Марина Юрчишина
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный карандаш» (10–11 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка
1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный карандаш» (далее – программа) составлена в соответствии с
Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности „Волшебный карандаш“ (10–11 лет)» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41);
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008);
Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
уставом учреждения;
Положением о порядке разработки, принятия, утверждения и единых требованиях к содержанию и оформлению документации, обязательной для ведения педагогами дополнительного образования.
1.2. Программа является дополнительной общеразвивающей программой художественной направленности.
1.3. Программа относится к стартовому уровню сложности освоения образовательных результатов. Она предусматривает освоение учащимися общих сведений об интересующем их виде деятельности, помощь им в составлении представления о выбранной деятельности и оценке своих возможностей в её освоении. Она является самостоятельным курсом освоения определенного вида деятельности и может служить первой ступенью для перехода к базовой программе обучения.
1.4. Актуальность программы заключается в востребованности услуг по развитию художественных творческих способностей учащихся, их нравственных и эстетических качеств.
1.5. Назначение программы :
1) дать учащимся общие сведения об интересующем их виде деятельности, помочь им составить представление о выбранной деятельности и оценить свои возможности в её освоении;
2) сформировать у учащихся следующие обобщё нные умения уровня элементарной грамотности:
рассказать о конкретном виде деятельности;
выполнять основные действия;
объяснить причины выбора данного вида деятельности.
1.6. Целью программы является формирование и развитие у учащихся художественно-эстетической культуры как неотъемлемой части культуры духовной через обучение технике рисования простым карандашом, их потребностей в культуротворческой деятельности.
1.7. Программа является модифицированной. В её основу заложены основные положения программы «Весёлый карандаш» Лукьяновой А. Д., адаптированные к запросам учащихся и потенциалу образовательного учреждения и педагога.
1.8. По структуре программа является сквозной, соизмеряющей учебный материал с возрастными особенностями учащихся, их количеством в группах и оценкой физического состояния.
1.9. По содержанию деятельности программа является познавательной и содержит элементы развивающей творческие способности деятельности.
1.10. По уровню формирования и развития личности программа является развивающей личность – информирующей о виде деятельности, нацеленной на получение сведений по предусмотренному виду деятельности и формирование предметных учебных умений в этом виде деятельности, на совместную и самостоятельную деятельность в процессе обучения.
1.11. Исходной теоретической основой программы являются положения о
предоставлении учащимся возможности выбора сферы деятельности в соответствии с их возрастными особенностями и диапазоном интересов и потребностей;
особой роли изобразительного искусства в системе эстетического воспитания и творческого развития личности человека.
1.12. Главная идея программы заключается в личностно-ориентированном подходе, позволяющем более полно приблизить формирование знаний и умений в области изобразительного искусства к индивидуальным физиологическим, психологическим и интеллектуальным особенностям каждого учащегося, приобщение к художественной культуре.
1.13. Программа построена на технологии дифференцированного подхода, учитывающего возможности, способности и склонности каждого учащегося.
1.14. Программа предусматривает формирование у учащихся инвариантных (общих для всех дополнительных общеразвивающих программ данной направ-ленности) и специальных (получаемых при освоении данной дополнительной общеразвивающей программы) предметных знаний и учебных умений. Так как дополнительное образование детей и взрослых, усиливая вариативную составляющую общего образования, способствует получению учащимися новых знаний, расширению и углублению тех знаний, которые они получают в рамках стандарта общего образования, программа предусматривает формирование у них универсальных учебных действий.
1.15. Срок реализации программы :
программа рассчитана на 1 год обучения;
общая продолжительность обучения составляет 35 учебных часов.
1.16. Режим занятий:
занятия проводятся 1 раз по 30 минут;
1.17. На освоение программы принимаются все желающие без предъявления требований к уровню их образования и без вступительных испытаний (процедур отбора).
1.18. Возраст учащихся: с 10 до 11 лет.
1.19. Количество учащихся в группе: не более 15 человек.
1.20. Организационные формы обучения – групповые аудиторные занятия с индивидуальным подходом и созданием творческой атмосферы, стимулирующей повышенную работоспособность и возможность активизации индивидуального участия.
1.21. Формы занятий: практические занятия с изучением основ теоретических знаний.
1.22. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости.
1.23. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: мониторинг участия в выставках и конкурсах разных уровней.
1.24. Программа реализуется по безоценочной системе в очной форме обучения.
1.25. Формы подведения итогов реализации программы :
текущий контроль, осуществляемый в процессе проведения каждого учебного занятия, направленный на закрепление материала по изучаемой теме и на формирование учебных умений;
оценка результатов освоения программы проводится педагогом в конце учебного года без специально отведённого времени по методике, изложенной в приложении № 1.
Оценка личностных и метапредметных результатов самостоятельным объектом оценки результатов образовательной деятельности не является. Они учитываются в контексте оценки предметных результатов.
1.26. Организация обучения учащихся с умственной отсталостью осуществляется с предоставлением следующих специальных условий:
учёт нарушений в сфере отношений, отклонений в познавательной сфере (низкий уровень развития познавательных интересов, волевых проявлений, трудовой культуры, неразвитость потребностей, патологического развития характера;
использование коррекционно-развивающих методов и приёмов обучения;
привлечение при необходимости специалистов в области коррекционной педагогики;
создание других условий, без которых невозможно или затруднено освоение данной программы.
2. Задачи программы
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
1. личностные:
формировать у учащихся собственной системы мотивов и направленности деятельности;
формировать общественную активность личности, гражданскую позицию, культуру общения и поведения в социуме, навыки здорового образа жизни;
формировать у учащихся стремление к самореализации;
обеспечить получение учащимися теоретических знаний и практических умений, необходимых для развития активной жизненной позиции личности;
способствовать обогащению гуманитарного и социального опыта учащихся.
2. метапредметные – формировать у учащихся умения:
самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
работать с информацией и использовать информационные технологии в своей деятельности.
3. образовательные (предметные) :
1) расширить и углубить знания учащихся об изобразительном искусстве;
2) познакомить учащихся с правилами рисования (композицией, техникой изображения, техникой рисования карандашом, светотеневой разработкой, пропорционированием);
3) развивать:
творческое воображение и изобразительные способности;
художественный вкус и интерес к рисованию;
способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира;
4) научить:
планировать и выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
под руководством педагога разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в рисунке;
выражать свое отношение к увиденному и пережитому через рисунок;
5) способствовать воспитанию:
ценностного отношения к прекрасному в действительности, труде, общественной жизни;
общей культуры, целеустремленности, усидчивости, аккуратности в работе.
3. Формируемые предметные знания, учебные умения
и универсальные учебные действия
Предметные знания:
инвариантные:
художественная деятельность как специфическая форма познания и преобразования мира;
выразительные средства языка различных направлений творчества;
прекрасное в действительности, труде, общественной жизни.
специальные:
понятия «рисунок», «эскиз», «набросок»;
многообразие образцов для создания рисунка простым карандашом;
основы композиции: компоновка, композиция, первичная геометрия;
инструкционная карта и практическая работа с ней;
техники поэтапного рисования и рисования с натуры;
силуэт и форма;
стили и техники;
свет и тень;
блики;
предметы натюрморта: фрукты, овощи, ягоды, цветы;
изображение насекомых, птиц, животных;
виды штриховки, динамика штриха;
технологическая последовательность реализации замысла;
художественные технологии, их комбинирование в соответствии с задачей;
Предметные учебные умения:
инвариантные:
моделирование и воплощение собственного художественно-творческого замысла с использованием выразительных средств художественного творчества, различных художественных материалов;
передача средствами художественного образного языка своего отношения к произведениям искусства, изображающим различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм ит. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
высказывание аргументированного суждения о содержании, сюжете и выразительных средствах произведений искусства.
специальные:
планировать и выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
рисовать отдельные предметы и композиции;
передавать в изображении основные свойства предметов: форма, величина, характерные детали;
передавать в изображении соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга;
создавать мысленный образ рисунка и самостоятельно воплощать этот образ на материале;
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного педагогом замысла;
рисовать по образцу, по представлению, по памяти;
выражать свое отношение к увиденному и пережитому через рисунок;
прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно использовать художественные технологии в соответствии с художественной задачей;
вносить в работу элементы фантазии, разнообразие;
сотрудничать в художественной деятельности.
Программа предусматривает дальнейшее формирование у учащихся следующих универсальных учебных действий:
1) личностных универсальных учебных действий, обеспечивающих ценностно-смысловую ориентацию учащихся:
умение соотносить поступки с принятыми этическими принципами;
знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения;
умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
2) регулятивных универсальных учебных действий, обеспечивающих учащимся организацию своей учебной деятельности:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено ими, и того, что ещё неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим учащимся, педагогом, товарищами;
оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
3) познавательных универсальных учебных действий, включающих:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
извлечение необходимой информации из текстов различных жанров, определение основной и второстепенной информации, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
4) коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивающих социальную компетентность:
учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности;
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
4. Ожидаемые результаты
В ходе освоения программы :
1) у учащихся расширятся и углубятся знания:
об изобразительном искусстве как средстве эстетического восприятия окружающего мира;
о разнообразии приемов и техник изображения предметов и явлений окружающего мира;
о художественных средствах и материалах и их творческом использовании;
о понятиях «рисунок», «эскиз», «набросок»;
о содержании понятий «силуэт», «форма», «стиль» «техника», «свет и тень», «блики»;
об основах композиции: компоновки, композиции, первичной геометрии;
о технологии поэтапного рисовании, рисования с натуры;
о правилах композиции изображаемых предметов;
о правилах элементарной светотеневой разработки изображаемых предметов;
о видах штриховки, динамике штриха;
о технологической последовательности реализации замысла;
о художественных технологиях и их комбинировании в соответствии с задачей;
5. Содержание учебного плана
Вводное занятие (1час). Беседа по оценке готовности учащихся к освоению программы. Инструктаж по ТБ.
Пропорции (1час). Определение пропорций предметов на рисунке.
Перспектива (1час). Законы перспективы и их использование на практике. Линейная перспектива, перспектива с одной точкой и с двумя точками схода.
Построение геометрических фигур (2часа). Техника рисования геометрических фигур: круги и линии. Техника рисования объемных геометрических фигур: шар.
Передача объема светотенью. Способы тонирования и штриховки (2часа). Создание объема формы при помощи света и тени. Создание тона, штриховка. Методы штриховки.
Рисование овощей (3 часа). Беседа об овощах. Техника рисования моркови, огурца и перца.
Рисование цветов (3 часа). Беседа о цветах. Техника рисования тюльпана. Изображение нарцисса. Рисование гвоздики.
Рисование фруктов (2 часа). Беседа о фруктах. Техника рисования банана. Рисование груши.
Рисование ягод (2 часа). Беседа о ягодах. Техника рисования клубники. Рисование вишни.
Натюрморт (2 часа). Что такое натюрморт? Рисование натюрморта с натуры. Рисование натюрморта из овощей, фруктов, ягод, цветов по собственному замыслу.
Рисование птиц (3 часа). Беседа о птицах. Техника рисования гуся. Рисование курицы. Изображение чайки в полете.
Рисование животных (3 часа). Беседа о домашних животных. Техника рисования кролика. Рисование свиньи. Изображение кошки.
Рисование насекомых (3 часа). Беседа о насекомых. Техника рисования бабочки, муравья, стрекозы.
Рисование морских и речных обитателей (3 часа). Беседа о морских и речных обитателях. Рисование улитки, дельфина, кита.
Рисование растений (3 часа). Техника рисования травы и деревьев. Рисование пейзажа.
Итоговое занятие (1 ч). Оформление и проведение выставки работ учащихся объединения. Подведение итогов работы объединения.
6. Методическое обеспечение
Чтобы освоение программы учащимися было успешным, необходимо правильно организовать процесс обучения.
Наиболее оптимальными методами обучения являются словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные и репродуктивные, воспитания – убеждения, поощрения, упражнения, стимулирования, мотива-ции.
Формами организации образовательного процесса являются групповые аудиторные занятия с индивидуальным подходом и созданием соревновательного фона, стимулирующего повышенную работоспособность и возможность активизации индивидуального участия.
Формами проведения занятий являются изучение основ теоретических знаний и практические занятия в игровой форме.
Обучение осуществляется на технологии дифференцированного подхода, учитывающего возможности, способности и склонности каждого учащегося, направленной на развитие у учащихся:
самостоятельности и креативности мышления;
исследовательских умений в теоретической и научно-практической деятельности;
коммуникативной культуры (умений участвовать в коллективном поиске, аргументировать свою позицию, публично представлять результаты творческих работ);
умений рефлексии и саморефлексии, волевых качеств;
потребности в непрерывном образовании.
Основная учебная единица, в которой реализуется программа, – учебное занятие, являющееся:
моделью деятельности педагога и ученического коллектива;
ограниченной временными рамками формой организации учебного процесса, предполагающей не только передачу предметных знаний, учебных умений и универсальных учебных действий учащимся по конкретному предмету и усвоение ими учебного материала, но и, прежде всего, развитие;
временем, в течение которого учащиеся под руководством педагога занимаются учебной, воспитательной, досуговой деятельностью.
Его цель – формирование и развитие творческих способностей учащихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании в ходе реализации программы.
Задачей учебного занятия является формирование предметных знаний и учебных умений и универсальных учебных действий, предусмотренных программой.
Содержание учебных занятий определяется программой.
Учебное занятие должно:
быть динамичным, соответствовать современным научным достижениям, возрасту и уровню развития учащихся, новым педагогическим и информационным технологиям;
обеспечивать учащимся условия для развития познавательных возможностей и творческих способностей их личности и информационную безопасность в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов.
предоставлять учащимся право на свободу выбора и добровольность в творческой деятельности.
Для повышения эффективности учебного занятия педагог должен:
создавать и поддерживать высокий уровень познавательного интереса и активности учащихся;
целесообразно расходовать время занятия;
применять разнообразные педагогические средства обучения;
осуществлять личностно-ориентированное взаимодействие с учащимися;
чётко продумывать практическую значимость полученных предметных знаний и учебных умений.
Учебное занятие должно представлять собой последовательность организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, итогового, рефлексивного, информационного этапов.
В ходе учебного занятия неукоснительно соблюдаются требования техники безопасности и охраны труда, производственной санитарии, гигиены, пожарной охраны, предусмотренные соответствующими правилами и инструкциями.
Использование предусмотренных программой таких достаточно разнообразных видов занятий, как рисование с натуры, рисование на заданные темы по представлению и по памяти, показ с сопутствующим обсуждением слайдов с репродукциями картин известных художников, не только позволит учащимся овладеть учебными умениями, но и расширит их способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.
7. Материально-техническое оснащение
Для реализации программы необходимы :
1. Бумага для рисования: альбомы, ватманы и пр.
2. Простые карандаши различной твердости и мягкости.
3. Меловой карандаш.
4. Кисти для рисования, ватные диски (для растушевки).
5. Ластики.
6. Точилки для карандашей.
7. Планшеты или мольберты.
8. Репродукции произведений изобразительного искусства.
9. Наглядные пособия, раздаточный материал.
10. Доступ к фондам районной и поселковой библиотек.
11. Доступ к информационно-коммуникационным сетям.