Елена Геннадьевна Акимова
Дополнительная общеразвивающая программа «МастерОк» художественной направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «МастерОк» создана как основной нормативный документ, регламентирующий образовательный процесс в объединении.
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана программа.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „МастерОк“ художественной направленности» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 года №1726-р;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Примерные требования к программам дополнительного образования детей, утвержденные письмом Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, утвержденные письмом Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ различной направленности, утвержденные письмом комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 01 апреля 2015 года № 19-2174/15-0-0 «О методических рекомендациях по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ различной направленности»;
Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества Волховского муниципального района».
Актуальность программы
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.
Воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, никакой вид творческой деятельности не может обойтись без воображения. Занятия в объединении позволяют развивать у учащихся не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования и лепки.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
Педагогическая целесообразность
Нетрадиционное рисование и лепка доставляют детям множество положительных эмоций, раскрывают возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляют своей непредсказуемостью. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество, умение видеть необычное в простом, и обычном.
Эти занятия не утомляют, а наоборот вызывают стремление заниматься таким интересным делом. Ребятам интересен сам процесс выполнения работы и её конечный результат. Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы и приемы обучения (словесные, наглядные, практические).
Словесные: рассказ, беседа, объяснение, показ, поощрение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.
Наглядные: использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий, пособий. В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.
Практические: изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух.
Для того чтобы детские работы были интересными, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечивать ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности создавать условия для проявления собственной фантазии.
Цель дополнительной общеразвивающей программы
Развитие художественно-творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования и лепки, формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира.
Задачи дополнительной общеразвивающей программы
Обучающие
1. Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности.
2. Обучить различным приемам нетрадиционных техник рисования и лепки с использованием различных материалов.
3. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
4. Научить соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов.
Развивающие
1. Формировать внимание, память, воображение.
2. Развивать цветовосприятие, художественный вкус, творческие способности, фантазию.
3. Способствовать развитию образного и пространственного мышления.
Воспитательные
1. Формировать интерес к красоте, искусству, окружающему миру.
2. Воспитывать доброжелательность при общении со сверстниками и взрослыми.
3. Воспитать аккуратность, усидчивость, трудолюбие, доброту.
Отличительные особенности программы в том, что учащиеся знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования и лепки, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании. Учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки и поделки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Возраст учащихся, участвующих в реализации данной общеразвивающей программы, от 5 до 6 лет. Принимаются все желающие.
Возрастные особенности учащихся
В этом возрасте у учащихся происходит развитие тонких эмоциональных реакций на красоту окружающего мира. Они чувствительны к цвету, форме. Могут испытывать сильный и непосредственный восторг от созерцания яркого пейзажа, красивой музыки, спектакля. Поэтому в данный период необходимо создавать условия, в которых дети учатся получать эти яркие, на всю жизнь остающиеся в памяти впечатления. Так же продолжается рост устойчивости внимания, развивается произвольное запоминание, появляется способность удерживать в сознании уже не отдельное событие или ситуацию, а цепочку взаимосвязанных событий, что позволяет представлять прошлое и будущее, выстраивать картинку роста и развития в мире живой природы, процесса создания какой-либо вещи. Наряду с формированием интеллектуальных знаний, важнейшую задачу представляет развитие воспроизводящего, пространственного и абстрактного воображения.
В работе с детьми именно этого возраста целесообразно использовать задания на воспроизведение образца и работу по словесной инструкции. В пять, шесть лет у ребенка появляется способность ставить цели, касающегося как самого себя, его собственного поведения, а также таких психических процессов, как память, внимание, восприятие.
Уровень сложности программы
Исходя из возможностей и возрастных особенностей учащихся, содержание и материал программы организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности:
стартовый уровень предусмотрен для ознакомления с материалами для работы, с их предназначением и использованием с помощью педагога.
базовый уровень предусмотрен для применения уже знакомых материалов в работе с помощью педагога и самостоятельно.
Структурная модель программы
Уровень Наполняемость учебных групп Возраст учащихся, особенности состава Год обучения Режим занятия в неделю, час Объем программы в год, час Особенности организации образовательного процесса
Стартовый 10 5-6 1 2 68 на базе учреждения
Базовый 5-6
Наполняемость учебных групп:10 человек
Срок реализации программы : 1 год обучения
Форма обучения: очная
Форма организации занятий: групповая
Формы проведения занятий: аудиторная
Основные формы аудиторных занятий: беседа; занятие; творческое занятие; выставка.
Режим занятий. Занятия проводятся2раза в неделю по 1занятию в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования. Продолжительность одного занятия –30минут.
Учебно-тематический план
№ п/п
Название разделов и (или) тем программы
Количество часов Формывводного, текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации
всего теория практика
1 Вводное занятие
1 1 - Опрос
2 Рисование пальчиками 11 3 8 Опрос Творческое задание.
3 Рисование ватными палочками 3 1 2 Опрос Творческое задание.
4 Солёное тесто 18 6 12 Загадки, практическое задание.
5 Итоговое занятие 1 - 1 Выставка
Итого: 34 11 23
Содержание программы
1. Вводное занятие
Теория. Экскурсия по кабинету, осмотр выставки работ. Правила техники безопасности.
Вводный контроль. Опрос.
2. Рисование пальчиками
Теория. Стартовый уровень. Понятие о различных геометрических формах (овальной, круглой, прямоугольной и т. п.). Радуга (спектр). Названия «главных» (основных) цветов. Гуашевые краски и их свойства. Техники рисования отпечатками пальцев.
Теория. Базовый уровень. Понятие об орнаменте. Смешивание цветов.
Практика. Стартовый уровень. Упражнение «Что получиться?» (дорисуй отпечаток). Рисование простейших фигур и предметов простой формы (яблоко, грибочки, ягодки и т. д). Заполнение контуров, отпечатками пальцев, пользуясь различными цветами. Текущий контроль. Опрос.
Практика. Базовый уровень. Освоение различного положения пальцев для получения различных изображений. Дорисовываем до определенного образа отпечатки (кактус, рыбка, медуза, цветущее дерево).
Рисование несложного орнамента с использованием отпечатков пальцев, ватных палочек. Рисунок «Листопад», «Снегопад».
Текущий контроль. Творческое задание.
3. Рисование ватными палочками
Теория. Стартовый уровень. Техника рисования ватными палочками, положение пальцев, удерживающих палочку.
Теория. Базовый уровень. Способы рисования ватной палочкой.
Практика. Стартовый уровень. Освоение способа рисования ватной палочкой – рисование вертикальных и горизонтальных линий. Промежуточная аттестация – опрос.
Практика. Базовый уровень. Освоение способа точечного рисования ватной палочкой – палочка прыгает. Раскрашивание готовых рисунков (заполнение пространства) : «Радуга», «Солнышко», «Красивая рамочка», изображение животных. Промежуточная аттестация – творческое задание
4. Солёное тесто
Теория. Стартовый уровень. Показ изделий из солёного теста. Состав и способ изготовления теста. Техника безопасности при работе с солёным тестом.
Теория. Базовый уровень. Техника изготовления полуобёмных изделий из солёного теста. Промежуточная аттестация – загадки по теме, практическое задание.
Практика. Стартовый уровень. Раскатываем из солёного теста шар, колбаски. Деление куска теста на равные и не равные части. Раскатывание целого куска скалкой. Соединение деталей.
Практика. Базовый уровень. Изготовление полуобъёмных изделий из солёного теста (ягодка, грибок, виноград, гусеница, булочки и пирожки).
5. Итоговое занятие
Практика. Подведение итогов работы за год.
Текущий контроль. Выставка для родителей.
Методическое обеспечение программы
№ п/п Название разделов и (или) тем
Формы занятий Приемы и методы организации образовательного процесса Дидактический материал, техническое оснащение занятий
1 Вводное занятие
Беседа Словесный Инструкция по технике безопасности, памятка для родителей, экспонаты выставки готовых работ.
2 Рисование пальчиками Беседа
Занятие Словесный,
практический, наглядный Наглядное пособие, краски, губки для вытирания пальцев, бумага, шаблон
3 Рисование ватными палочками Беседа
творческое занятие Словесный,
практический,
наглядный
Репродукции.
Ватные палочки, краски, бумага, карандаш,
готовый рисунок для примера.
4 Солёное тесто Занятие
Беседа
Словесный,
практический,
наглядный
Презентация, ПК
Фартуки, нарукавники, мука, соль, вода, емкость для теста, скалки, формочки
5 Итоговое занятие Выставка Словесный,
наглядный
Материалы для оформления выставки, работы детей.
Система оценки результатов
Личностные результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы
Проявление доброжелательности при общении со сверстниками и взрослыми.
Проявления аккуратности, усидчивости, трудолюбия.
Метапредметные результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы
Владеть разнообразными средствами творческой работы.
Владеть навыками безопасности при работе с инструментами и материалами.
Способность определять перечень необходимого оборудования, материла для осуществления творческой задачи.
Предметные результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы
Стартовый уровень
Будут знать: правила безопасного использования инструментов и материалов; различные приемы нетрадиционных техник рисования и лепке; иметь понятие о форме предметов.
Будут уметь: делить тесто на части и соединять; выполнять базовые формы (шар, колбаска);заполнять контур.
Базовый уровень
Будут знать: основы изготовления лепных изделий из различных материалов; способы нетрадиционного рисования.
Будут уметь: смешивать цвета; дорисовывать отпечаток руки; точечно заполнять пространство; изготавливать полуобъёмные и изделия.
Для проверки освоения программы используются следующие формы контроля:
вводный контроль – опрос;
текущий контроль успеваемости - самостоятельная работа, выставка;
промежуточная аттестация (опрос, загадки).
Список литературы
для педагога
1. Аверьянова, А. П. Изобразительная деятельность в детском саду/ А. П. Аверьянова. – М. :Москва-Синтез; М. : ТЦ Сфера, 2003, 96с.
2. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду/Давыдова Г. Н. – М. : Скрипторий 2003, 2008, 85с.
3. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду/Т. С. Комарова. – М. :Мозаика-Синтез, 2008, 192с.
4. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду/И. А. Лыкова. – М. : Карапуз-дидактика, 2008, 144с.
5. Пастухова, Г. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду/ Г. В. Пастухова. – М. : Центр Проблем Детства, 1996, 83с.
6. Шкидская, И. О. Аппликации из пластилина/И. О. Шкидская. – Ростов н/Д. : Феникс, 2008, 87с.
для детей
1. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду/И. А. Лыкова. – М. : Карапуз-дидактика, 2008, 144с.
2. Пастухова, Г. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду/ Г. В. Пастухова. – М. : Центр Проблем Детства, 1996, 83с.
3. Шкидская, И. О. Аппликации из пластилина/И. О. Шкидская. – Ростов н/ Д. : Феникс, 2008, 87с.