Получи документы

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по обучению чтению «Грамотейка» для 5 лет

дильшат трубникова
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по обучению чтению «Грамотейка» для 5 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по обучению чтению для 5 лет

Содержание:

I. Пояснительная записка

1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы по подготовке к обучению грамоте в образовательный процесс.

2. Цели и задачи программы.

3. Возрастные особенности детей 5-7 лет

4. Методы работы

Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по обучению чтению „Грамотейка“ для 5 лет» размещена в разделах

5. Структура и форма проведения занятий

II. Учебный план.

III. Методическое обеспечение программы.

IV. Список литературы

1.1 Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа «Грамотейка» предназначена для подготовки детей 5-7 лет к обучению грамоте. Данная программа является модифицированной (адаптированной) программой и соответствует ФГОС ДО. При составлении программы мы опираемся на лучшие традиции дошкольного образования, соединяя и обогащая их современными методиками и личным опытом. Составлена программа с учётом возрастных особенностей детей. Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный возраст для развития и обучения ребёнка. Это обусловлено ускоренным развитием необходимых для данного периода психофизиологических функций. Ребёнка отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Важное место занимает развитие мышления и процесс развития речевого восприятия. Конечно, важно развивать не только речь, но и способность слушать и слышать, понимать различие между буквами и звуками, умение пересказывать и самому составлять рассказы. У многих детей проявляется ранний интерес к обучению грамоте, и формируются предпосылки для этого. Обучение грамоте – особая ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения. Задачи периода обучения грамоте : 1. сформировать элементарный навык чтения и письма; 2. развитие фонематического слуха. Обучение грамоте является составной частью обучения русскому языку. В процессе обучения грамоте развиваются речевые навыки детей, они приобщаются к чтению литературы, начинают формироваться основные языковые понятия, простейшие орфографические и грамматические умения, то есть методика обучения грамоте тесно связана с другими разделами: грамматика, орфография, орфоэпия, морфология и др. Обучение грамоте детей дошкольного возраста является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи – фонетические, лексические, грамматические – и на их основе – развитие связной речи. Основной упор при реализации данной программы ставится на развитие фонематического слуха ребёнка, что является основой при правильном обучении чтению. Сегодня современная школа ставит высокую планку в области подготовленности ребёнка к поступлению в школу. И одним из желаемых, а зачастую и требуемых навыков у ребёнка, рассматривается навык чтения. Приём от детей ожидается не простое умение, а именно навык чтения, когда ребёнок должен уметь прочитать текст с определённым количеством слов в минуту и передать смысл прочитанного. Таким образом, на данный момент существует своеобразный заказ на читающего будущего первоклассника. Поэтому актуальность в обучении чтению стоит перед родителями и дошкольными педагогами в полной мере. Имея опыт работы в школе, я понимаю, что научить ребёнка читать нужно так, чтобы избежать в будущем проблем, связанных с тем, как именно учили ребёнка читать. Ведь не секрет, что чтение и письмо настолько тесно связаны друг с другом, что любые промахи педагога при обучении чтению ребёнка, потом тяжёлым бременем обернуться для ребёнка всевозможными ошибками как при чтении, так и при письме: это и пропуски букв, и перестановка букв в слове, либо замена одних букв другими. Равно как при чтении возникают те же проблемы с произнесением звуков в слове, заменой одних звуков другими. В программе «Грамотейка» рассматривается решение этих проблем, поэтому она строится на тех принципах, когда возникновение этих проблем будет сведено к минимуму, либо станет совершенно невозможным. Программа «Грамотейка» бер т за основу обучения чтению подход, при котором фонематический слух ребёнка и фонетический разбор слова – это основа выработки правильного чтения и письма в будущем у ребёнка. Данная образовательная программа является лишь подготовительным этапом при обучении грамоте, т. к. частично реализует те цели и задачи, которые стоят при обучении детей грамоте. Так программа «Грамотейка» ставит перед собой задачу подготовки руки к письму, что включает в себя умение ребёнком правильно держать в руке карандаш, всевозможные виды работы с простым карандашом (автоматические ручки не используются) : штриховки, графические диктанты по точкам, написание слов печатными буквами, раскрашивание цветными карандашами, работа с трафаретами, обведение основных элементов прописных букв (крючки, овалы, наклонные палочки и др.). Но не затрагивается обучение детей письму прописными буквами. Таким образом, данная программа не затрагивает области обучения первоклассников письму. Она лишь подготавливает детей к успешному овладению навыком письма в школе, где педагог начальных классов будет учить детей правильно прописывать не только сами прописные буквы, но и их соединения, правильный наклон, будет вырабатывать каллиграфический почерк. Данный вид работы для детей дошкольников слишком труден и большинству детей не доступен в силу их возрастных особенностей, как психических, так и физических. Именно поэтому программа «Грамотейка» использует лишь те методы и приёмы работы, которые способствуют развитию мелкой мускулатуры руки ребёнка и являются хорошей подготовкой к письму в школе.

1.2 ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ :

Формирование навыка осознанного грамотного чтения.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Формировать буквенный гнозис, навык звукобуквенного обозначения.

Формировать навык слогослияния.

Обучать грамотному, осознанному чтению.

Формировать языковой анализ и синтез слов.

Повысить уровень общего речевого развития путем уточнения, расширения и активизации словаря.

Совершенствовать грамматический строй речи.

Развивать связную речь.

Формировать психологические предпосылки к обучению и учебную мотивацию.

Развивать психологические процессы.

Развивать графомоторные навыки.

Формировать навык самоконтроля.

Формировать мотивацию к чтению, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов.

Обучение старших дошкольников чтению строится с учё том принципов: научности, систематичности и последовательности; доступности и посильности; наглядности; сознательности и активности, развитие творческой инициативы; прочности, осознанности и действенности результатов обучения; учёта возрастных особенностей обучаемых, индивидуализации; дифференцированного подхода; параллельного обучения всем видам речевой деятельности.

В содержание программы заложена возможность реализации следующих

психолого – педагогических технологий: коррекционных, развивающих, игровых, технологии личностно-ориентированного подхода, педагогического диагностирования, информационно-коммуникационных технологий.

1.3 Возрастные особенности детей 5-7 лет

Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе.

В этом возрасте чаще всего ребенок:

Практически готов к расширению своего микромира, если им освоено умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Ребенок, как правило, в состоянии воспринять новые правила, смену деятельности и те требования, которые будут предъявлены ему в школе.

Постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде. Он становится способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точки зрения других людей и может начать с ними сотрудничать.

Маленький ребенок делает выводы о явлениях и вещах, опираясь только на непосредственное восприятие. Он думает, например, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья. В 7 лет ребенок уже может учитывать другие точки зрения и понимает относительность оценок. Последнее выражается, например, в том, что ребенок, считающий все большие вещи тяжелыми, а маленькие легкими, приобретает новое представление: маленький камешек, легкий для ребенка, оказывается тяжелым для воды и поэтому тонет.

Способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К его игровым интересам, в которые входят уже игры по правилам, добавляется познавательный интерес. Но произвольность все еще продолжает формироваться, и поэтому ребенку не всегда легко быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное.

Часто не только готов, но и хочет пойти в школу, поскольку смена социальной роли придает ему взрослости, к которой он так стремится. Но полная психологическая готовность ребенка к школе определяется не только его мотивационной готовностью, но и интеллектуальной зрелостью, а также сформированной произвольностью, то есть способностью сосредотачиваться на 35—40 минут, выполняя какую-либо череду задач. Чаще всего такая готовность формируется именно к семи годам.

Очень ориентирован на внешнюю оценку. Поскольку ему пока трудно составить мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес.

1.4 Методы обучения :

а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством педагога);

б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса — познавательные игры, создание ситуаций успеха);

в) методы контроля и самоконтроля (фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).

Обучение чтению ведётся по трём направлениям :

– аналитико синтетическое (побуквенное) чтение;

– послоговое чтение;

– глобальное чтение.

Учитывая данные направления, выделены следующие этапы работы:

1. Знакомство детей со звуками русского языка и соотнесение их с графическим изображением букв алфавита.

2. Обучение слогослиянию.

3. Обучение осмысленному чтению одно-, двух-, трёхсложных слов.

4. Обучение осмысленному чтению словосочетаний.

5. Обучение осмысленному чтению предложений.

6. Обучение осмысленному чтению текстов.

На каждом этапе проводится работа по анализу и синтезу изучаемой единицы.

Начиная с 3 этапа, ведётся работа над осознанностью (понимание прочитанного) чтения. Она включает:

1. Формирование понимания на уровне слова.

Работа на первом этапе направлена на расширение, обогащение, активизацию, актуализацию словаря, формирование понятийного словаря и соотнесение печатного слова с его лексическим значением.

2. Формирование понимания на уровне словосочетаний и фразы.

Работа на втором этапе направлена на понимание грамматических и логико – грамматических отношений в предложно - падежных конструкциях, в том числе включающих подчинительную связь, выраженную различными синтаксическими отношениями. А также на формирование понимания и анализа пословиц и поговорок, устойчивых выражений и фразеологических оборотов.

3. Формирование понимания на уровне текста.

На данном этапе работа направлена на понимание фактического содержания текста и понимание скрытого смысла текста.

1.5 Структура и форма проведения занятий

Эффективность работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня.

Основная форма организации работы с детьми - фронтальные занятия с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Занятия строятся в занимательной, игровой форме.

Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами» :

Учебный план

Обучение чтению форма проведения количество занятий в год количество занятий в неделю

фронтальная

64 занятия

2 занятия

Содержание занятий:

1. Звуки:

- понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение;

- акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки, ударный гласный звук, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;

- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких, звонких, глухих согласных;

- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

- звуковой анализ состава слогов и слов;

- чтение и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

2. Буквы:

- знакомство с буквами;

- дифференциация понятий «звук» и «буква»;

- согласные и гласные буквы;

- соотнесение букв и звуков.

3. Слоги:

- понятие «слог», слоговой анализ слов;

- подбор слов на заданное количество слогов;

- выделение в словах первого и последнего слогов;

- подбор слов на заданный слог;

- составление прямых и обратных слогов.

4. Слова:

- выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;

- составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;

- выявление повторяющихся в словах слогов с последующим их добавлением к другим словам;

- восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова;

- последовательное преобразование слова в другие слова путём неоднократного изменения его звукового и слогового состава.

5. Словосочетание:

-знакомство с понятием «словосочетание»;

-дифференциация понятий «слово – словосочетание»;

-грамматическое оформление словосочетания: согласование, управление.

6. Предложение:

-знакомство с понятием «предложение»;

-дифференциация понятий «слово – предложение», «предложение – не предложение»;

-работа с деформированным предложением;

-интонационная законченность.

7. Текст:

-знакомство с понятием «текст»;

-дифференциация понятий «предложение – текст», «текст – не текст»;

-работа с деформированным текстом;

-пересказ текста.

В структуре занятий выделяются следующие этапы: организационный момент, повторение пройденного, изложение нового материала, его закрепление, обобщение изученного материала и подведение итогов занятия.

По окончании обучения у ребёнка должен быть сформирован навык осознанного грамотного чтения.

Дети должны знать:

определения понятий: звук, буква, слог, слово, предложение, текст, ударная гласная, ударный слог;

отличия звуков и букв, гласных и согласных звуков, слогов, слов, словосочетаний, предложений и текстов;

графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения;

обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами второго ряда и буквой Мягкий знак;

Дети должны уметь:

различать гласные и согласные звуки;

дифференцировать сходные по акустическим или артикуляционным характеристикам звуки и соответствующие им буквы;

различать звуки и буквы, слоги и слова, набор отдельных слов и предложение, набор отдельных предложений и текст;

определять ударные гласные, слоги;

определять в словах место и последовательность звуков;

определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте;

выполнять звукобуквенный анализ слов;

производить слоговой анализ и синтез слов, языковой анализ и синтез предложений;

графически обозначать звуки, слоги и слова;

составлять графическую схему предложения.

II. Учебно-тематический план

№ Тема занятия Количество занятий

1. Речь (письменная, устная). 1

2. Слово. 1

3. Звук. Слово. 1

4. Речевые звуки. Гласные – согласные звуки. 1

5. Звук и буква У. 1

6. Звук, буква. 1

7. Слова, обозначающие предметы. Живые – неживые предметы. 1

8. Звук и буква А. 1

9. Слова, обозначающие действие предмета. 1

10. Звук и буква И. 1

11. Слова, обозначающие признак предмета. 1

12. Звуки "П", "Пь". Буква П. 1

13. Заглавные буквы. 1

14. Звуки "Т", "Ть". Буква Т. 1

15. Твёрдые – мягкие согласные звуки. 1

16. Предложение. Точка в конце предложения. 1

17. Побудительные, вопросительные предложения. 1

18. Звук и буква О. 1

19. Звук и буква Э. 1

20. Звуки "к", "кь". Буква К. 1

21. Звуки "м", "мь". Буква М. 1

22. Звонкие – глухие согласные звуки. 1

23. Звуки "х", "хь". Буква Х. 1

24. Звук и буква Ы. 1

25. Гласные звуки. 1

26. Слог. Деление слов на слоги. 1

27. Ударение. 1

28. Звуки "с", "сь". Буква С. 1

29. Звуки "н", "нь". Буква Н. 1

30. Звук и буква Й. 1

31-32 Буква Я. 2

33 Звуки "з", "зь", Буква З. 1

34. Буквы С, З. 1

35. Звуки "б", "бь". Буква Б. 1

36. Буквы П, Б. 1

37. Звуки "в", "вь". Буква В. 1

38. Звуки "д", "дь". Буква Д. 1

39. Буквы Т, Д. 1

40. Звуки "л", "ль". Буква Л. 1

41. Звуки "г", "гь". Буква Г. 1

42. Буквы К, Г. 1

43. Звук и буква Ш. 1

44 -45 Буква Е. 2

46. Звук и буква Ж. 1

47. Буквы Ш, Ж. 1

48 -49 Буква Ё. 2

50. Звуки "р", "рь". Буква Р. 1

51. Звуки "ф", "фь". Буква Ф. 1

52. Буквы В, Ф. 1

53. Звук и буква Ч. 1

54 -55 Буква Ю. 2

56. Гласные звуки и буквы. 1

57. Звук и буква Ц. 1

58. Буквы С, Ц, Ч. 1

59. Звук и буква Щ. 1

60. Буквы Ш, Щ, Ч. 1

61. Мягкий знак. 1

62. Разделительный мягкий знак. 1

63. Разделительный твёрдый знак. 1

64. Алфавит. Итоговое занятие. 1

III. Методическое обеспечение программы.

1. Раздаточный материал:

• Карточки- схемы с обозначением отдельных звуков (гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий).

• Карточки в цвете ( слоговые: твёрдый+гласный, мягкий + гласный; отдельный гласный, отдельный твёрдый, отдельный мягкий звук).

• Сигнальные карточки – светофоры (красный- гласный звук, синий – твёрдый согласный звук, зелёный – мягкий звук).

• Схемы предложений.

• Слоговые схемы с ударением.

• Карточки с печатными словами для индивидуального чтения.

• Разрезная азбука.

• Тексты для чтения всей группой.

Елена Бортникова: Мои печатные прописи. Рабочая тетрадь для детей 4-6 лет.

2. Демонстрационные таблицы:

• Алфавит.

• Гласные и согласные звуки.

• Твёрдые и мягкие согласные.

• Слоговые таблицы

3. Демонстрационный материал:

• Предметные картинки на все группы звуков.

4. Аудио сказки про звуки и буквы.

5. Видео уроки по обучению грамоте.

IV. Данная рабочая программа разработана на основе программ и методических рекомендаций:

Радуга : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада /[Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. Рук. Е. В. Соловьёва]. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011.

Гризик Т. И., Развитие речи и подготовка к обучению грамоте – М. : «Просвещение», 2009.

Каше Г. А., Исправление недостатков речи у дошкольников – М. : «Просвещение», 1971.

Кислова Т. Р. По дороге к азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М. : «Баласс», 1999.

Корнев А. Н., Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи – М. : «АЙРИС ПРЕСС», 2006.

Морозова Н. Г., Известия Академии Педагогических Наук. РСФСР, вып. 7, М. -Л., 1947.

Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М. : Творческий центр «Сфера», 2003.

Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Игротека для малышей» 3–4 лет Содержание программы. I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по обучению чтению «Грамотейка» для 5 лет
Опубликовано: 4 сентября 2024 в 17:43
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по обучению чтению «Грамотейка» для 5 лет» (включая файлы) размещена пользователем дильшат трубникова (УИ 1659566) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД