ольга софронова
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Математические ступеньки»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Целевой раздел
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Математические ступеньки» (далее - программа) разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196, с изменениями на 30 сентября 2020 года, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №1155. Программа «Математические ступеньки» составлена на основе авторской парциальной программы Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности „Математические ступеньки“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребенка к
школе, в том числе к усвоению математических представлений. Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. А успех математического обучения обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован умственной деятельностью. Математика наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображение; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Математическое развитие ребенка – это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача – развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.
Направленность программы :
Дополнительная общеразвивающая программа «Математические ступеньки» имеет социально-педагогическую направленность и призвана обеспечить формирование предпосылок учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах. («Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196). Основное ее назначение – приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.
Отличительная особенность:
Отличительной особенностью данной программы является то, что дети находятся в
окружение увлекательных игр, упражнений с цифрами, геометрических фигур, тем самым
эта система позволяет качественно подготовить детей к школе.
Новизна программы в том, что в основе занятий по данной программе лежит игра. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребёнок, увлечённый привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности.
Актуальность создания программы обусловлена поиском обновления качества содержания интеллектуального образования, в частности, развития математических способностей детей.
1.1 Цели и задачи программы
Цель: формирование основ элементарных математических представлений, развитие памяти, внимания, мышления, подготовка к обучению в школе. приобщение к математическим знаниям, накопленных человечеством с учетом возрастных особенностей детей 5-6 лет.
Задачи программы :
Обучающие:
• формировать общее представление о множестве и числе;
• формировать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10;
• знакомить с составом числа;
• учить детей решать простейшие арифметические задачи;
• учить соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
• учить сравнивать множества;
• знакомить с математическими знаками;
• обучать количественному и порядковому счету в прямом и обратном порядке; формировать графические и конструктивные умения и навыки (плоскостное моделирование)
Развивающие:
• Развивать логические формы мышления, приемы умственной деятельности : (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, моделирование);
• учить применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении и др.);
• формировать графические и конструктивные умения и навыки (плоскостное моделирование);
• развивать умения применять полученные знания в разных видах деятельности
• (игре, общении и др.).
Воспитательные:
• воспитывать инициативность, самостоятельность;
• воспитывать организованность;
1.1.2. Принципы построения Программы
Программа построена на следующих принципах, установленных ФГОС ДО:
1. принцип природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуального развития, математической подготовки, предполагающий выполнение математических заданий различной степени сложности);
2. принцип проблемности – ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной интеллектуальной деятельности;
3. принцип адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов математического развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого воспитанника; психологической комфортности – создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка;
4. принцип творчества – формирование способности находить нестандартные решения;
5. принцип индивидуализации – развитие личных качеств посредством разноуровнего математического содержания.
Принципы реализации Программы
Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала.
Доступность – деятельность осуществляется с учетом возрастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к сложному).
Проблемность – направлены на поиск разрешения проблемных и игровых ситуаций.
Принцип интеграции – образовательная область «Познавательное развитие» интегрируется с образовательными областями : «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Развивающий и воспитательный характер обучения – повышение интереса к занятию математикой и развитие логического мышления у одаренных детей.
Преемственность ДОУ и семьи - взаимодействие педагога с семьей по вопросам математического развития ребёнка.
1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в
том числе характеристики особенностей развития детей старшего
дошкольного возраста
Возрастные характеристики особенностей развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
В этом возрасте ребенок характеризуется умением анализировать условия, в которых
протекает его деятельность. Дети используют и называют цифры, умеют считать.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения
предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные
цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников,
овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают ряд – по
возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.
В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети
группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают
формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например,
старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и
форму (материал) и т. д.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания.
Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
1.2. Планируемые результаты
Образовательный процесс по дополнительной общеразвивающей программе социально-педагогической направленности «Ступеньки» позволяет добиться следующих результатов:
Предметные:
• сформированы общие умения и навыки учебной деятельности;
• формировать представления и понятия о множестве, числе, форме,
пространстве и времени.
• развиты элементарные математические представления;
• сформированы графические и конструктивные умения и навыки
Метапредметные:
• развиты процессы: внимание, память, мышление, речь, воображение;
• взаимодействуют со сверстниками, педагогом в процессе совместной деятельности.
Личностные:
• сформирован устойчивый интерес к учебной деятельности и желания учиться в школе;
• сформированы основы социально-ценных личностных и нравственных качеств, трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, любознательность.
1.3 Методы и формы отслеживания результативности обучения
Методы:
• педагогическое наблюдение;
• оценка образовательно-творческой деятельности воспитанников;
• беседы, опросы;
• привлечение родителей к совместной работе с детьми.
Формы:
• проведение мини-выставок;
• сюжетно-ролевые игры.
2. Содержательный раздел
1.1 Содержание рабочей программы
Содержание Программы отражает одно из направлений образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» и включает не только работу по формированию первичных представлений о количестве, числе, форме, размере, пространстве и времени, но и предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование предпосылок к учебной деятельности.
№ тема занятия Содержание занятий
1 Вводное занятие: «добро пожаловать в волшебную страну!» «Давайте познакомимся с математикой»
2 «Вес лая математика» Знакомство с цифрой 1 (один). Игра «большой, поменьше, маленький» Ориентировка во времени: ознакомление с названием месяца — сентябрь.
3 «Маша и Миша идут в магазин» Знакомство с понятиями «один» и «много». Число. Пара. Количественный и порядковый счет от 1 до 5 «Назови следующее, предыдущее число», «Назови меньше на 1, больше на 1».
4 «В стране занимательной геометрии» Число и цифра 2 (два). Знаки «+», «-».Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой. Ориентировка на листе бумаги.
5 «Как Круг и Квадрат отправились в поход» Математическая сказка, понятие квадрата, какие предметы которые нас окружают похожи на круг и квадрат? Практическое занятие. Выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку. Рисование в тетради в клетку. Игра «Найди клад»
6 Числа и цифры 1. 2. 3. Соотнесение количества предметов с цифрой. Моделирование из бумаги - «оригами» : «Воздушный змей».
7 «Кошкин дом» Геометрические фигуры, тела и их особенности. Теория: Знакомство с геометрическими телами и их особенностями, сравнение геометрических фигур с геометрическими телами, какие предметы в окружающей обстановке похожи на геометрические фигуры и тела.
8 Числа и цифры 1.2.3.4. Соотнесение количества предметов с цифрой. Квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку. Большой, поменьше, самый маленький
9 «По следам волшебной
линейки» Числа и цифры 1.2.3.4. Соотнесение количества предметов с цифрой. Квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку.
10 В стране сказочных
фигур» Количество и счет: числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5. знаки +, =. Ориентировка во времени.
11 Количество и счет: число и цифра 6, знаки =, +. Величина. Логическая задача.
12 Количество и счет: числа и цифры 4, 5. 6, знаки < ,>, =. Геометрические фигуры.
13 «Сказочная линия» Количество и счет: числа и цифры 4, 5, 6.
14 «Длинный,высокий» Количество и счет : числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, 0, знак -. Геометрические фигуры. Ориентировка во времени.
15 «Что легче что, тяжелее» Количество и счет: числа и цифры 0, 4, 5, 6. Ориентировка во времени и в пространстве.
16 Ближе, дальше, близко, далеко, низко, высоко» Количество и счет: число и цифра 7. Знаки =, +. Работа с изображением «Перекресток» (определение количества, направления). Определение местоположения. Работа с изображением «Клоуны» (определение количества, цвета, местоположения, геометрических фигур)
17 Угадай где стоит (на, над. под) Количество и счет: числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
18 План, схема Числа и цифры 1- 8, знаки +, -. Ориентировка во времени. Учись рассказывать о том, что видишь
19 Количество и счет: числа и цифры 1 — 9. Величина. Ориентировка во времени.
20 Количество и счет: число 10. Геометрические фигуры. Логическая задача.
Количество и счет: цифры от 1 до 10. Геометрические фигуры. Логическая задача.
21 «В стране сказочных
фигур» Теория Знакомство с геометрическими фигурами: кругом, овалом, треугольником, квадратом, прямоугольником и их особенностями. Практическое занятие. Работа в рабочей тетради «Занимательная геометрия», дорисуй круги и овалы до узнаваемых предметов: раскрась все треугольники определенным цветом.
24 «Как Круг и Квадрат
отправились в поход» Геометрические фигуры, квадрат, круг. Теория: Математическая сказка, понятие круга и квадрата, какие предметы которые нас окружают похожи на круг и квадрат? Практическое занятие. Выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку. Рисование в тетради в клетку. Игра «Найди клад»
25 «Геометрические фигуры» «Кошкин дом» Геометрические фигуры, тела и их особенности. Теория: Знакомство с геометрическими телами и их особенностями, сравнение геометрических фигур с геометрическими телами, какие предметы в окружающей обстановке похожи на геометрические фигуры и тела. Практическое задание. Работа в рабочей тетради
26 «Сказочная линия» моделирование геометрических тел из бумаги и картона. Игра: «Сложи узор». Практическое задание Логическая игра «Соедини предметы» - Блоки Дьенеша.
27 «По следам волшебной
линейки» Игра: «Длинные и короткие ленточки для кукол», игра «Заборы низкие и высокие» игра – построение «Лесенка широкая и лесенка узкая»
28 «Измерение объема» Знакомство со способом измерения предмета. Познакомить весами. Практическое задание Игра «Вода в стакане», «Как измерить пшено в кастрюльке»
29 «Что легче что, тяжелее» Игра: «Помоги Буратино собрать подарок», игра «Воздухоплаватели» Логическая игра «Нарисуй недостающие предметы»
30 «Длинный,высокий» Сравнение предметов по длине и находить равные. Работа в рабочей тетради «Найди длинный, короткий, средний карандаш», игра Палочки Кьюзенера «Лесенка широкая и лесенка узкая
31 Ближе, дальше, близко, далеко, низко, высоко» Знакомство с пространственными отношениями: Ближе, дальше, близко, далеко, низко, высоко Практическое задание Выполнение логических задач «Сколько на картинке домиков. Кто живет далеко кто близко» игра «Выше- ниже» игра «Найди одинаковые предметы» -Палочки Кьюзенера «Подбираем ленточки к фартучкам».
32 «Справа- слева» Игра: «Найди клад» Угадай где стоит (на, над. под)
33 План, схема Логическая задача: «Схематизация» - Счетные палочки логическое задание «Куда едут автомобили»
игра: «Помоги колобку найти дорогу», игра «Дорога к маме»
34 «Путешествие в мир логики» Игра «лабиринт», «Чудо огородное», работа в рабочей тетради
35 Математические загадки с заданиями» Интеллектуальная игра: с бусами «Разложи бусинки по цветам» Работа в тетрадях «Покажи Незнайки».
36
«Занимательные вопросы, загадки – шутки»
Упражнение: «Колечко», игра: «Быстро сообрази», Работа в тетрадях графический диктант. игра с блоками Дь ныша: «занимательные вопросы загадки шутки»
Итого часов:36
1.2. Способы и формы работы с детьми
Содержание, методы и формы организации организованной образовательной деятельности непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка.
Наглядные: рассматривание, показ образца и способов деятельности
Словесные рассказ воспитателя, художественное слово, сравнение, объяснение, напоминание, поощрение, вопросы проблемная ситуация, загадывание загадки, напоминание,
загадки, стихи, пословицы
Игровые: игровая ситуация, игры различного характера
Практические: наблюдения, обследование, экспериментирование
1.3. Способы и направления поддержки детской инициативы
• Способствовать самостоятельному освоению детьми свойств, отношений, зависимостей, чисел в совместной со взрослыми содержательной познавательной деятельности.
• Стимулировать проявление детьми активности, инициативы, творчества в играх на преобразование, изменение объектов, использование условных знаков и схем.
• Развивать у детей способность самостоятельно решать доступные творческие задачи - занимательные, практические, игровые.
• Учить детей активно пользоваться терминологией, высказываниями о производимых действиях, изменениях, зависимостях предметов по свойствам, отношениям.
1.4. Особенности взаимодействие педагогического коллектива с семьей
Одно из условий реализации Программы — взаимодействие с родителями, определяемое рекомендациями основной образовательной программы, по которой работает ДОО. Акцент делается на математическом развитии ребенка.
Формами совместной работы детского сада и семьи по вопросам математического развития детей являются:
• доклады и сообщения на родительских собраниях и конференциях;
• организация выставок наглядных пособий с описанием их использования;
• открытые занятия по математике для родителей;
• групповые и индивидуальные консультации, беседы, передвижные папки
Организационный раздел
1. Психолого – педагогические условия реализации Программы
Содержание, методы и формы организации организованной образовательной деятельности непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка. В рабочих тетрадях используются стихи, загадки, приметы, пословицы, игровые упражнения, которые всегда связаны с темой занятия. Это позволяет снять утомление, внести разнообразие в занятие, дети узнают много нового, учатся обобщать.
В учебно-методическом комплекте (УМК) предусматривается развитие математических представлений детей с учетом принципа интеграции, который предполагает взаимодействие областей, представленных в ФГОС (социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое).
В п. 3.2.6 ФГОС ДО определяет условия эффективной реализации Программы, одним из которых является организационно-методическое сопровождение процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми
В кружок принимаются все желающие дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Набор детей в группу производится в конце августа, в начале сентября. Воспитанники, освоившие программу первого года обучения, переводятся на следующий год обучения.
Возраст детей Длительность
занятий Количество в неделю Количество в месяц Количество в год
старшая группа 5-6 лет 25 минут 1 4 36
Срок реализации программы : Программа рассчитана на1 учебный год:
- 1-ый год обучения – дети 5-6 лет (36 занятий в год);
Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю, во вторую половину дня.
Длительность одного занятия: 25 минут.
Форма организации детей: групповая.
Формы организации образовательной деятельности: Основная форма – занятия.
Методическое обеспечение программы :
Строительный набор (объемные тела);
Кубики из пластмасса, дерева;
Геометрические фигуры;
Цветные счетные палочки;
Конструкторы: «Малыш», «Кроха», «Лего»;
Блоки Дьеныша
Палочки Кьюзера
Арифметическое домино;
Коллекции шнуровок (ежик, грибок, белочка и др.);
Мозаика детская;
Набор карточек с цифрами от 0 до 20;
Счетная и ученическая линейка.
Счетные палочки;
Набор карточек с изображением различных моделей (для сборки конструктора);
Набор игрушек;
Набор плоскостных и объемных фигур;
Пособия «Круглый год», «Я изучаю дни недели
Учебно-методическое обеспечение:
Колесникова Е. В. Математика для детей 5 – 6 лет. Методическое пособие. – М. : «Ювента», 2016.
Колесникова Е. В. Геометрические фигуры. Рабочая тетрадь для детей 5 – 6 лет. - М. : «Ювента», 2016.
Колесникова Е. В. Я считаю до 10. Рабочая тетрадь для детей 5 – 6 лет. – М. : «Ювента», 2016.
Демонстрационный материал : Математика для детей 5-6лет. -М. : ТЦ Сфера, 2015.