Евдокия Николаева
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сюрприз»
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию г. Улан-Удэ
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«ДООЦ «Родник» г. Улан-Удэ
филиал - центр «Росток»
Принята на заседании Утверждаю:
педагогического совета Директор МАУ ДО «ДООЦ «Родник»
от «__»___20__г. ___Цыбикова М. К.
Протокол № ___ «__»___20__г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Сюрприз»
Возраст обучающихся: 7 – 11 лет.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности „Сюрприз“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» март 2019
Срок реализации: 3 года.
Автор-составитель:
Николаева Евдокия Николаевна, педагог дополнительного образования.
г. Улан-Удэ, 2018 г.
Структура программы дополнительного образования детей
1. Пояснительная записка…3
2. Учебный план (1 год обучения…. 7
3. Содержание учебного плана (1 год обучения…. 8
4. Учебный план (2 год обучения….…10
5. Содержание учебного плана (2 год обучения). …. 11
6. Учебный план (3 год обучения…. …. 13
7. Содержание учебного плана (3 год обучения). …. 14
8. Методическое обеспечение программы…16
9. Список литературы…. …. 17
Пояснительная записка
Образовательное и воспитательное значение занятий хореографией огромно. Занятия хореографией при их правильной организации развивают умственные способности воспитанников, расширяют их художественный кругозор. Формируют нравственные представления и содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру.
Основные средства хореографического воспитания – физические упражнения. Они формируют двигательные умения и навыки, способствуют развитию двигательного аппарата, улучшают кровообращение и обмен веществ, благотворно влияют на дыхание.
Хореография сама по себе учит всему красивому и выразительности движения. Формирует фигуру, вырабатывает стройность осанки, подтянутости. Хореография не может существовать без музыки, которая усиливает выразительность танцевальной пластики, дает ей эмоциональную и ритмическую основу.
Новизна программы состоит в личностно ориентированном обучении. Задача педагога дополнительного образования состоит не в максимальном ускорении развития творческих способностей ребенка, а прежде всего в том, чтобы создать каждому ребенку все условия для наиболее полного раскрытия и реализации способностей.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время, особое внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к общечеловеческим ценностям. Укрепление психического и физического здоровья. Получение общего эстетического, морального и физического развития.
Педагогическая целесообразность обусловлена важностью художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей хореографических занятий, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность.
Цель программы : формирование творческой личности посредством обучения детей языку танца, приобщение воспитанников к миру танцевального искусства, являющегося достоянием общечеловеческой и национальной культуры.
В результате изучения курса программы реализуются следующие задачи:
Обучающие
- художественное просвещение детей, привитие им интереса к искусству танца;
- формирование необходимых исполнительских знаний, умений и навыков;
- формирование знаний о здоровом образе жизни (сохранение здоровья, режим дня, гигиена).
Воспитательные
- воспитание внимания, дисциплинированности, воли, самостоятельности;
-воспитание чувства дружбы, товарищества и взаимовыручки в сотрудничестве;
-формирование нравственных представлений.
Развивающие
- развитие творческих способностей обучающихся;
- развитие умений коллективной и творческой деятельности;
- развитие эмоционально-волевых качеств.
Отличительная особенность данной программы дает обучающимся знания, умения и навыки, которые образуют прочный фундамент для дальнейшего обучения, готовит детей к самореализации в жизнедеятельности.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы от 7 до 11 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы 3 года.
- В первый год занятий педагогу необходимо проявлять особую чуткость и внимание к ребятам, заинтересовать их искусством хореографии и пониманием необходимости приложения труда для усвоения основ танцевальной деятельности.
- Второй год обучения связан с ускорением темпа.
-Третий год обучения с усложнением курса и усовершенствование изученного.
Форма и режим занятий.
Учитывая особенности и содержание работы учебной группы, исходя из педагогической целесообразности, педагог может проводить занятия со всем составом учебной группы, по подгруппам, индивидуально.
Занятия учащихся проводятся:
1-ый год обучения 2 раза по 2 часа в неделю, т. е. 4-ре часа в неделю (144 часа в год)
2-ой год обучения 2 раза по 3 часа в неделю, т. е. 6 часов в неделю (216 часов в год)
3-ий год обучения 2раза по 3 часа в неделю, т. е. 6 часов в неделю (216 часов в год).
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
При реализации программы учитывается уровень ЗУН обучающихся, их индивидуальные возрастные особенности.
Для создания атмосферы увлеченности в первый и второй годы обучения в основном применяются объяснительно-наглядные и репродуктивные методы обучения, иногда поисковые (в форме игры или конкурса).
Третий год обучения имеет поисковый или творческий более самостоятельный характер.
Методы и приемы обучения
- объяснительно-иллюстративный (беседа, рассказ, экскурсия, объяснение, показ иллюстраций);
- репродуктивный (работа по семе);
- проблемно-поисковый (наблюдение, анализ и синтез сюжетной композиции. Индукция-дедукция);
- эвристический (творческие проекты).
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. К концу обучения по данной программе обучающиеся должны
Знать:
- основы хореографической грамотности;
- музыкальные термины;
- стилевые особенности хореографии;
- правила самостоятельной и коллективной работы.
Уметь:
- ориентироваться в танцевальном зале;
- передавать характер, стиль, художественный образ танца;
-исполнять любое движение или танцевальную комбинацию, обращая внимание на выразительность и техничность исполнения;
- грамотно работать с музыкальным материалом;
-использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизнедеятельности.
Навыки:
- выполнять четко и правильно элементы и упражнения танцев самостоятельно;
- сопоставлять, сравнивать, анализировать и творчески подходить к выполнению задач и упражнений;
- использовать полученные знания в процессе жизнедеятельности.
Главным экспертом в оценке личностного и творческого роста обучающихся, конечно, должен быть сам педагог с помощью метода наблюдения и метода включения детей в хореографическую деятельность.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы проводится в форме обобщающего урока, участие смотрах и фестивалях как городского, так и республиканского значения. В конце года проходит большой отчетный концерт, где присутствуют педагоги, родители, население. Подводятся итоги, оценивается работа детей за учебный год.
Учебный план (1 год обучения)
№
п/п Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/контроля
Теория Практика Всего
Вводное занятие 2 - 2 -
1 Основные понятия 2 16 18 Опрос
Практическое задание
2 Ритмика, музыкальное движение и развитие эмоциональной выразительности 1 23 24 Практическое задание
3 Хореографическая азбука 1 23 24 Практическое задание
4 Партерная гимнастика 1 23 24 Практическое задание
5 Постановочно-репетиционная работа 1 39 40 Практическое задание
6 Выступления 8 8 Концертная деятельность
7 Волшебство танца 1 3 4 Опрос
Практическое задание
Итого 9 135 144
Содержание учебного плана (1 год обучения)
Вводное занятие – 2ч.
Теория: Ознакомление с правилами коллектива, образовательной программы, планом работы, расписанием занятий, техникой безопасности в танцевальном классе.
1. Основные понятия – 18ч.
Теория – 2ч. История танца. Виды танца. Термины хореографии. Названия движений и упражнений в хореографии.
Практика – 16 ч. Выявление у детей анатомо-физиологических и психологических особенностей. Танцевально-игровое занятие. Позиции и положения рук и ног, переход от одной позиции к другой. Контролируемые и ритмичные перемещения. Пространство. Упражнения для развития тела. Начальная диагностика ЗУН обучающихся.
2. Ритмика, музыкальное движение и развитие эмоциональной выразительности – 24ч.
Теория – 1ч. Метроритм. Основы музыкальной грамоты. Средства пластического искусства.
Практика – 23ч. Основы ритмического движения. «Контактные» звуки тела и ритмы. Ритмические упражнения. Основы актерского мастерства. Упражнения на развитие актерской выразительности. Повторение и закрепление пройденного материала.
3. Хореографическая азбука – 24ч.
Теория – 1ч. Беседа о правилах выполнения упражнений у станка. Беседа о значении занятий у станка. Беседа о правилах оказания ПМП при травмах самомассаж.
Практика – 23ч. Позиции и положения рук, ног, головы, корпуса. Упражнения для развития рук и ног. Наклоны и повороты (голова, корпус). Элементы классического танца. Упражнения на устойчивость.
4. Партерная гимнастика – 24ч.
Теория – 1ч. Комплекс упражнений партерной гимнастики, направленных на развитие природных физических данных детей.
Практика – 23ч. Упражнения для развития и укрепления голеностопного сустава: сокращение и вытягивание стоп обеих ног с поворотами головы. Сокращение и вытягивание стоп по очереди с наклонами головы. Солнышко. Упражнения для растягивания ахилового сухожилия: «чемоданчик». Упражнения для развития паховой выворотности: «бабочка», «гармошка». Упражнения на пресс: поднятие ног. «Велосипед». Упражнения для пресса и укрепления мышц поясничного отдела позвоночника «березка». Упражнения для развития гибкости «окошечко», «змейка», «лягушка», «самолетик», «корзинка». Упражнения для растягивания мышц ног: «чемоданчик» в парах, «бабочка» в парах, «полушпагат», «шпагат».
5. Постановочно-репетиционная работа – 40ч.
Теория – 1ч. Ведется объяснение постановочного материала танца.
Практика – 39ч. Соединение ране изученных движений в танцевальные композиции. Танцевальные этюды. Развитие исполнительского мастерства и артистизма.
6. Выступления – 8ч.
Теория - детям объясняется правила поведения на концертных выступлениях.
Практика - осмысленное и выразительное выступление под управлением педагога. Тренировка эмоционального состояния перед выступлением. Сценическая свобода и культура поведения. Участие в районных, городских, республиканских и международных фестивалях и конкурсах. Выступления на мероприятиях, проводимых в центре.
7. Волшебство танца – 4ч.
Диагностика ЗУН приобретенных за первый год обучения. Контрольное занятие.
Учебный план (2 год обучения)
№
п/п Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/контроля
Теория Практика Всего
Вводное занятие 3 - 3 -
1 Ритмика, музыкальное движение и развитие эмоциональной выразительности 1 29 30 Практическое задание
2 Хореографическая азбука 1 35 36 Практическое задание
3 Партерная гимнастика 1 35 36 Практическое задание
4 Занятия на середине зала 1 35 36 Практическое задание
5 Постановочно-репетиционная работа 1 59 60 Практическое задание
6 Выступления 9 9 Концертная деятельность
7 Волшебство танца 1 5 6 Опрос Практическое задание
Итого 9 207 216
Содержание учебного плана (2 год обучения)
Вводное занятие – 3ч.
Теория: Проверка усвоения знаний, умений и навыков, приобретенных детьми на предыдущем году обучения. Ознакомление образовательной программы, планом работы, задачами, расписанием занятий и общей гигиены.
1. Ритмика, музыкальное движение и развитие эмоциональной выразительности – 30ч.
Теория – 1ч. Метроритм. Основы музыкальной грамоты. Средства пластического искусства. На данном этапе дается более сложный материал для развития детей.
Практика – 29ч. Основы ритмического движения. «Контактные» звуки тела и ритмы. Ритмические упражнения. Основы актерского мастерства. Упражнения на развитие актерской выразительности. Повторение первого года обучения с усложнением изучаемого материала.
2. Хореографическая азбука – 36ч.
Теория – 1ч. Беседа о правилах выполнения упражнений у станка. Беседа о значении занятий у станка. Беседа о правилах оказания ПМП при травмах самомассаж.
Практика – 35ч. Позиции и положения рук, ног, головы, корпуса. Упражнения для развития рук и ног. Наклоны и повороты (голова, корпус). Элементы классического танца. Упражнения на устойчивость.
3. Партерная гимнастика – 36ч.
Теория – 1ч. Комплекс упражнений партерной гимнастики, направленных на развитие природных физических данных детей.
Практика – 35ч. Упражнения для развития и укрепления голеностопного сустава: сокращение и вытягивание стоп обеих ног с поворотами головы. Сокращение и вытягивание стоп по очереди с наклонами головы. Солнышко. Упражнения для растягивания ахилового сухожилия: «чемоданчик». Упражнения для развития паховой выворотности: «бабочка», «гармошка». Упражнения на пресс: поднятие ног. «Велосипед». Упражнения для пресса и укрепления мышц поясничного отдела позвоночника «березка». Упражнения для развития гибкости «окошечко», «змейка», «лягушка», «самолетик», «корзинка». Упражнения для растягивания мышц ног: «чемоданчик» в парах, «бабочка» в парах, «полушпагат», «шпагат».
4. Занятия на середине зала – 36ч.
Теория – 1ч. Правила выполнения упражнений на середине зала.
Практика – 35ч. Шаги, бег. Прыжки, подскоки. Элементы детского танца: построения, перестроения, переходы, подражательные и игровые элементы танца. Элементы русского народного танца. Элементы бурятского танца. Элементы бального танца. Элементы эстрадного танца.
5. Постановочно-репетиционная работа – 60ч.
Теория – 1ч. Отличительные особенности постановки танцев различного вида.
Практика – 59ч. Соединение ране изученных движений в танцевальные композиции. Создание музыкально-двигательных образов и сюжетно-тематических картин. Работа над эмоциональной выразительностью во время исполнения танца. Отработка сольных, парных движений в группах и коллективом. Работа над четкостью исполнения движений. Работа над синхронностью исполнения движений.
6. Выступления – 9ч.
Теория – сценическая культура и анализ качество выступления.
Практика - осмысленное и выразительное выступление под управлением педагога. Тренировка эмоционального состояния перед выступлением. Сценическая свобода и культура поведения. Участие в районных, городских, республиканских и международных фестивалях и конкурсах. Выступления на мероприятиях, проводимых в центре.
7. Волшебство танца – 6ч.
Диагностика ЗУН приобретенных за второй год обучения. Контрольное занятие.
Учебный план (3 год обучения)
№
п/п Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/контроля
Теория Практика Всего
Вводное занятие 3 - 3 -
1 Ритмика, музыкальное движение и развитие эмоциональной выразительности 1 29 30 Практическое задание
2 Хореографическая азбука 1 35 36 Практическое задание
3 Партерная гимнастика 1 35 36 Практическое задание
4 Занятия на середине зала 1 35 36 Практическое задание
5 Постановочно-репетиционная работа 1 59 60 Практическое задание
6 Выступления 9 9 Концертная деятельность
7 Волшебство танца 1 5 6 Опрос Практическое занятие
Итого 9 207 216
Содержание учебного плана (3 год обучения)
Вводное занятие – 3ч.
Теория: Проверка усвоения знаний, умений и навыков, приобретенных детьми на предыдущем году обучения. Ознакомление образовательной программы, планом работы, задачами и расписанием занятий. Санитарно-гигиенические требования.
1. Ритмика, музыкальное движение и развитие эмоциональной выразительности – 30ч.
Теория – 1ч. Метроритм. Основы музыкальной грамоты. Средства пластического искусства. На данном этапе дается более сложный материал для развития детей.
Практика -29ч. Основы ритмического движения. «Контактные» звуки тела и ритмы. Ритмические упражнения. Основы актерского мастерства. Упражнения на развитие актерской выразительности. Повторение второго года обучения с усложнением изучаемого материала.
2. Хореографическая азбука – 36ч.
Теория – 1ч. Беседа о правилах выполнения упражнений у станка. Беседа о значении занятий у станка. Беседа о правилах оказания ПМП при травмах самомассаж.
Практика – 35ч. Позиции и положения рук, ног, головы, корпуса. Упражнения для развития рук и ног. Наклоны и повороты (голова, корпус). Элементы классического танца. Упражнения на устойчивость.
3. Партерная гимнастика – 36ч.
Теория – 1ч. Комплекс упражнений партерной гимнастики, направленных на развитие природных физических данных детей.
Практика – 35ч. Упражнения для развития и укрепления голеностопного сустава: сокращение и вытягивание стоп обеих ног с поворотами головы. Сокращение и вытягивание стоп по очереди с наклонами головы. Солнышко. Упражнения для растягивания ахилового сухожилия: «чемоданчик». Упражнения для развития паховой выворотности: «бабочка», «гармошка». Упражнения на пресс: поднятие ног. «Велосипед». Упражнения для пресса и укрепления мышц поясничного отдела позвоночника «березка». Упражнения для развития гибкости «окошечко», «змейка», «лягушка», «самолетик», «корзинка». Упражнения для растягивания мышц ног: «чемоданчик» в парах, «бабочка» в парах, «полушпагат», «шпагат».
4. Занятия на середине зала – 36ч.
Теория – 1ч. Разнообразие видов народных танцев, их особенности. Развитие и особенности бальных танцев. История развития современных видов танца.
Практика – 35ч. Элементы русского народного танца. Элементы казачьего танца. Элементы бурятского танца. Элементы монгольского танца. Элементы бального танца. Элементы эстрадного танца.
5. Постановочно-репетиционная работа – 60ч.
Теория – 1ч. Ведется объяснение постановочного материала танца. Применение законов драматургии в постановке танца.
Практика – 59ч. Постановка композиций танца. Отработка композиций танца. Повышение уровня исполнительского мастерства.
6. Выступления – 9ч.
Теория – сценическая культура и анализ качество выступления.
Практика - осмысленное и выразительное выступление под управлением педагога. Тренировка эмоционального состояния перед выступлением. Сценическая свобода и культура поведения. Участие в районных, городских, республиканских и международных фестивалях и конкурсах. Выступления на мероприятиях, проводимых в центре.
7. Волшебство танца – 6ч.
Диагностика ЗУН приобретенных за третий год обучения. Контрольное занятие.
Методическое обеспечение программы
Педагог, работающий по данной программе должен иметь базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию, быть способным к инновационной профессиональной деятельности, обладать необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию в течение всей жизни, должен знать возрастные особенности детей.
Занятия проводятся в танцевальном зале, соответствующем требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам. Зал должен иметь хорошее освещение и периодически проветриваться. В наличии должна быть раздевалка, аптечка с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.
На занятия дети должны приходить в специальной форме, обувь должна быть легкой, волосы аккуратно причесаны и собраны в пучок – это их дисциплинирует.
Учащиеся во время обучения должны получать представление о выразительности танцевальных движений, отражающих внутренний мир человека, стремиться к совершенствованию своих движений – выразительности, легкости, стиле, грации.
Ученики, прошедшие определенный курс по данной программе, должны получать также общие сведения об искусстве хореографии, ее специфике и особенностях.
Список использованной литературы
1. Афанасенко Е. Х., Клюнеева С. А., Шишова К. Б. «Детский музыкальный театр. Программы, разработки занятий, рекомендации».
2. Базарова Н., Мэй В. «Азбука классического танца» М. : 1964
3. Гусев Г. П. «Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка». - М. : «Владос» 2003г.
4. Гусев Г. П. «Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала». - М. : «Владос» 2004г.
5. Гусев Г. П. «Методика преподавания народного танца. Этюды». - М. : «Владос» 2005г.
6. Климов А. «Основы русского танца» - М. 1994г.
7. Нечаев М. П «Адаптированная воспитательная система в современной школе» М. 2008г.
8. Ткаченко Т. «Работа с танцевальными коллективами» М. : 1958
«Организация ученического самоуправления», изд. «Учитель», Волгоград 2007