Кристина Константинова
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Эрудит» с использованием интерактивной доски
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности с использованием интерактивной доски
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Вишенка» городского округа Бронницы
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Эрудит»
с использованием интерактивной доски
(Стартовый уровень.)
Возраст обучающихся: 5 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Константинова Кристина Павловна,
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности „Эрудит“ с использованием интерактивной доски» размещена в разделах
воспитатель первой
квалификационной категории
г. Бронницы, 2019.
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Эрудит» с использованием интерактивной доски разработана в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016) Глава 10. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, действующим приказом от 17.10.2013 № 1155 Минобразования РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», общеобразовательным программам, Приказом от 29 августа 2013 года № 1008 Об утверждении и Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам.
Программа «Эрудит» стартового уровня, технической направленности, для детей 5 лет. Срок обучения 1 год.
В настоящее время компьютерные технологии стали активно применятся в образовательном процессе. Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором. Существуют различные компьютерные средства, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др., которые можно с успехом применять при обучении детей дошкольного возраста.
Преимущества интерактивной доски:
Обучение детей младшего возраста становится более привлекательным и захватывающим. Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать их к стремлению овладеть новыми знаниями. Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала.
Интерактивные средства обучения, такие как интерактивные доски, компьютеры, станут отличными помощниками в диагностики развития детей:
• Развитие внимания
• Памяти
• Мышления
• Речи
Приобщение к информационной культуре – это не только овладение компьютерной грамотностью, но и приобретение этической, эстетической и интеллектуальной чуткости. То, что дети могут с завидной легкостью овладевать способами работы с различными электронными, компьютерными новинками, не вызывает сомнений; при этом важно, чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению.
Экспериментально установлено, что при устном изложении материала ребенок за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при “подключении” органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, изучаемый материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у дошкольника положительные эмоции. Использование компьютеров в совместной и самостоятельной деятельности (с точки зрения ребенка) является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его обучения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона. Из чего следует очевидность высокой эффективности использования в обучении информационно-коммуникационных технологий.
Использование ИКТ в детском саду позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Цели и задачи программы дополнительного образования:
• Обучать детей при помощи новейших образовательных технологий;
• служить развлекательным и игровым центром;
• в ней может выполняться максимально широкий круг образовательных и развлекательных задач;
• обладать максимальным удобством работы, как для детей, так и для педагогов;
• знакомить детей с возможностями и навыками компьютерных технологий.
Актуальность программы
Одними из основных принципов обучения детей дошкольного возраста являются наглядность, сознательность и активность детей в усвоении и применении знаний. Мощным современным инструментом для реализации ФГОС ДО является интерактивная доска.
Новизна
Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления образовательной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации. Новизна компьютера и интерактивного оборудования отражаются в расширении и обогащении содержания ключевых компетенций ребенка, в интенсификации образования, в изменениях динамики процесса психического развития. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность воспитанников и усиливают усвоение материала. Интерактивные средства обучения, такие как интерактивная доска, станет отличной помощницей развития у детей: внимания; памяти; мышления; речи; личности; навыков учебной деятельности.
Отличительные особенности данной дополнительной общеразвивающей программы
Использование интерактивной доски на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками. Благодаря наглядности и интерактивности, ребята охотнее вовлекаются в активную работу. У дошкольников повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала, обостряется восприятие. Наличие и умение использовать интерактивную доску существенно повышает уровень компьютерной компетенции педагога, который получает статус современного воспитателя, идущего в ногу с развитием информационных технологий. Это средство обучения может быть применимо для обучения детей разных возрастов.
Грамотное применение возможностей ИД позволяет педагогу:
• повысить качество преподавания за счет сочетания традиционных и компьютерных методов организации учебной деятельности;
• представлять информацию в различной форме (текст, графика, аудио, видео, анимация и т. д., что обеспечивает максимальную наглядность изучаемого материала;
• выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче;
• контролировать временные параметры занятия;
• активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти;
• мобилизовать внимание аудитории;
• использовать различные цифровые образовательные ресурсы;
• раскрыть широкие возможности для творческой реализации в профессиональной деятельности;
• проводить образовательную деятельность на высоком методическом уровне.
Значимые характеристики для реализации дополнительной общеразвивающей программы с использованием интерактивной доски.
В программе выделены следующие направления использования интерактивной доски, которые доступны для работы с детьми дошкольного возраста:
• использование интерактивной доски;
• создание собственных мультимедийных продуктов;
• использование Интернет-ресурсов.
Содержание и организация дополнительной общеразвивающей программы.
Решение образовательных задач с помощью развивающих мультимедийных разработок встраивается в систему части образовательной программы, формируемая дошкольным учреждением. Работа с интерактивной доской происходит при первостепенной роли воспитателя по принципу тройственного взаимодействия: воспитатель - интерактивная доска - ребенок. Рабочая программа «Эрудит»
Срок реализации программы «Эрудит» - 1 год (для детей 5 лет). Количество детей 10 - 12 человек. Занятия носят итоговый характер по разделам общеобразовательной программы учреждения «Познавательный цикл», «ФЭМП», «Ознакомление с окружающим миром».
Основные образовательные направления программы:
• коммуникативно-личностное развитие (ознакомление с окружающим, социализация, безопасность);
• познавательно-речевое развитие (речевое развитие, первые шаги в математику).
Формы и режим занятий
Форма организации деятельности воспитанников на занятии: очная, групповая. Состав группы постоянный. Занятия кружка начинаются с 1 октября и заканчиваются 31 мая. Программа рассчитана на 32 часа (1 час в неделю).
Занятия проводятся во второй половине дня. Длительность образовательной деятельности 15-20 минут.
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия:
Словесные Наглядные Практические
устное изложение показ видеоматериалов, иллюстраций
тренировочные упражнения
беседа, объяснение показ педагогом приёмов исполнения
наблюдение
работа по образцу и др.
Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы «Эрудит» с использованием интерактивной доски.
Прогнозируемая результативнось:
- освоение образовательной программы;
- переход на базовый уровень не менее 25 % обучающихся;
- овладение понятиями: интерактивная доска, ноутбук, проектор, ручки-стилуса;
- практическая работа на интерактивной доске;
- развитие познавательных процессов, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению;
- воспитание творческой личности, у которой в достаточной мере будут развиты способность к рациональной организации деятельности, к сотрудничеству.
В результате проведения занятий дети будут уметь:
- группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все большие, все красные, все круглые предметы т. д.);
- сможет составлять группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы;
- находить один и много предметов;
- различать круг, квадрат, треугольник;
- понимать смысл обозначений: вверху - внизу, впереди – сзади и т. д. ;
- понимать смысл слов: «утро», «вечер», «день», «ночь»;
- называть знакомые предметы, объясняет их назначение, выделяет и называет признаки;
- ориентироваться в помещении;
- знать и называть некоторые растения, животных и их детенышей;
- выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе;
- отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения.
Формы подведения итогов реализации программы.
Оформление фотоотчетов, открытые занятия для родителей, отзывы детей и родителей.
Материальное – техническое обеспечение дополнительной образовательной программы.
В кабинете дополнительных образовательных услуг имеется:
- интерактивная доска INTERWRITE;
- мультимедийный проектор;
- 2 ручки-стилуса;
- лоток для электронных ручек;
- ноутбук LENOVO;
- манипулятор «мышь»;
- специальное программное обеспечение INTERWRITE;
- программы подготовки презентаций WORK SPACE;
- специализированный развивающий программно-методический комплект (dvd-диски: №1 творческая деятельность, №2 музыкальное воспитание в детском саду, №3 развитие элементарных математических представлений, №4 развитие речи, №5 познавательная деятельность в детском саду).
Кадровое обеспечение: Константинова Кристина Павловна воспитатель первой квалификационной категории.
Учебно-тематический план дополнительной общеразвивающей программы «Эрудит» с использованием интерактивной доски.
Количество занятий в неделю: 1.
Количество занятий в год: 32.
Количество практических занятий: 32.
№ п/п Название раздела, темы. Кол-во часов. Практика
1 ФЭМП. «Сравнение множеств». 1
2 ФЭМП. «В гостях у кролика». 1
3 Ознакомление с окружающим. «Осень золото роняет». 1
4 Ознакомление с окружающим. «Добрый доктор Айболит» 1
5 ФЭМП. «Геометрические фигуры». 1
6 Ознакомление с окружающим. «У медведя во бору грибы, ягоды беру». 1
7 ФЭМП. «Необыкновенный зоопарк». 1
8 Ознакомление с окружающим. «Путешествие в прошлое одежды». 1
9 Ознакомление с окружающим. «Вот зима, кругом бело». 1
10 Ознакомление с окружающим. «Гости из леса». 1
11 ФЭМП. «Число 3». 1
12 ФЭМП. «Счет до 3». 1
13 ФЭМП «Прямоугольник». 1
14 ФЭМП. «Образование числа 4». 1
15 ФЭМП. «Счет до 4». 1
16 Ознакомление с окружающим. «На холодном Севере». 1
17 Ознакомление с окружающим. «Зимний лес». 1
18 Ознакомление с окружающим. «Мы едем, едем, едем…». 1
19 Ознакомление с окружающим. «На бабушкином дворе». 1
20 ФЭМП. «Далеко – близко». 1
21 Ознакомление с окружающим. «Весна в лесу». 1
22 Ознакомление с окружающим. «Предметы, которые нас окружают». 1
23 ФЭМП. «Счет до 5». 1
24 ФЭМП. «Знакомство с цилиндром». 1
25 Ознакомление с окружающим. «Жить нельзя нам без воды». 1
26 Ознакомление с окружающим. «Если очень захотеть, можно в космос полететь». 1
27 ФЭМП. «Счет в пределах пяти (количественный и порядковый)». 1
28 ФЭМП. «Соотношение формы предметов с геометрическими фигурами: шаром и кубом». 1
29 Ознакомление с окружающим. «Экскурсия по зоопарку». 1
30 Ознакомление с окружающим. «Как выращивают овощи на огороде. 1
31 ФЭМП. «Сравнение множеств». 1
32 ФЭМП. «Сравнение предметов по величине». 1
итого 32
Содержание учебного плана
Раздел: ФЭМП.
1. Тема: «Сравнение множеств».
Практика: Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов, обозначать результаты сравнения словами: поровну, столько-сколько. Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами: большой, маленький, больше, меньше. Упражнять в определении пространственных направлений от себя и названии их словами: впереди, сзади, слева, справа.
2. Тема: «В гостях у кролика».
Практика: Упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету, форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар, учить обозначат результаты сравнения словами: больше-меньше, поровну, столько-сколько.
Раздел: Ознакомление с окружающим.
3. «Осень золото роняет».
Практика: Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.
4. «Добрый доктор Айболит».
Практика: Воспитывать у детей интерес к своему здоровью, желание его поддерживать полезной, содержащей витамины пищей – овощами и фруктами. Уточнять и расширять представления об отличительных особенностях овощей, о том, что их можно есть в сыром и вареном виде, из них можно готовить суп, салат; в сыром виде они полезнее – в них много витаминов, которые нудны для здоровья.
Раздел: ФЭМП.
5. «Геометрические фигуры».
Практика: Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и ширине, обозначать результаты сравнения словами.
Раздел: Ознакомление с окружающим.
6. «У медведя во бору грибы, ягоды беру».
Практика: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных.
7. «Необыкновенный зоопарк».
Практика: Продолжать учить сравнивать две группы предметов, разных по форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар.
Раздел: Ознакомление с окружающим.
8. «Путешествие в прошлое одежды».
Практика: Знакомить детей с назначением и функциями одежды, необходимых для жизни человека. Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды; подвести к пониманию того, что человек создает предметы для облегчения жизнедеятельности. Развивать умение ориентироваться в прошлом одежды.
9. «Вот зима, кругом бело».
Практика: Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы.
10. «Гости из леса».
Практика: Дать детям представления о жизни диких животных зимой. Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным.
Раздел: ФЭМП.
11. «Число 3».
Практика: Учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 3, отвечать на вопрос «Сколько?»
Упражнять в умении определять геометрические фигуры (шар, куб, квадрат, треугольник, круг) осязательно-двигательным путем.
Закреплять умение различать левую и правую руки.
12. «Счет до 3».
Практика: Учить считать в пределах 3, используя следующие приемы: при счете правой рукой указывать на предмет слева направо, называть числа по порядку. Упражнять в сравнении двух предметов по величине (длине, ширине, высоте, обозначать результаты сравнения соответствующими словами: длинный-короткий, длиннее-короче, широкий-узкий).
13. «Прямоугольник».
Практика: Познакомить с прямоугольником на основе сравнения его с квадратом. Закрепить умения считать в пределах 3, познакомить с порядковым значением числа.
14. «Образование числа 4».
Практика: Показать образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 3 и 4; учить считать в пределах 4. Расширять представления о прямоугольнике на основе сравнения его с квадратом.
15. «Счет до 4».
Практика: Закреплять умение считать в пределах 4, познакомить с порядковым значением числа, учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?». Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры.
Раздел: Ознакомление с окружающим.
16. «На холодном Севере».
Практика: Продолжать закреплять знания детей о природе Крайнего Севера; развивать у детей познавательный интерес к жизни животных и птиц холодных стран. Воспитывать любовь к родной природе.
17. «Зимний лес».
Практика: Продолжать знакомить детей с лесом; формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время, развивать понимание, что на их образ жизни и состояние оказывают влияние условия, в которых они находятся; развивать игровые умения.
18. «Мы едем, едем, едем…».
Практика: Познакомить детей с обобщающим понятием «транспорт». Учить детей выделять различные признаки предметов, сравнивать их, находить существенные признаки и по 1существенным признакам обобщать предметы в о1дно родовое понятие.
19. «На бабушкином дворе».
Практика: Познакомить детей с коровой, свиньей и козой как домашними животными, формировать представления о том, чем животных кормят, как за ними ухаживают, что от них получают; уточнять представления о взрослых животных и детенышах; развивать воображение, умение входить в игровую ситуацию, сравнивать.
Раздел: ФЭМП.
20. «Далеко – близко».
Практика: Познакомить со значением слов «далеко- близко». Развивать умение составлять целостное изображение предмета из его частей.
Раздел: Ознакомление с окружающим.
21. «Весна в лесу».
Практика: Познакомить детей с особенностями жизни леса в весенний период. Формировать представления о жизни лесных животных. Учить поддерживать воображаемую ситуацию.
22. «Предметы, которые нас окружают».
Практика: Закреплять умение детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке; учить описывать предмет, называя его название, детали, функции, материал.
Раздел: ФЭМП.
23. «Счет до 5».
Практика: Продолжать учить детей в счете до 5. Познакомить с порядковым значением числа 5. Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине, ширине). Совершенствовать умение определять пространственные направления от себя.
24. «Знакомство с цилиндром».
Практика: Познакомить с цилиндром, учить различать шар, куб, цилиндр. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.
Раздел: Ознакомление с окружающим.
25. «Жить нельзя нам без воды».
Практика: Уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек.
26. «Если очень захотеть, можно в космос полететь».
Практика: Дать детям представление о космосе. Познакомить с первым космонавтом – Ю. А. Гагариным. Расширять словарь за счёт имён существительных (космос, планета, звезда, космический корабль, ракета, космонавт, имён прилагательных (звёздное, солнечная, космическая); глаголов (лететь, приземляться, стартовать).
Раздел: ФЭМП.
27. «Счет в пределах пяти (количественный и порядковый)».
Практика: Закреплять навыки количественного и порядкового счета 5, учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».
Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результат словами: самый большой, меньше, самый маленький, еще меньше, больше.
28. «Соотношение формы предметов с геометрическими фигурами: шаром и кубом».
Практика: Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами: шаром и кубом. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.
Раздел: Ознакомление с окружающим.
29. «Экскурсия по зоопарку».
Практика: Формировать представления о диких экзотических животных: льве, тигре, слоне, обезьянах, крокодиле; дать элементарные сведения о том, где они проживают в природе, чем питаются, как добывают себе пищу.
30. «Как выращивают овощи на огороде».
Практика: Расширять представления детей об овощных культурах. Показать труд человека по выращиванию овощей.
Раздел: ФЭМП.
31. «Сравнение множеств».
Практика: Закрепить умения упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету, форме, величине, определяя их равенства или неравенство на основе сопоставления пар, учить обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну.
32. «Сравнение предметов по величине».
Практика: Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от качественных признаков предмета (размера, цвета). Упражнять в умении сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности. Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве.
Методическое обеспечение программы:
Методы обучения: игровой, проектный, словесный, наглядно – практический и воспитания поощрение, мотивация, упражнение.
Список литературы:
1. Роберт И. В., Панюкова С. В., Кузнецова А. А., Кравцова А. Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовании; Дрофа - Москва, 2008.
2. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании; Детство-Пресс - Москва, 2012.
3. Дыбина О. В. "ФГОС Ознакомление с предметным и социальным окружением. 5 - 6 лет. Старшая группа"
4. Казакова, Т. Г. Развитие у дошкольников творчества: Пособие для воспитателя детского сада/ Т. Г. Казакова. - М. : Просвещение, 1985. – 147с.
5. Куцакова, Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду/ Л. В. Куцакова. – М. : Просвещение, 1990. – 158с.
6. Примерная образовательная программа «Развитие+»; «Одаренный ребенок» / НОУ «Учебный центр имени Л. А. Венгера «Развитие» Москва 2012 г.
7. Ярусова Е. А. Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения.
http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac203.html
8. Петрова Е. Развивающие компьютерные игры. Дошкольное воспитание, 2000, № 8.
9. Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе. Дошкольное воспитание, 2000, № 4.
Список литературы для родителей:
1. Михайлова, З. А. Математика – это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста/ З. А. Михайлова, И. Н. Чеплашкина. – СПб. : Издательство «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2008. – 97с.
2. Михайлова, З. А. Игровые задачи для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада/ З. А. Михайлова. – СПб. : «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2008. – 56с.
3. Носова, Е. А. Логика и математика для дошкольников. / Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. – СПб. : «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2007.-98с.
4. Смоленцева, А. А. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей/ А. А. Смоленцева, О. В. Суворова. - Спб. : «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2003.- 52с.
5. Обучаем детей грамоте в игровой форме // И. А. Быкова. – СПб. : «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2005. – 67с.