Алина Долгушина
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности по бисероплетению
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения детский сад №36 «Яблонька»
Принята на заседании
Педагогического Совета
«30» августа 2018 г.
протокол № 1
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности
«Бисиринка»
Возраст обучающихся: от 5 до 7 лет
Срок реализации программы : 1 год
Количество часов в год: 36 ч
Педагог, реализующий программу :
Долгушина Алина Алфисовна
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности по бисероплетению» размещена в разделах
- Бисер, бисероплетение
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
г. Сургут 2018
ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ
Наименование образовательной организации: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения детский сад №36 «Яблонька»
Название программы
«Бисиринка»
Направленность программы Художественной направленности
Ф. И. О. педагога, реализующего дополнительную общеобразовательную программу Долгушина Алина Алфисовна
Год разработки
2018
Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа 30.08.2018 г. Спыну В. В.
Информация о наличии рецензии
Цель
• Создание условий для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; опираясь на интегрированный подход; содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.
Задачи
Педагогические задачи предполагают формирование таких свойств личности, как внимание, осознанность в действиях, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, художественный вкус, стремление к экспериментированию, формирование творческого начала в личности ребенка, развитие его индивидуальности.
Познавательные задачи реализуются через поиск детьми новых знаний и познание своих возможностей путем соединения личного опыта с реализацией заданных действий.
Творческие задачи - это те задачи, которые требуют от ребенка комбинирования известных приемов художественной деятельности и главным образом самостоятельно найденных в результате экспериментирования с художественными материалами.
Ожидаемые результаты освоения программы По окончании реализации программы выпускники должны знать:
1. правила техники безопасности;
2. начальные сведения о свойствах бисера, стекляруса, ниток, проволоке, леске, об их разнообразии и цветовой гамме;
3. иметь представление о пропорции;
4. начальные сведения о цветовом сочетании;
5. композиционное построение узоров;
По окончании реализации программы выпускники должны уметь:
1. Пользоваться различными инструментами;
2. пользоваться схемами, описанием рисунка;
3. изготавливать сувенирные изделия;
4. работать по рисунку;
5. в процессе работы ориентироваться на качество изделий;
6. в процессе обучения строить отношения на основе сотрудничества и доброжелательности, в результате чего происходит сплочение коллектива.
7. Делать зарядку для глаз
Срок реализации программы
1 год
Количество часов в неделю / год
36 часов в год
Возраст обучающихся
5-7 лет
Формы занятий
-практическое занятие;
-творческая мастерская;
-выставки.
Методическое обеспечение
Словесные (рассказ, объяснение, разбор нового материала, анализ образцов, инструктаж).
Наглядные (объяснение с использованием наглядности, демонстрация, электронная презентация).
Практические (показ практических действий, индивидуальная работа, подведение итогов, выставка).
Исследовательский (расширение и углубление знаний и умений).
Объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала).
Проблемно-поисковый (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения).
Метод релаксации.
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.) Бисер, крышки, леска, проволка, спиннер, ножницы, плоскогубцы, круглогубцы, кусачки, карточки – схемы.
Пояснительная записка
о реализации учебно-тематического плана
на 2018/2019 учебный год
Учебно-тематический план (далее – УТП) составлен в соответствии с программой «Бисиринка», разработанной Долгушиной А. А.
и рекомендованной к реализации_30.08.2018 г СпынуВ. В___
(кем, когда)
Направленность дополнительной общеобразовательной программы : художественно-эстетическая направленность.
Вид образовательной деятельности: декоративно-прикладное творчество.
Актуальность программы :
Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Творчество – актуальная потребность детства, но вместе с тем детское творчество является сложным процессом познания растущим человеком окружающего мира, самого себя, способом выражения своего личного отношения к познаваемому.
В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного мира.
социальный заказ общества по созданию условий для развития детей и подростков как субъекта деятельности;
необходимость создания единого синтезированного гуманитарного и естественно-научного интегрированного курса знаний, так как они реализуются отдельными компонентами в программах различных предметов (история, биология, рисование, черчение, математика и др.)
Новизна программы заключается в следующем:
расширение для обучающихся образовательного пространства за счет предоставления новой сферы прикладной деятельности;
организация реального разновозрастного сотрудничества (обучающиеся, родители, педагоги);
создание условий для самореализации детей и поиска пути их дальнейшего развития.
Цель: Создание условий для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; опираясь на интегрированный подход; содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности
Задачи:
Обучающие:
1. ознакомление с одним из видов декоративно-прикладного искусства;
2. ознакомить учащихся с основами знаний в области композиции, цветоведения;
3. вырабатывать у учащихся интерес выполнять несложные плоские игрушки своими руками.
Развивающие:
1. развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса;
2. нравственное, интеллектуальное развитие личности;
3. развиваются:
1) ощущения - зрительные, кожные, кинетические;
2) восприятия - зрительное, осязательное;
3) представление - визуальные, абстрактно-логические;
4) воображение;
5) память - тактильная, зрительная, эмоциональная, образная;
6) внимание - произвольное и послепроизвольное;
7) мышление;
8) мелкая моторика;
Воспитательные:
1. воспитание любви к прекрасному;
2. воспитание уважения к народным традициям;
3. воспитание аккуратности, трудолюбия, ответственности, деловитости, коммуникабельности.
Информационная справка об особенностях реализации УТП в 2018/ 2019 учебном году:
Общий срок реализации исходной программы (количество лет) 1 год
Год обучения (первый, второй и т. д.) Первый
Возраст воспитанников 5-7 лет
Количество воспитанников в группе в текущем учебном году 24
Количество часов в неделю 2 часа
Общее количество часов в год 36 часов
Ожидаемые результаты на текущий учебный год:
По окончании реализации программы выпускники должны знать:
1. правила техники безопасности;
2. начальные сведения о свойствах бисера, стекляруса, ниток, проволоке, леске, об их разнообразии и цветовой гамме;
3. иметь представление о пропорции;
4. начальные сведения о цветовом сочетании;
5. композиционное построение узоров;
По окончании реализации программы выпускники должны уметь:
1. Пользоваться различными инструментами;
2. пользоваться схемами, описанием рисунка;
3. изготавливать сувенирные изделия;
4. работать по рисунку;
5. в процессе работы ориентироваться на качество изделий;
6. в процессе обучения строить отношения на основе сотрудничества и доброжелательности, в результате чего происходит сплочение коллектива.
7. Делать зарядку для глаз
Учебно-тематический план.
1 год обучения
Цель:
- активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся, развитие коммуникативных навыков.
Задачи
- образовательные: углубление знаний по основам бисероплетения : композиция, цветоведение, материаловедение, освоение техники бисероплетения.
-воспитательные: привитие интереса к декоративно-прикладному творчеству как виду искусства, истокам народного творчества; воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, усидчивости, толерантного отношения со сверстниками.
- развивающие: развитие моторных навыков, фантазии, художественного вкуса.
№
п/п
Наименование разделов, тем Количество часов
Всего в том числе
теория практика
1. Вводное занятие. 2 2 -
2. Плетение на проволоке. Объемные игрушки из бисера и бусинок. 31 7 24
2.1. Основные приемы бисероплетения, используемые для изготовления объемных игрушек из бисера и бусинок. 1 1 -
2.2 Выполнение игрушек из бисера :
- «большой лебедь»
- «белка»
- «пеликан»
- «дельфин»
- «северный олень»
- «пингвин» 5
5
5
5
5
5 1
1
1
1
1
1 4
4
4
4
4
4
3 Цветы из бисера 52 13 39
3.1 Техника выполнения стебля, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев 1 1 -
3.2. Плетение цветов из бисера на проволоке :
- «нарцисс»
- «незабудка»
- «ромашка»
- «колокольчик»
- «крокус»
- «вьюнок»
- «анютины глазки»
- «георгин»
- «фуксия»
- «роза» 3
3
3
3
6
6
6
6
6
7 1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 2
2
2
2
5
5
5
5
5
6
3.3 Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов 2 2 3.3
4 Плетение на леске.
Основные принципы плетения. 34 3 31
4.1 Назначение и правила выполнение косого плетения. 6 1 5
4.2 Многослойное плетение. 6 1 5
4.3 Объемное плетение.
Выполнение жгутов и шнуров:
- жгут «мозаика»
- жгут «спираль»
- жгут «ажурный»
- шнур квадратного сечения 1
5
5
5
6 1
-
-
-
- 5
5
5
6
5. Плетение заколок для волос на основе изученных приемов. 28 1 27
5. 1 Выполнение заколок:
- «смородина»
- «бабочка»
- «нежность»
- «радуга»
- «жемчужная роса»
- «розовая фантазия»
- «черепашка» 1
4
4
4
4
4
4
3 1 -
4
4
4
4
4
4
3
6. Объемные игрушки из бисера на леске 16 1 15
6.1. Изучение техники объемного плетения на леске. 1 1 6.1.
6.2. Плетение игрушек из бисера :
- «крокодил»
- «заяц»
- «морж»
- «обезьяна»
- «паук» 3
3
3
3
3 3
3
3
3
3 6.2.
7. Изготовление фенечек, браслетов из бисера и стекляруса 20 2 18
7.1. Основные приемы плетения. Использование стекляруса в сочетании с бисером. 8 1 7
7.2. Плетение объемных фенечек с именами. 12 1 11
8. Вышивка из бисера. 29 2 27
8.1. Приемы вышивки. 5 1 4
9. Промежуточная аттестация 4 2 2
Перспективный план работы.
Месяц Тема занятий Содержание занятия
Сентябрь Вводное занятие Знакомство с расписанием занятий. Цели и задачи второго года обучения. Инструменты и материалы, необходимые для проведения занятий. Организация рабочего места. Правила техники безопасности. Полезные советы при работе с бисером.
Черепашка Основные приемы бисероплетения, используемые для изготовления объемных игрушек из бисера и бусинок.
Божья коровка
Крокодил
Змея
Октябрь Северный олень Основные приемы бисероплетения обемных игрушек : петельное, игольчатое и параллельное плетение. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Зарисовка схем.
Божья коровка
Большой лебедь
Белка
Ноябрь Нарцисс Основные приемы бисероплетения, используемые для изготовления цветов из бисера : параллельное, петельное, игольчатое, низание дугами. Комбинирование примов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Незабудка
Ромашка
Колокольчик
Крокус
Вьюнок
Анютины глазки
Декабрь Георгин
Фуксия
Роза
Январь Жгут «мозаика» Изготовление объемных цветочков: цветок с круглыми лепестками, цветок острыми лепестками: изготовление шариков на трех, четырех, пяти и шести бисеринах.
Жгут «спираль»
Жгут «ажурный»
Шнур квадратного сечения
Февраль Смородина Анализ образцов заколок для волос. Выбор бисера. Цветовое решение. Виды основ. Зарисовка схем. Технология выполнения заколок.
Бабочка
Розовая фантазия
Черепашка
Радуга
Нежность
Март Крокодил Объемные изделия на основе плоского плетения, параллельного плетения, кирпичного стежка. Анализ модели. Выбор материалов. Цветовое решение. Последовательность выполнения, зарисовка схемы.
Морж
Паук
Заяц
Апрель Крестик Основные приемы плетения. Использование стекляруса в сочетании с бисером.
Цветочек
Косички
Кругляш
Овалик
Май Вышевка гладью Приемы закрепления короткой нити. Швы: «через край», «косой стежок».
Список литературы.
1. Алексеева В. П. Что такое искусство. М. 1994.
2. Чиотти Данателла. БисерНиолла-пресс 2008
3. Божко Л. А. Бисер. М., «Мартин», 2004 г.
4. Бюрель Мари Клод. Кумедний світ бісеру/Пер. с франц. С. А. Колесник. -Х. :Мікко,2009г.
5. Виноградова Е. Бисер для детей. Игрушки и украшения. М., «Эксмо», 2003г.
6. Вирко Е. В. Бижутерия из бисера. -Донецк: СКИФ.
7. Вирко Е. В. Фигурки животных из бисера. -Донецк: СКИФ
8. Галицкая Р. П., Левика О. В. Волшебный бисер. Вышивка бисером. Ростов-на-Дону, «Проф - Пресс», 2003г.
9. Доуэлн К. Б. Цветы из бисера/ пер. с англ. М., ИД «Ниола 21 век», 2005 год.
10. Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками. Книга для учителей, 1991 г.
11. Косова Т. «Цветы из бисера. Времена года. Весна. ООО «Издательство АДЕЛАНТ»,20013г.
12. Кэрол Доуэлн. Цветы из бисера/ пер. с англ. М., ИД «Ниола 21 век», 2005 год.
13. Лындина Л. О. Рисунки из бисера Изд. «Культура и традиции» М., 2004г.
14. Ляукина М. Основы художественного ремесла. Бисер. М., «Аст-пресс»,1998 г.
15. Ляукина М. Бисер. Приемы. Изделия. Энциклопедия. -М. : Аст-пресс книга.
16. Нанинашвили Ирина., Вышивка бисером. Шаг за шагом. -, Харьков, «Книжный клуб» 2012г. Неменский В. М. Мудрость красоты, М., 1987г.
17. Стольная Е. А. Цветы и деревья из бисера. -М. : «Мартин»2006г.
18. Ткаченко Т. Б., Стародуб К. И. Сказочный мир бисера. Плетение на проволоке. Книга 1., изд. 3, Ростов-на-Дону, «Феникс»,2005г.