Галина Маринченко
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Волшебная мастерская»
▼ Скачать + Заказать документы
Раздел № 1.
Комплекс основных характеристик программы.
Пояснительная записка.
Направленность (профиль) программы – техническая.
Одним из видов конструирования, является конструирование из бумаги. Оригами, знакомо каждому из нас с детства. В переводе с японского оригами означает – «сложенная бумага». Каждый взрослый, будучи ребёнком, делал кораблики, самолётики, лягушек и тюльпаны из бумаги. Однако не все знали тогда, что это называется именно оригами. Сегодня это увлечение популярно как никогда ранее: им увлекаются и взрослые, и дети. Наряду с детскими конструкторами - это не только интересное и увлекательное занятие, но и полезное и разносторонне развивающее вашего ребёнка. Единственный рабочий материал в оригами - это бумага. Бумага самый доступный материал для творчества, ребенок знакомится с бумагой раньше, чем с любым другим материалом. Занятия оригами помогают настроиться на положительное, жизнеутверждающее мировоззрение и не требуют особых приспособлений, оборудованного рабочего места. Поэтому каждый может складывать фигурки везде, в любой ситуации. Ведь необходимы лишь руки и лист бумаги.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности „Волшебная мастерская“» размещена в разделах
К поделкам, изготовленным в технике оригами, можно добавить элементы квиллинга. Оригинальная и необычная технология, суть которой заключается в накручивании бумажных полосок шириной несколько миллиметров, и создании при помощи полученных форм различных композиций, очень нравится детям. Примечательно и то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики, и девочки.
Актуальность программы - Актуальность данной программы обусловлена тем, что начиная с изучения основ древнего искусства оригами, детям открывается путь к творчеству в конструировании из бумаги через развитие логического и творческого мышления, приводящего к собственным открытиям. Таким образом, дети дошкольного возраста подготавливаются к исследовательской, изобретательской и проектной деятельности. За период обучения у них формируются и развиваются конструкторское и образное мышление, пространственные представления и воображение.
На занятиях у детей формируется трудолюбие, добросовестность, интерес, стремление конструировать, изготавливать разные предметы. Работа в коллективе влияет на формирование коммуникативных способностей детей.
Программа построена по принципу "от простого к сложному". Она содержит теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть содержит сведения об особенностях оригами;
видах и свойствах используемых материалов, условных изображениях и схемах оригами, базовых форм, последовательности изготовления. Спецификой оригами является наличие в нём общедоступных, простых приёмов при изготовлении несложных и эффективных изделий, что даёт ребёнку ощущение успешности. Поставленная цель достигается быстро, превращения бумажного квадрата удивительны.
Отличительные особенности данной программы. В отличие от уже существующих программ, рассчитанных на обучение детей дошкольного возраста, дополнительная общеразвивающая программа «Волшебная мастерская» адаптирована для работы с дошкольниками 5-7 лет. Она рассчитана на 2 года обучения и носит ознакомительный характер, что позволяет детям познакомиться с предлагаемой сферой деятельности. Программа отвечает требованиям современной жизни и учитывает технические потребности, а также возрастные особенности детей, так как активно применяются игровые технологии. Программа основана на репродуктивном методе организации занятия, пошаговом совместном выполнение действий педагога с детьми.
Адресат программы – программа адресована детям дошкольного возраста с 5 до 7 лет, проявляющих интерес к технике оригами и квиллинга.
Объём и срок освоения программы – программа рассчитана на 8 месяцев с октября по май – 1 год обучения, 8 месяцев с октября по май – 2 год обучения.
Формы обучения – очная.
Состав группы – 10 – 12 человек, постоянный.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий – занятия по программе проводятся 2 раза в неделю, во второй половине дня по 20 - 25 мин.
Цель и задачи.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и конструктивное развитие детей в процессе овладения элементарными приёмами техники оригами и квиллинга как способа конструирования из бумаги.
Задачи:
Воспитывать интерес к технике оригами и квиллингу.
Развивать познавательные интересы, абстрактное, образное и логическое мышление, мотивацию к самовыражению и творческую активность.
Познакомить с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
Познакомить с приёмами работы с бумагой в стиле оригами.
- Познакомить с выполнением поделок в технике квиллинг.
Развивать память, воображение, мыслительную деятельность, речь, мелкую моторику рук.
Содержание программы 1 год обучения.
1. Введение в программу. Знакомство с искусством оригами. (1).
• Теория: Знакомство воспитанников с педагогом, друг с другом. Демонстрация поделок, выполненных воспитанниками прошлых лет и самим педагогом. Знакомство с планом работы на год. Инструктаж по технике безопасности. Беседа об истории оригами. Знакомство с бумагой различных видов и фактуры. Конкурс загадок на тему «Материалы и инструменты». Демонстрация иллюстраций.
• Практическая работа:
Знакомство с рабочим местом, рабочими инструментами, их
назначением. Игровой «тест» по технике безопасности. Первоначальное знакомство со сгибанием, резанием бумаги.
2. Превращение квадратика. (1).
• Теория: Повторить с детьми основные геометрические понятия (квадрат, треугольник, угол, сторона и т. д.). Познакомить с основными элементами складывания в технике «оригами» : складывание квадрата пополам, по диагонали, найти центр квадрата, складывая его по диагонали и пополам, загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам, по диагонали, загнуть углы квадрата к центру.
• Практическая работа:
Самостоятельное выполнение квадратной заготовки из
прямоугольного листа, и из листа произвольной формы. Складывание
квадрата по правилам (точное совмещение углов и сторон).
Изготовление складок «вогнутой» и «выпуклой» (долиной и горой).
3. Плоскостные фигурки. (34).
• Теория: Технология складывания статических фигурок. (Основные
геометрические понятия - квадрат, диагональ, угол, вершина и т. д.)
• Практическая работа:
Изготовление статических фигурок на основе базовых форм.
Изготовление плоских фигурок – «Ёлка», «Грибок», «Бабочка», «Рыбка», «Лягушонок», «Стаканчик», «Зайчик», «Лиса», «Кошка», «Щенок», «Самолёт», «Кораблик», «Собака с туловищем», «Курочка», «Гномик», «Поросёнок», «Ракета», «Истребитель», «Звезда», «Тополь», «Лодка», «Коробка», «Цветочек», «Попугайчик», «Колпак Петрушки», «Салфетка «веер»», «Синица», «Дом», «Игрушка-вертушка», «».
4. История квиллинга. (1).
• Теория: Познакомить детей с историей возникновения техники квиллинга. Учить детей правильно накручивать рол, рассказать о технологии изготовления формы. Развивать мелкую моторику рук.
• Практическая работа: Изготовление разных видов роллов.
5. Поделки из квиллинга. (20).
• Теория: Учить детей правильно накрутить рол, напомнить о технологии изготовления тугого рола и свободной спирали. Продолжать учить создавать композицию.
• Практическая работа:
«Весёлая семейка улиток», «Кисть винограда», «Стрекоза», «Весенняя поляна», «Полёт к звёздам», «Кот - трусишка, клубок и маленькая мышка», «Божья коровка», «Открытка "С днём победы"», «Таинственный остров», «Попугай».
6. Коллективные работы. (5)
• Теория: Предложить сделать коллективную работу. Развивать навыки общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.
• Практическая работа:
«Прогулка на пруд», «Жители осеннего леса», «Аквариум с рыбками», «Грачи прилетели», «Космос».
7. Итоговое занятие. Анализ работ. (2).
• Теория: Подведение итогов работы за (полгода) год. Итоговая выставка.
• Практическая работа:
"К нам идёт Дед Мороз", «Летняя поляна».
Планируемые результаты:
к концу 1 года обучения по Программе обучающиеся должны знать:
- основные термины;
- базовые формы (названия и их складывание);
- основные приемы складывания;
- иметь представление о геометрических понятиях;
уметь:
- складывать фигуры различной сложности;
- трансформировать базовые формы;
- читать схемы;
- следовать устным инструкциям;
- пользоваться приспособлением для квиллинга, накручивать ролл.
у обучающихся должны развиться:
- интерес к творческой деятельности, к самостоятельности;
- пространственное воображение (представление будущего изделия в объеме,
фантазия, ассоциативное мышление;
- речь, память, концентрация внимания;
- умение выполнять поставленные задачи.
у обучающихся должны сформироваться:
- общепринятые нормы поведения; расширятся коммуникативные способности;
- интерес к занятиям оригами;
- умение самостоятельно оценивать свои возможности;
- умение работать в команде.
Содержание программы 2 год обучения.
1. Повторение обозначений и базовых форм. (1).
• Теория: Повторение основных базовых форм: «Треугольник», «Книжка», «Дверь», «Воздушный змей», «Двойной треугольник». Закреплять знание детьми основных геометрических понятий (угол, сторона, диагональ, квадрат, треугольник и др.). Закреплять приёмы складывания квадрата, используемые в работах. Инструктаж по технике безопасности. Демонстрация иллюстраций.
• Практическая работа:
Складывание знакомых базовых форм, самостоятельное выполнение поделок.
2. Проектная деятельность. (2).
• Теория: Повторить с детьми основные геометрические понятия (квадрат, треугольник, угол, сторона и т. д.). Познакомить с основными элементами складывания в технике «оригами» : складывание квадрата пополам, по диагонали, найти центр квадрата, складывая его по диагонали и пополам, загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам, по диагонали, загнуть углы квадрата к центру.
• Практическая работа:
Выполнение персонажей к сказке «Репка».
Выполнение животных к проекту «Путешествие по Африке».
3. Плоскостные фигурки. (32).
• Теория: Технология складывания фигурок. (Основные
геометрические понятия - квадрат, диагональ, угол, вершина и т. д.)
• Практическая работа:
Изготовление статических фигурок на основе базовых форм.
Изготовление плоских фигурок – «Мышка», «Кошка», «Внучка», «Бабка», «Жучка», «Дед», «Тополь», «Ёлка», «Новогодняя звезда», «Коробочка», «Корона», «Кувшинка», «Карп», «Двухтрубный корабль», «Кораблик плывёт по морю», «Георгин», «Тюльпан», «Весёлый человечек», «Ракета», «Космонавт», «Василёк», «Слон», «Лев», «Жираф», «Репка», «Колокольчик».
4. Повторение техники квиллинг. (1).
• Теория: Познакомить детей с историей возникновения техники квиллинга. Учить детей правильно накручивать рол, рассказать о технологии изготовления формы. Развивать мелкую моторику рук.
• Практическая работа: Изготовление разных видов роллов.
5. Поделки из квиллинга. (21).
• Теория: Учить детей правильно накрутить рол, напомнить о технологии изготовления тугого рола и свободной спирали. Продолжать учить создавать композицию.
• Практическая работа:
«Снежинка», «Украшаем ёлочку», «Моя варежка», «Снеговик», «Фрукты в вазе», «ветка мимозы», «Месяц и звёзды на небе ночном», «Украшаем яичко к Пасхе», «Рыбки плавают в аквариуме», «Весенняя поляна», «Открытка "С днём победы"», «Ветка рябины», «Палитра для художника».
6. Коллективные работы. (7)
• Теория: Предложить сделать коллективную работу. Развивать навыки общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.
• Практическая работа:
«Открытка ко Дню Матери», «Фрукты в вазе», «Ветка рябины», «Открытка для мамы», «Космос», «Рыбки плавают в аквариуме», «Открытка «С днём Победы»».
7. Итоговое занятие. Анализ работ. (2).
• Теория: Подведение итогов работы за (полгода) год. Итоговая выставка.
• Практическая работа:
"Новогодняя ёлка", «Путешествие в Африку».
8. Знакомство с новыми формами. (2).
• Теория: Познакомить детей с новыми базовыми формами «блин» и «рыба». Познакомить с основными элементами складывания: складывание квадрата пополам, по диагонали, найти центр квадрата, складывая его по диагонали и пополам, загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам, по диагонали, загнуть углы квадрата к центру.
• Практическая работа:
Самостоятельное выполнение квадратной заготовки из
прямоугольного листа, и из листа произвольной формы. Складывание
квадрата по правилам (точное совмещение углов и сторон).
Планируемые результаты:
к концу 2 года обучения по Программе обучающиеся должны знать:
- основные термины;
- базовые формы (названия и их складывание);
- основные приемы складывания;
- иметь представление о геометрических понятиях;
уметь:
- складывать фигуры различной сложности;
- трансформировать базовые формы;
- читать схемы;
- следовать устным инструкциям;
- пользоваться приспособлением для квиллинга, накручивать ролл.
у обучающихся должны развиться:
- интерес к творческой деятельности, к самостоятельности;
- пространственное воображение (представление будущего изделия в объеме,
фантазия, ассоциативное мышление;
- речь, память, концентрация внимания;
- умение выполнять поставленные задачи.
у обучающихся должны сформироваться:
- общепринятые нормы поведения; расширятся коммуникативные способности;
- интерес к занятиям оригами;
- умение самостоятельно оценивать свои возможности;
- умение работать в команде.
Раздел № 2.
Комплекс организационно – педагогических условий.
Учебный план 1 года.
№
п/п Название раздела Количество учебных часов Формы аттестации/контроля
Всего Теория Практика
1. Введение в программу. Знакомство с искусством оригами. 1 1 1 опрос
2. Превращение квадратика. 1 1 1 опрос
3. Базовая форма
«Треугольник». 15 15 15 Индивидуальный контроль
4. Базовая форма «Воздушный змей». 8 8 8 Индивидуальный контроль
5. Базовая форма «Дверь». 5 5 5 Индивидуальный контроль
6. Базовая форма «Книжка». 5 5 5 Индивидуальный контроль
7. Базовая форма «Двойной треугольник». 6 6 6 Индивидуальный контроль
8. История квиллинга. 1 1 1 опрос
9. Поделки из квиллинга. 20 20 20 Индивидуальный контроль
10. Итоговое занятие. 2 2 2 Оформление выставки
64 64 64
Учебный план 2 года.
№
п/п Название раздела Количество учебных часов Формы аттестации/контроля
Всего Теория Практика
1. Повторение обозначений и базовых форм. 1 1 1 опрос
2. Изучение новых базовых форм. 3 3 3 опрос
3. Базовая форма
«Треугольник». 9 9 9 Индивидуальный контроль
4. Базовая форма «Воздушный змей». 9 9 9 Индивидуальный контроль
5. Базовая форма «Дверь». 1 1 1 Индивидуальный контроль
6. Базовая форма «Книжка». 2 2 2 Индивидуальный контроль
7. Базовая форма «Двойной треугольник». 3 3 3 Индивидуальный контроль
8. Базовая форма «Двойной квадрат». 1 1 1 Индивидуальный контроль
9. Базовая форма «Блин». 10 10 10 Индивидуальный контроль
10. Базовая форма «Рыба». 1 1 1
11. Повторение квиллинга. 1 1 1 опрос
12. Поделки из квиллинга. 24 24 24 Индивидуальный контроль
13. Итоговое занятие. 2 2 2 Оформление выставки
64 64 64
Условия реализации программы.
Теоритические и практические занятия проводятся на базе МАДОУ д/с кв. № 13 в отдельном кабинете, оснащенном столами и стульями, шкафы для хранения материала, стеллажи и стенды для выставления работ. Используются компьютер, проектор, принтер. Для обеспечения реализации программы используется различный методический и дидактический материал. Широко используются возможности Интернета, методического кабинета, методические пособия по оригами. Занятия проводит воспитатель I категории Маринченко Г. В.
Материал для работы.
1. Белая бумага (20 листов) А4.
2. Цветная бумага двусторонняя
3. Ножницы
4. Клей-карандаш
5. Цветной картон 1 пачка
6. Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами (50см х 50см)
7. Цветные карандаши или фломастеры.
8. Индивидуальные папки на молнии.
9. Специальное приспособление для квиллинга (ручка с прорезью).
10. Разноцветные ленты для квиллинга (шир. 6 мм).
Формы аттестации.
В процессе обучения отслеживается динамика развития ребенка.
Критерии результативности:
- соблюдение правил техники безопасности, рациональная организация рабочего места;
- качество выполнения заданий;
- применение полученных знаний и умений при выполнении заданий;
- соблюдение технологии изготовления изделий;
- аккуратность работы;
- оригинальность замысла;
- оформление и отделка готовых работ;
- самостоятельность выполнения творческой работы от идеи до готового изделия.
Итоговая аттестация обучающихся:
Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию
обучения по дополнительной общеобразовательной программе.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в
формах: творческих работ, отчетных выставок, тестирования.
Результаты итоговой аттестации обучающихся оцениваются с целью определения:
- насколько достигнуты прогнозируемые результаты программы каждым обучающимся;
- полноту выполнения образовательной программы;
- результативность самостоятельной деятельности обучающихся в течение всего учебного года.
Результаты итоговой аттестации оформляются в виде
диагностической карты на каждого обучающегося.
Организационно-методическое обеспечение программы.
Программа «Волшебная мастерская» рассчитана на 2 года (старший – подготовительный возраст.) Для успешного освоения программы, численность детей в группе кружка должна составлять 10 – 12 человек. Кружок «Волшебная мастерская» посещают дети по запросам родителей. Занятия проводятся два раза в неделю, с октября по май, во второй половине дня. Продолжительность занятий 25 – 30 минут.
Кол-во детей в группе Продолжительность занятий Кол-во занятий в неделю Кол-во занятий в месяц Кол-во занятий в год
10 - 12 25 – 30 мин. 2 8 64
Методические материалы.
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия: лекции, игры, конкурсы, соревнования и другие. А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, рассказ, беседа, лекция и т. д.);
• наглядный (показ видео материала, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно – иллюстрационный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
• частично – поисковый – самостоятельный выбор детей базовой формы, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
• исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
• групповой – организация работы в группах.
• Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.
Дидактический материал:
- готовые изделия по темам занятий;
- учебные пособия по оригами;
- учебные пособия по бумагопластике;
- книги и ксерокопии со схемами оригами.
Список используемой литературы.
1. Т. И. Тарабарина «Оригами для начинающих лучшие модели».
2. Т. Б. Сержантова «366 моделей оригами».
3. Г. И. Долженко «100 оригами».
4. Ю. Ю. Чудина «Квиллинг для всей семьи».
5. Богатеева З. А. «Чудесные поделки из бумаги». М., Просвещение, 1992.
6. Сержантова Т. Б. «Секреты оригами». М., «ОлмаПресс», 2001.
7. Соколова С. Н. «Сказка оригами». - С-Пб. : Эксмо, 2004