгоритм Познакомить с компьютером, с основными его составляющими и возможностями; познакомить с профессией – программист. Познакомить с играми и приложениями, которые обучают дошкольника базовым основам программирования в интересной и доступной форме. Развивать алгоритмический тип мышления (умение планировать и организовывать свою деятельность); развивать математические способности и абстрактное мышление
Графический редактор Paint. Знакомство с программой. Учить пользоваться программой Paint; рисовать героев сказки, используя геометрические фигуры
Создание мультфильма «Три поросенка» Познакомиться с процессом создания мультфильма, видами мультфильма; снять мультипликационный фильм
Показ мультфильма «Три поросенка»
Итоговое занятие Представить результаты своей работы
ЛИТЕРАТУРА
1. Букина С. Квиллинг как искусство. Пошаговое руководство для начинающих. – СПб: Питер, 2016
2. Долженко Г. И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002
3. Зайцева А. Модульное оригами: самый полный и понятный самоучитель. – М. : Эксмо, 2014
4. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий. ФГОС ДО. – М. : ТЦ Сфера, 2016
5. Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2017