дильшат трубникова
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по обучению чтению «Грамотейка» для 5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по обучению чтению для 5 лет
Содержание:
I. Пояснительная записка
1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы по подготовке к обучению грамоте в образовательный процесс.
2. Цели и задачи программы.
3. Возрастные особенности детей 5-7 лет
4. Методы работы
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по обучению чтению „Грамотейка“ для 5 лет» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
5. Структура и форма проведения занятий
II. Учебный план.
III. Методическое обеспечение программы.
IV. Список литературы
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Грамотейка» предназначена для подготовки детей 5-7 лет к обучению грамоте. Данная программа является модифицированной (адаптированной) программой и соответствует ФГОС ДО. При составлении программы мы опираемся на лучшие традиции дошкольного образования, соединяя и обогащая их современными методиками и личным опытом. Составлена программа с учётом возрастных особенностей детей. Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный возраст для развития и обучения ребёнка. Это обусловлено ускоренным развитием необходимых для данного периода психофизиологических функций. Ребёнка отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Важное место занимает развитие мышления и процесс развития речевого восприятия. Конечно, важно развивать не только речь, но и способность слушать и слышать, понимать различие между буквами и звуками, умение пересказывать и самому составлять рассказы. У многих детей проявляется ранний интерес к обучению грамоте, и формируются предпосылки для этого. Обучение грамоте – особая ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения. Задачи периода обучения грамоте : 1. сформировать элементарный навык чтения и письма; 2. развитие фонематического слуха. Обучение грамоте является составной частью обучения русскому языку. В процессе обучения грамоте развиваются речевые навыки детей, они приобщаются к чтению литературы, начинают формироваться основные языковые понятия, простейшие орфографические и грамматические умения, то есть методика обучения грамоте тесно связана с другими разделами: грамматика, орфография, орфоэпия, морфология и др. Обучение грамоте детей дошкольного возраста является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи – фонетические, лексические, грамматические – и на их основе – развитие связной речи. Основной упор при реализации данной программы ставится на развитие фонематического слуха ребёнка, что является основой при правильном обучении чтению. Сегодня современная школа ставит высокую планку в области подготовленности ребёнка к поступлению в школу. И одним из желаемых, а зачастую и требуемых навыков у ребёнка, рассматривается навык чтения. Приём от детей ожидается не простое умение, а именно навык чтения, когда ребёнок должен уметь прочитать текст с определённым количеством слов в минуту и передать смысл прочитанного. Таким образом, на данный момент существует своеобразный заказ на читающего будущего первоклассника. Поэтому актуальность в обучении чтению стоит перед родителями и дошкольными педагогами в полной мере. Имея опыт работы в школе, я понимаю, что научить ребёнка читать нужно так, чтобы избежать в будущем проблем, связанных с тем, как именно учили ребёнка читать. Ведь не секрет, что чтение и письмо настолько тесно связаны друг с другом, что любые промахи педагога при обучении чтению ребёнка, потом тяжёлым бременем обернуться для ребёнка всевозможными ошибками как при чтении, так и при письме: это и пропуски букв, и перестановка букв в слове, либо замена одних букв другими. Равно как при чтении возникают те же проблемы с произнесением звуков в слове, заменой одних звуков другими. В программе «Грамотейка» рассматривается решение этих проблем, поэтому она строится на тех принципах, когда возникновение этих проблем будет сведено к минимуму, либо станет совершенно невозможным. Программа «Грамотейка» бер т за основу обучения чтению подход, при котором фонематический слух ребёнка и фонетический разбор слова – это основа выработки правильного чтения и письма в будущем у ребёнка. Данная образовательная программа является лишь подготовительным этапом при обучении грамоте, т. к. частично реализует те цели и задачи, которые стоят при обучении детей грамоте. Так программа «Грамотейка» ставит перед собой задачу подготовки руки к письму, что включает в себя умение ребёнком правильно держать в руке карандаш, всевозможные виды работы с простым карандашом (автоматические ручки не используются) : штриховки, графические диктанты по точкам, написание слов печатными буквами, раскрашивание цветными карандашами, работа с трафаретами, обведение основных элементов прописных букв (крючки, овалы, наклонные палочки и др.). Но не затрагивается обучение детей письму прописными буквами. Таким образом, данная программа не затрагивает области обучения первоклассников письму. Она лишь подготавливает детей к успешному овладению навыком письма в школе, где педагог начальных классов будет учить детей правильно прописывать не только сами прописные буквы, но и их соединения, правильный наклон, будет вырабатывать каллиграфический почерк. Данный вид работы для детей дошкольников слишком труден и большинству детей не доступен в силу их возрастных особенностей, как психических, так и физических. Именно поэтому программа «Грамотейка» использует лишь те методы и приёмы работы, которые способствуют развитию мелкой мускулатуры руки ребёнка и являются хорошей подготовкой к письму в школе.
1.2 ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ :
Формирование навыка осознанного грамотного чтения.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Формировать буквенный гнозис, навык звукобуквенного обозначения.
Формировать навык слогослияния.
Обучать грамотному, осознанному чтению.
Формировать языковой анализ и синтез слов.
Повысить уровень общего речевого развития путем уточнения, расширения и активизации словаря.
Совершенствовать грамматический строй речи.
Развивать связную речь.
Формировать психологические предпосылки к обучению и учебную мотивацию.
Развивать психологические процессы.
Развивать графомоторные навыки.
Формировать навык самоконтроля.
Формировать мотивацию к чтению, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов.
Обучение старших дошкольников чтению строится с учё том принципов: научности, систематичности и последовательности; доступности и посильности; наглядности; сознательности и активности, развитие творческой инициативы; прочности, осознанности и действенности результатов обучения; учёта возрастных особенностей обучаемых, индивидуализации; дифференцированного подхода; параллельного обучения всем видам речевой деятельности.
В содержание программы заложена возможность реализации следующих
психолого – педагогических технологий: коррекционных, развивающих, игровых, технологии личностно-ориентированного подхода, педагогического диагностирования, информационно-коммуникационных технологий.
1.3 Возрастные особенности детей 5-7 лет
Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе.
В этом возрасте чаще всего ребенок:
Практически готов к расширению своего микромира, если им освоено умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Ребенок, как правило, в состоянии воспринять новые правила, смену деятельности и те требования, которые будут предъявлены ему в школе.
Постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде. Он становится способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точки зрения других людей и может начать с ними сотрудничать.
Маленький ребенок делает выводы о явлениях и вещах, опираясь только на непосредственное восприятие. Он думает, например, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья. В 7 лет ребенок уже может учитывать другие точки зрения и понимает относительность оценок. Последнее выражается, например, в том, что ребенок, считающий все большие вещи тяжелыми, а маленькие легкими, приобретает новое представление: маленький камешек, легкий для ребенка, оказывается тяжелым для воды и поэтому тонет.
Способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К его игровым интересам, в которые входят уже игры по правилам, добавляется познавательный интерес. Но произвольность все еще продолжает формироваться, и поэтому ребенку не всегда легко быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное.
Часто не только готов, но и хочет пойти в школу, поскольку смена социальной роли придает ему взрослости, к которой он так стремится. Но полная психологическая готовность ребенка к школе определяется не только его мотивационной готовностью, но и интеллектуальной зрелостью, а также сформированной произвольностью, то есть способностью сосредотачиваться на 35—40 минут, выполняя какую-либо череду задач. Чаще всего такая готовность формируется именно к семи годам.
Очень ориентирован на внешнюю оценку. Поскольку ему пока трудно составить мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес.
1.4 Методы обучения :
а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством педагога);
б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса — познавательные игры, создание ситуаций успеха);
в) методы контроля и самоконтроля (фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).
Обучение чтению ведётся по трём направлениям :
– аналитико синтетическое (побуквенное) чтение;
– послоговое чтение;
– глобальное чтение.
Учитывая данные направления, выделены следующие этапы работы:
1. Знакомство детей со звуками русского языка и соотнесение их с графическим изображением букв алфавита.
2. Обучение слогослиянию.
3. Обучение осмысленному чтению одно-, двух-, трёхсложных слов.
4. Обучение осмысленному чтению словосочетаний.
5. Обучение осмысленному чтению предложений.
6. Обучение осмысленному чтению текстов.
На каждом этапе проводится работа по анализу и синтезу изучаемой единицы.
Начиная с 3 этапа, ведётся работа над осознанностью (понимание прочитанного) чтения. Она включает:
1. Формирование понимания на уровне слова.
Работа на первом этапе направлена на расширение, обогащение, активизацию, актуализацию словаря, формирование понятийного словаря и соотнесение печатного слова с его лексическим значением.
2. Формирование понимания на уровне словосочетаний и фразы.
Работа на втором этапе направлена на понимание грамматических и логико – грамматических отношений в предложно - падежных конструкциях, в том числе включающих подчинительную связь, выраженную различными синтаксическими отношениями. А также на формирование понимания и анализа пословиц и поговорок, устойчивых выражений и фразеологических оборотов.
3. Формирование понимания на уровне текста.
На данном этапе работа направлена на понимание фактического содержания текста и понимание скрытого смысла текста.
1.5 Структура и форма проведения занятий
Эффективность работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня.
Основная форма организации работы с детьми - фронтальные занятия с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Занятия строятся в занимательной, игровой форме.
Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами» :
Учебный план
Обучение чтению форма проведения количество занятий в год количество занятий в неделю
фронтальная
64 занятия
2 занятия
Содержание занятий:
1. Звуки:
- понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение;
- акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки, ударный гласный звук, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких, звонких, глухих согласных;
- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
- звуковой анализ состава слогов и слов;
- чтение и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
2. Буквы:
- знакомство с буквами;
- дифференциация понятий «звук» и «буква»;
- согласные и гласные буквы;
- соотнесение букв и звуков.
3. Слоги:
- понятие «слог», слоговой анализ слов;
- подбор слов на заданное количество слогов;
- выделение в словах первого и последнего слогов;
- подбор слов на заданный слог;
- составление прямых и обратных слогов.
4. Слова:
- выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;
- составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;
- выявление повторяющихся в словах слогов с последующим их добавлением к другим словам;
- восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова;
- последовательное преобразование слова в другие слова путём неоднократного изменения его звукового и слогового состава.
5. Словосочетание:
-знакомство с понятием «словосочетание»;
-дифференциация понятий «слово – словосочетание»;
-грамматическое оформление словосочетания: согласование, управление.
6. Предложение:
-знакомство с понятием «предложение»;
-дифференциация понятий «слово – предложение», «предложение – не предложение»;
-работа с деформированным предложением;
-интонационная законченность.
7. Текст:
-знакомство с понятием «текст»;
-дифференциация понятий «предложение – текст», «текст – не текст»;
-работа с деформированным текстом;
-пересказ текста.
В структуре занятий выделяются следующие этапы: организационный момент, повторение пройденного, изложение нового материала, его закрепление, обобщение изученного материала и подведение итогов занятия.
По окончании обучения у ребёнка должен быть сформирован навык осознанного грамотного чтения.
Дети должны знать:
определения понятий: звук, буква, слог, слово, предложение, текст, ударная гласная, ударный слог;
отличия звуков и букв, гласных и согласных звуков, слогов, слов, словосочетаний, предложений и текстов;
графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения;
обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами второго ряда и буквой Мягкий знак;
Дети должны уметь:
различать гласные и согласные звуки;
дифференцировать сходные по акустическим или артикуляционным характеристикам звуки и соответствующие им буквы;
различать звуки и буквы, слоги и слова, набор отдельных слов и предложение, набор отдельных предложений и текст;
определять ударные гласные, слоги;
определять в словах место и последовательность звуков;
определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте;
выполнять звукобуквенный анализ слов;
производить слоговой анализ и синтез слов, языковой анализ и синтез предложений;
графически обозначать звуки, слоги и слова;
составлять графическую схему предложения.
II. Учебно-тематический план
№ Тема занятия Количество занятий
1. Речь (письменная, устная). 1
2. Слово. 1
3. Звук. Слово. 1
4. Речевые звуки. Гласные – согласные звуки. 1
5. Звук и буква У. 1
6. Звук, буква. 1
7. Слова, обозначающие предметы. Живые – неживые предметы. 1
8. Звук и буква А. 1
9. Слова, обозначающие действие предмета. 1
10. Звук и буква И. 1
11. Слова, обозначающие признак предмета. 1
12. Звуки "П", "Пь". Буква П. 1
13. Заглавные буквы. 1
14. Звуки "Т", "Ть". Буква Т. 1
15. Твёрдые – мягкие согласные звуки. 1
16. Предложение. Точка в конце предложения. 1
17. Побудительные, вопросительные предложения. 1
18. Звук и буква О. 1
19. Звук и буква Э. 1
20. Звуки "к", "кь". Буква К. 1
21. Звуки "м", "мь". Буква М. 1
22. Звонкие – глухие согласные звуки. 1
23. Звуки "х", "хь". Буква Х. 1
24. Звук и буква Ы. 1
25. Гласные звуки. 1
26. Слог. Деление слов на слоги. 1
27. Ударение. 1
28. Звуки "с", "сь". Буква С. 1
29. Звуки "н", "нь". Буква Н. 1
30. Звук и буква Й. 1
31-32 Буква Я. 2
33 Звуки "з", "зь", Буква З. 1
34. Буквы С, З. 1
35. Звуки "б", "бь". Буква Б. 1
36. Буквы П, Б. 1
37. Звуки "в", "вь". Буква В. 1
38. Звуки "д", "дь". Буква Д. 1
39. Буквы Т, Д. 1
40. Звуки "л", "ль". Буква Л. 1
41. Звуки "г", "гь". Буква Г. 1
42. Буквы К, Г. 1
43. Звук и буква Ш. 1
44 -45 Буква Е. 2
46. Звук и буква Ж. 1
47. Буквы Ш, Ж. 1
48 -49 Буква Ё. 2
50. Звуки "р", "рь". Буква Р. 1
51. Звуки "ф", "фь". Буква Ф. 1
52. Буквы В, Ф. 1
53. Звук и буква Ч. 1
54 -55 Буква Ю. 2
56. Гласные звуки и буквы. 1
57. Звук и буква Ц. 1
58. Буквы С, Ц, Ч. 1
59. Звук и буква Щ. 1
60. Буквы Ш, Щ, Ч. 1
61. Мягкий знак. 1
62. Разделительный мягкий знак. 1
63. Разделительный твёрдый знак. 1
64. Алфавит. Итоговое занятие. 1
III. Методическое обеспечение программы.
1. Раздаточный материал:
• Карточки- схемы с обозначением отдельных звуков (гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий).
• Карточки в цвете ( слоговые: твёрдый+гласный, мягкий + гласный; отдельный гласный, отдельный твёрдый, отдельный мягкий звук).
• Сигнальные карточки – светофоры (красный- гласный звук, синий – твёрдый согласный звук, зелёный – мягкий звук).
• Схемы предложений.
• Слоговые схемы с ударением.
• Карточки с печатными словами для индивидуального чтения.
• Разрезная азбука.
• Тексты для чтения всей группой.
• Елена Бортникова: Мои печатные прописи. Рабочая тетрадь для детей 4-6 лет.
2. Демонстрационные таблицы:
• Алфавит.
• Гласные и согласные звуки.
• Твёрдые и мягкие согласные.
• Слоговые таблицы
3. Демонстрационный материал:
• Предметные картинки на все группы звуков.
4. Аудио сказки про звуки и буквы.
5. Видео уроки по обучению грамоте.
IV. Данная рабочая программа разработана на основе программ и методических рекомендаций:
Радуга : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада /[Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. Рук. Е. В. Соловьёва]. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011.
Гризик Т. И., Развитие речи и подготовка к обучению грамоте – М. : «Просвещение», 2009.
Каше Г. А., Исправление недостатков речи у дошкольников – М. : «Просвещение», 1971.
Кислова Т. Р. По дороге к азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М. : «Баласс», 1999.
Корнев А. Н., Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи – М. : «АЙРИС ПРЕСС», 2006.
Морозова Н. Г., Известия Академии Педагогических Наук. РСФСР, вып. 7, М. -Л., 1947.
Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М. : Творческий центр «Сфера», 2003.
Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000